Долгое время имя Сэма Фишера существовало лишь в игровой среде: зеленые очки ночного видения, теневая работа и шепот «Третьего эшелона» отсылали к интерактивному опыту. Анимационный сериал «Splinter Cell: Караул смерти» возвращает легенду для разговора в другом формате. Эксперимент происходит в условиях нового времени, где зрелый герой противопоставляется молодому поколению и помещается в актуальный контекст политических и технологических угроз. Выясняем, насколько откровенно Netflix высказался о глобальных проблемах с помощью анимации.
Истории о спецагентах в отставке, скрывающихся от прошлого, давно стали общим местом. Нас регулярно встречают кадры с темный сараем, седым героем, ковром у камина и шумным приездом незваного гостя. Создатели нового мультсериала по серии игр Ubisoft обыгрывают этот мотив без сюрпризов. Мы попадаем в затерянный польский хутор, где ветеран спецслужб погрузился в тишину, книги и глубокий сон. Но эта идиллия недолговечна. На пороге появляется молодая разведчица Зинния МакКенна из «Четвертого эшелона», пострадавшая после проваленной операции. В дом незнакомка приносит флешку с данными и информацию о давнем товарище, тем заставляя опытного бойца снова взяться за работу.
В 2002 году Ubisoft выпустила игру о разведчике Сэме Фишере, работающем на загадочный «Третий эшелон» и выполняющем «черные операции». Серия прославилась глубокими стелс-механиками и атмосферой паранойи. Шпион с современными гаджетами стал одним из символов эры PlayStation 2. Эти игры возродили интерес к жанру стелс-экшенов, как Джеймс Бонд когда‑то перезагрузил шпионские фильмы. Каждая миссия заставляла продумывать маршрут, минимизировать число убитых, а иногда и выбирать, выполнять ли приказ или спасать невинных. До 2013 года серия набирала обороты, затрагивая темы терроризма, кибербезопасности и этики спецслужб. Длительное отсутствие нового игрового релиза создало вакуум, который теперь должна заполнить экранизация от Netflix.
В анимационной версии легендарный профессионал рассматривается как человек, вынужденный жить после выхода на пенсию. Благодаря сценарию Дерека Кольстада («Джон Уик»), история показывает, что старые методы уже не работают в мире гибридных войн, где большую роль играют информационные вбросы и биржевые манипуляции. Поэтому путь ветерана из Польши через Берлин, Копенгаген и литовские леса становится метафорой перехода от старых форм сражений к новым.
Мультсериал не пересказывает сюжеты игр, но сохраняет некоторые мотивы. Тема морального выбора и личной ответственности остается ядром. Авторы не стесняются повторять, что агенты – обычные смертные люди, принимающие тяжелые решения. Они несут на себе бремя жертв, отказываются от личной жизни и постоянно находятся в состоянии готовности. Истории о пенсии Фишера, его сожалениях, бессонных ночах служат напоминанием о том, что возраст и опыт не освобождают от прошлого, а иногда даже усиливают его тяжесть.
Кульминационные эпизоды возвращают Дугласа Шетланда – бывшего соратника Фишера. Их диалоги наполняют экран эмоциональным напряжением. В прошлом братцы были неразлучны, сообща выполняли миссии и праздновали победы, но оказались по разные стороны баррикад после одного случая. Однажды Сэм дал показания в суде против Шетланда, что привело к распаду их союза. Встреча двух ветеранов – главный идеологический конфликт. Один утверждает, что служба государству является единственной легитимной формой насилия, а другой – что разница между государственным и частным терроризмом стирается, когда речь идет о больших деньгах.
Бывшая военная корпорация Displace International подвергается ребрендингу. На публике ее лидеры говорят о борьбе с изменениями климата, о чистой энергии и глобальной миссии. Но мы видим лишь заговор с использованием террористических группировок для удаления конкурентов и повышения цен на акции. Такая схема вписывается в современный дискурс об экокапитализме и «двойных стандартах» корпораций. Детям Шетланда не чужды благие цели. Они действительно хотят остановить климатическую катастрофу, но выбранные методы зачастую противоречат их словам. Цель не оправдывает средств, а борьба за мир не должна превращаться в войну. Мы сами решаем, кто для нас ближе к истине: старый наемник, который оправдывает свои действия долгом, или молодые утописты, которые стремятся спасти мир через хаос.
Несмотря на актуальный контекст, мультсериал грешит недостаточным развитием второстепенных персонажей. Например, Тандер в основном отвечает за комедию в истории, не получая должного внимания в сюжете. Анна Гримсдоттир хотя и присутствует в нескольких эпизодах, не успевает раскрыть подробности своей личной жизни, оставаясь в тени главных событий. Другие агенты заглядывают на огонек эпизодически, произносят парочку фраз и исчезают. Возникают подозрения, что мир сериала населен лишь главными действующими лицами, а все остальные служат исключительно фоном.
Игровая серия знаменита именно стелс-экшеном, и фанаты ожидали увидеть анимированную версию своих любимых тактик. Вместо этого большинство боев решается прямолинейно: герои стреляют, метают ножи и вступают в рукопашные схватки. При этом заметно сильнее влияние на экшен мультсериала «Джона Уика», чем оригинальной игры. Хотя сцены поставлены виртуозно, они меняют восприятие проекта, превращая его скорее в боевик, чем в шпионский триллер. В то же время такое решение может быть осознанным: анимационному формату проще удерживать внимание зрителя через динамичные сцены, а не через длительные планы ожидания.
Мультсериал придется по вкусу тем, кто любит лишний раз погрузиться в сложные миры с политическим подтекстом. Проект поверхностно показывает, как корпорации перекраивают глобальную политику, как спецслужбы манипулируют правдой и как один человек пытается ориентироваться в этой сети интриг. Поклонники оригинальной игры найдут знакомые лица и механики, хотя, возможно, будут скучать по отдельным каноничным деталям. Любители современных боевиков оценят динамику, драки и визуальные находки. Тем, кто обычно избегает мультсериалов, «Караул смерти» может открыть глаза на то, что анимация способна быть зрелой, серьезной и актуальной.
Первый сезон оставляет открытые сюжетные линии и задает направление для продолжения. Шоураннер уже заявил, что следующий сезон будет масштабнее. Вероятно, герои отправятся за пределы Европы, появятся новые враги и союзники, а личные истории получат долгожданное развитие. Во второй главе важно, чтобы создатели нашли баланс между экшеном и тактической составляющей, уделили больше экранного времени второстепенным персонажам и углубились в сложные идеологические конфликты, которые делают Splinter Cell особенной.
Одним из многих мероприятий, приуроченных 80-летнему юбилею Никиты Сергеевича Михалкова, станет ретроспектива его фильмов на канале «Пятница!». Показы пройдут с…
По случаю премьеры нового фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» о том, как Жан-Люк Годар снимал «На последнем дыхании», столичный кинотеатр…
Жан-Клод Ван Дамм – имя, ставшее для многих символом дерзких боевиков 1990-х. Его прозвище «Мускулы из Брюсселя» говорит само за…
Великий и ужасный Джон Карпентер, создатель таких нетленных хоррор-шлягеров как «Нечто» и «Хэллоуин», спродюсирует сериал-антологию имени себя. Он так и…
Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что «Брат» и «Брат 2» – важнейшие произведения отечественного кинематографа постсоветского периода. Но…
Фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» буквально пропитан атмосферой летнего Петербурга и давней, но ничуть не растерявшей своей…