Вспоминаем писателя, редактора, визионера и одного из столпов современной поп-культуры.
28 декабря 1922 года родился Стэн Ли – человек, которого большинство знают по потрясающим камео в фильмах Marvel. Но знаменит он совсем не этим: на счету Ли не только создание половины любимых супергероев, но и реформирование всей комикс-индустрии и вывод ее из тени больших собратьев. «КиноРепортер» решил рассказать подробнее о достижениях Стэна Ли и прикинуть масштаб отпечатка мастера на всей современной культуре.
Рождение титана
В 1940-х еще не было как такового Marvel: комиксы выходили под брендом Timely и чаще всего являлись кальками среднего качества с других популярных героев. Первыми из них были Подводник (Submariner) и Человек-факел, которые дожили до сегодняшних дней, претерпев череду изменений. В 1940-м туда же пришел Стэнли Мартин Либер – 18-летний мальчишка на побегушках, который уже через год станет редактором и возьмет знаменитый псевдоним Стэн Ли.
Попытки копировать все, что плохо лежит (среди героев Timely того времени были, к примеру, «Гомер, счастливое привидение» и «Уаки Дак», подозрительно напоминавшие Каспера и Даффи Дака соответственно), привели к краху компании. С 1951 года дела шли неважно, и к концу десятилетия были уволены почти все сотрудники – кроме Стэнли, на плечи которого в 1960-е ляжет кажущаяся непосильной задача.
Самый крупный игрок рынка, DC, на тот момент выходил невероятными тиражами и был одним из немногих, кто все еще издавал супергероику. Балом правили вестерны, детективы и комиксы на военную тему. Но тут DC выпускают серию «Лига справедливости», объединяя самых главных своих героев в одну команду. Мартин Гудман, глава компании, дает Стэнли установку: скопировать команду героев. Но Стэнли бы не был собой, если бы выпустил ширпотреб. Вооружившись поддержкой Джека Кирби, которого впоследствии нарекут королем комиксов, он решил создать такую команду, про которую ему было бы интересно читать самому, – так родилась «Фантастическая четверка».
Четверка астронавтов в результате воздействия космических лучей получает суперспособности: Рид Ричардс становится невероятно эластичным. Его девушка, Сью Шторм, может по собственному желанию становиться невидимой. Брат Сью, Джонни, может летать и воспламеняться, а вот другу Рида, Бену Гримму, повезло меньше – его кожа превращается в камень.
Но мировую известность Четверке принесли не их способности, а сам подход к комиксу: в отличие от привычных героев с каменными лицами и идеальной добродетельностью, они остались людьми с вполне понятными человеческими проблемами: они не рады своему положению (особенно Бен), часто вступают в перепалки друг с другом и решают вполне бытовые проблемы. Полная противоположность героям DC. Добавьте к этому яркий и непривычный стиль Кирби (немного упрощенный в сравнении с «вылизанной» графикой конкурентов) – и получите бомбу, которая упала на американский рынок и преобразила его навсегда.
Атлант расправил плечи
1962 год приносит новых героев – Халка и Человека-паука, тоже рожденных Стэном в соавторстве с Джеком Кирби и Стивом Дитко соответственно. Дитко умело рисовал чудаковатых героев, так что ботаник-Паркер из-под его пера вышел вполне убедительным. И вновь герои наделены слабостями: Брюс Баннер бесконтрольно превращается в монстра, из-за чего плачет в первом же выпуске, не понимая, как ему дальше жить, а Паркер далеко не сразу становится на путь героя и нередко жалеет о том, что получил свои силы. Marvel находит свой собственный путь, отличающий его от всех конкурентов.
1963-й – год рождения целой вереницы супергероев: Тор, Доктор Стрэндж, Человек-муравей, Оса и Железный человек. С последним связана крайне интересная идея Ли – он пытался создать героя, который должен вызвать неприязнь: на дворе 1960-е, разгар холодной войны, а новый герой при этом – оружейный магнат.
Все супергерои Стэна Ли стали нашими соседями: если Супермен жил в выдуманном Метрополисе, Бэтмен – в Готэме, то тот же Доктор Стрэндж обитает в Нью-Йорке. При этом все они живут не просто в нашем мире – они живут в одном мире и могут даже столкнуться на страницах разных серий, что для своего времени выглядело невероятно революционно.
Герои DC всегда сражались с врагами извне, герои Marvel часто сражались с самими собой, решая различные внутренние конфликты. По сути, Ли изобрел антигероя – не самого хорошего человека, который лишь постепенно обращается к свету под гнетом обстоятельств. И это было невероятным шагом в сравнении с героями, идеальными от рождения. Также Ли предложил воскресить не только Подводника, но и Капитана Америку – одного из героев, чья серия выходила в начале 1940-х.
В том же 1963-м свет увидел и первый выпуск «Мстителей». Неизменная пара Ли – Кирби создали команду из тех, что уже успели заработать себе сольную славу за считаные месяцы: в первый состав вошли Человек-муравей, Халк, Железный человек, Тор и Оса. В четвертом выпуске к ним присоединился и Кэп, которого они нашли замороженным во льдах. Состав команды позже будет многократно меняться – в том числе и без участия самого Ли. Так, буквально за 5 лет Marvel перевернули мир комиксов с ног на голову – по сути, благодаря одному очень упорному и трудолюбивому человеку.
Новые времена – новые правила
Новый подход к сюжету и иллюстрациям быстро вытащил Marvel из безвестности. В 1963 же году произошла еще одна небольшая революция – Ли и Кирби представили миру Людей Икс. Революционность заключалась в том, что в этой команде герои не получили силы после облучения особыми лучами или какого-то иного воздействия – они просто родились такими. Сам Ли это объяснил тем, что «кусать» каждого героя радиоактивным пауком попросту глупо, поэтому он «выбрал более трусливый путь – и сделал их мутантами». И если поначалу это была классическая история о сражении между героями и злодеями (уже в первом выпуске появился Магнето), то постепенно в комиксе стали подниматься более сложные темы вроде расизма и предубеждений.
Параллельно с созданием историй и вселенных Ли занимался не менее важной вещью – пиаром компании. И на этой почве он выигрывал у DC с огромным отрывом: вел колонку писем и «Мыльницу», в которой очень непринужденно и весело общался с читателями на равных в противовес канцелярским ответам от DC. Руководство двух издательств, кстати, нередко подкалывали друг друга, и не всегда красиво, вплоть до острых высказываний на публике и прямо в тексте собственных комиксов.
В 1965 году Ли создает фан-клуб Marvel, в который, как ни смешно, вошли и некоторые важные шишки из DC. Marvel вводят и первого афроамериканца-супергероя, Черную Пантеру. Ли влияет на ослабление печально известного комикс-кода – серии правил, созданных для того, чтобы комиксы точно были безопасны для детей, а соответственно, и ужасно беззубы. Толчком для этого становится выпуск «Человека-паука», в котором друг Питера, Гарри Озборн, становится наркозависимым.
Удивительное дело: несмотря на то, что департамент здоровья США попросил Ли написать эту историю, одобрения на выпуск от управления комикс-кода он получить не сумел. Но Marvel заслужили справедливую похвалу за поднятие сложной и важной темы. Комикс-код устарел, и это был явный звоночек.
В 1972-м Ли понимает, что пришло время двигаться дальше, и перестает самостоятельно писать ежемесячные истории. Последним номером был «Фантастическая четверка #125».
Уже не человек – символ
Стэн Ли перестает столь же плотно писать сам, но не бросает комиксы. Периодически он создает отдельные истории и новых героев: так, к примеру, в сотрудничестве со знаменитым художником Жаном «Мебиусом» Жиро он напишет комикс «Парабола» об очередном противостоянии Серебряного серфера и Галактуса – огромного существа, поедающего целые планеты. На какое-то время он становится президентом компании, но довольно быстро уходит, так как в работе президента «слишком много цифр и слишком мало творчества».
Кроме того, Стэн Ли начинает интересоваться продажей прав на героев для кино и телевидения: он один из первых понял невероятный потенциал для экранизации собственных творений. Одному из первых повезло, что неудивительно, Человеку-пауку, который уже в 1967-м получил собственный мультсериал. На большие экраны же Marvel будет добираться долго и довольно мучительно: первая киноэкранизация появится только в 1977 году (все тот же Человек-паук).
При этом попыток экранизации было на удивление много – например, в 1986-м начинались съемки фильма «Доктор Стрэндж». В том же году все же добрался до экранов «Говард-утка» Уилларда Хайка от студии Lucasfilm, который с треском провалился в прокате. Ли же еще с начала 1980-х говорил о том, что контроль над производством фильмов по комиксам должен быть у самой студии, что долгое время оставалось лишь мечтами.
Одной из самых ярких экранизаций стали «Люди в черном», а для героев самого Ли первой по-настоящему успешной – «Люди Икс» 2000 года. Кстати, он там же появился и в камео – той самой небольшой роли, которую многие фанаты с нетерпением ждут в каждом новом фильме.
Вообще, Стэн Ли впервые появился на большом экране в 1989 году, в фильме «Невероятный Халк: Испытание», и с тех пор регулярно оказывался в фильмах, мультфильмах и даже в играх (что примечательно, появлялся он не только в фильмах студии Marvel).
Словно этого мало, Ли основывает несколько новых фирм: первой ласточкой стала Stan Lee Media, разорившаяся в конце 2000-го из-за финансовых махинаций. Следом за ней, в 2001-м, – POW! Entertainment для создания фильмов, теле- и видеоигрового контента. Также он успел написать собственную автобиографию и книгу о том, как создавать комиксы. Все еще недостаточно? Как насчет Stan Lee Foundation – благотворительного фонда по поддержке творческого начала и доступности литературы для всех?
Вечное сияние
Ближе к концу жизни Ли испытывал немало трудностей как со здоровьем, так и с окружением: в 2012 году ему установили кардиостимулятор, а в апреле 2018-го вскрылась глобальная история с тем, что Ли стал жертвой издевательств — менеджер пытался ограбить престарелого творца. И даже дочь была не слишком добра к своему отцу. И все равно он продолжал улыбаться и творить добро. В ноябре 2018 года его не стало, но Стэн Ли надолго останется в памяти как создатель целой вселенной.
Комментарии