Кино

«Спенсер»: Диана и немного нервно

Оцепление, марширующие солдаты, пронумерованные наряды, блюда и чувства, колючая проволока вместо гирлянд и обязательное взвешивание при заселении – это не антиутопия Джорджа Оруэлла, а обычное Рождество у свекрови… Если она – королева Великобритании. В этой страшной рождественской сказке с привидениями Кристен Стюарт в образе принцессы Дианы сумеет победить сумерки и совершить побег из королевского плена. Но чуда все равно не случится.

Чилийский режиссер из семьи политиков Пабло Ларраин, известный фильмами о режиме Пиночета, последними своими работами подтверждает мысль Фаины Раневской: «Красота – это страшная сила». Его картины сродни богато иллюстрированным изданиям, где за ретушью и цветокоррекцией трудно порой расслышать живое дыхание. Как и Натали Портман в «Джеки» о Жаклин Кеннеди, Стюарт в «Спенсер» удалось преодолеть посмертный макияж стереотипов и явить с экрана не имя нарицательное, но женскую судьбу в неженственных обстоятельствах.

Это не очередной байопик, а попытка художественного осмысления трех трудных дней из жизни женщины – дней озноба, булимии и психоза, подтвердивших, что разрыв с мужем неминуем. У Ларраина Диана, как бы иронично это ни звучало, жертва диктата: традиций, ритуалов, мнимого благонравия, британской «жесткой верхней губы» и все той же обманчивой, драпирующей мрак, красоты, которая не спасает мир, а лишь придает ему похоронную торжественность.

«Красота бесполезна. Красота лишь платье», – говорит она, и Ларраин привносит в фильм клип-дефиле Дианы в самых известных ее нарядах. Только в макабрической пляске с мельканиями одежд, лиц, вспышек памяти и можно согреться в этом по-диккенсовски холодном доме.

Заблудившаяся по пути в поместье Сандрингем Диана нервно ищет знаки. В фильме они рассыпаны крупным жемчугом (сродни ожерелью, которое ей и ее сопернице подарил Чарльз): от зловещей мертвой птицы до охоты на фазанов и финала с куриными крылышками из фастфуда. Здесь поминутно выхватывают крупным планом то, что непременно должно быть замечено, и держат паузы после реплик для многозначительности. В этой картинности, где все спрямлено и подсвечено сигнальными огнями, за которые не выйти, замурованными себя чувствуют и Диана, и публика.

Шеф-повар в фильме «мотивирует» персонал репликой из «Генриха V»: «Ринемся, друзья, в пролом, иль трупами своих всю брешь завалим!», а мысли Дианы заняты подброшенной ей книгой-намеком о супруге Генриха VIII, ее четырнадцатиюродной прабабушке Анне Болейн, которую муж-предатель обвинил в измене и отправил на плаху.

Призрак Анны то и дело возникает перед ней, предрекая, что если и не под топором палача, то под гнетом «черного дозора» (прекрасная работа Тимоти Сполла), читающего ее мысли и чувства, она тоже потеряет голову. В момент наивысшего отчаяния, в шаге от бездны Диана будет шептать строки из приписываемой Болейн поэмы «О смерть, дай мне уснуть».

В этой двойственности находка фильма, где у ключевых героев два лица – одно для портретов на купюрах, другое – для зеркала. И портреты постепенно поглощают лица.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы –лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

12 часов назад

«На посошок»: Запой как способ борьбы с энтропией

Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…

16 часов назад

«Почтарь» с Александром Петровым завоевал три награды на кинофестивале в Египте

Военная драма Андрея Разенкова «Почтарь» завоевала сразу три награды на Международном молодежном кинофестивале в Хургаде: на ее счету оказались призы в…

20 часов назад

Настоящий победитель: Как снимали спортивную драму «Первый на Олимпе»

Юрий Тюкалов едва не умер от голода в блокадном Ленинграде и все же сумел не только оправиться, но и набраться…

23 часа назад

Комедии с Джеком Леммоном и Уолтером Мэттау – лекарство от осенней хандры

105 лет назад родился Уолтер Мэттау, бесконечно колоритная звезда старого Голливуда. Он снимался с Одри Хепберн, Марлоном Брандо, Кирком Дугласом…

2 дня назад

Елена Лядова: «Сложно побеждать, если не чувствуешь любви»

Елена Лядова, безусловно, одна из самых ярких, многогранных и талантливых российских актрис. И как следствие, самых титулованных. Мы договорились, что…

2 дня назад