Рецензия на блокбастер с рекордным бюджетом и голливудскими звездами.
Начало XV века. Европа охвачена войной, чумой и голодом. После смерти Карла IV на трон правителя Священной Римской империи претендует его младший сын Сигизмунд, тогда как старший сын Вацлав IV является королем Богемии. Однако покой им только снится. Знать распоясалась, в лесах разбойники бесчинствуют, сторонники Яна Гуса у католических прелатов в печенках сидят… В этих-то недружелюбных условиях и начинает свой достославный путь Ян Жижка, наемник, полководец и национальный чешский герой, который в 1420-х возглавил войска гуситов и бросил вызов папе римскому. А еще, если верить легендам, не потерпел ни одного поражения.
Без легенд в истории Яна Жижки – никуда. Он вроде был реальным человеком, блестящим стратегом, гением военной тактики. Но постепенно превратился почти в мифологического персонажа, воспетого в массе произведений от художественных романов до компьютерных игр. Неудивительно, что про Жижку за минувшие столетия насочиняли несусветных баек, приписав ему, в частности, предсмертное желание обтянуть своей кожей барабан. Дабы дух его вечно вдохновлял воинов на ратные подвиги, а врагов заставлял трепетать от ужаса.
Фильм Петра Якла «Средневековье», самая дорогая чешская картина всех времен (стоила $20,3 млн), знающим людям тоже может показаться исторической фантастикой. Да, кстати, о знающих людях: до просмотра не повредит хотя бы по диагонали прочитать пару статеек по теме, чтобы не запутаться в персонах и придворных интригах. Судите сами – Ян Жижка (Бен Фостер) работает на лорда Бореша (Майкл Кейн), которому в борьбе за императорскую корону близка кандидатура Вацлава (Карел Роден). Но Вацлава подсиживает Сигизмунд (Мэттью Гуд), чьи происки активно поддерживает подлый лорд Розенберг (Тиль Швайгер), невеста которого Кэтрин (Софи Лоу) приходится племянницей королю Франции.
Жижка должен похитить Кэтрин, чтобы с ее помощью шантажировать Розенберга, заставив раскошелиться в пользу Вацлава. Но за самим Жижкой охотится наемник Торак (Роланд Меллер), верный слуга Сигизмунда. Который жестоко убивает племянника Яна, берет в плен его брата и начинает ответный шантаж. Каково, а? В лабиринте реальных и нереальных личностей, отдаленно исторических и абсолютно выдуманных событий легко заплутать, так что стоит заранее позаботиться о путеводных ниточках. Узнать, например, почему в Европе вдруг появились сразу два папы, а Ян Гус считался персоной нон грата.
После этого можно, как говорится, расслабиться и получать удовольствие. Естественно, если вас расслабляют брутальные боевики с кровищей и расчлененкой, где сажают на кол, отрубают конечности, проламывают черепа, а кого-то даже скармливают львам. Причем Жижке не раз выпадает шанс блеснуть талантом стратега, когда кучка солдат под его командованием противостоит численно превосходящему врагу, – словом, в натуралистичных батальных сценах не только лютый махач имеется.
В любом случае поставлены эти сцены на загляденье. Не столько, скажем, «Царство небесное» напоминая, сколько «Железного рыцаря», кино попроще и пожестче, работающее наподобие тарана. Есть в нем эдакая, знаете, первобытная грубая мощь, лихой дикарский задор, когда так и подмывает треснуть поломанным копьем по грязному щиту и спугнуть ворон оглушительным боевым кличем.
Эта атмосфера как нельзя лучше подходит Бену Фостеру, кошмарно недооцененному трудяге без амплуа, который ни разу не номинировался на «Оскара» или «Золотой глобус», зато подарил нам множество незабываемых перформансов в лентах разных жанров. От неовестерна «Любой ценой» и хитовой драмы об отшельниках «Не оставляй следов» до боксерского байопика «Гарри Хафт: Последний бой» и спортивной трагикомедии «Прорваться в НБА».
В мрачный сеттинг «Средневековья» артист тоже гармонично вписался. А когда Жижка в пылу очередной битвы теряет глаз, колорит с экрана прямо-таки льется багровыми реками. Правда, у этого культа личности обнаруживается и обратная сторона: в тени массивной фигуры Яна другие персонажи кажутся своего рода статистами, и за известными лицами не всегда удается разглядеть яркие характеры.
«Средневековье» четко делится на два мира. Обездоленных повстанцев, которых в итоге возглавляет Жижка, и аристократов, представленных Сигизмундом с Розенбергом. Но если первые регулярно попадают в водоворот драматичных коллизий, то вторые ведут себя как стереотипные тираны, жадные до богатств и власти, старательно сверкая надменными физиономиями и оказываясь куда менее убедительными антагонистами, чем тот же садист Торак.
Да, Тиль Швайгер с мушкетерской бородкой на редкость инфернально изображает скользкого дворянина, но его злодейское дарование заслуживает более достойного применения. Зато излишнее внимание уделяется сентиментальной линии Жижки и Кэтрин, которая намекает, что безжалостный вояка обладает тонко чувствующей душой, но с романтическим пафосом явно перебарщивает.
В целом фильм Петра Якла здорово напоминает «Игру престолов» – в лаконичном варианте для ленивых. Здесь и предательства, и битвы, и неожиданные любовные связи, а также восстания, репрессии и, конечно, борьба за трон. Не лишенным талантам людям дали достаточно денег, чтобы они ангажировали голливудских звезд и сняли солидный эпик, который не выглядит дешево и наивно, зато пробуждает в сердцах как минимум чешских зрителей похвальные патриотические чувства. А публику прочих стран радует увлекательной историей опального полководца в духе «Гладиатора» (один из постеров открыто копирует шедевр Ридли Скотта), оказавшегося вне закона и ставшего легендой. Подобные картины и в былые-то времена не возбранялось на больших экранах смотреть, а уж сегодня – и подавно. Так что ловите момент. «Средневековье» того стоит.
Комментарии