Оцепление, марширующие солдаты, пронумерованные наряды, блюда и чувства, колючая проволока вместо гирлянд и обязательное взвешивание при заселении – это не антиутопия Джорджа Оруэлла, а обычное Рождество у свекрови… Если она – королева Великобритании. В этой страшной рождественской сказке с привидениями Кристен Стюарт в образе принцессы Дианы сумеет победить сумерки и совершить побег из королевского плена. Но чуда все равно не случится.
Чилийский режиссер из семьи политиков Пабло Ларраин, известный фильмами о режиме Пиночета, последними своими работами подтверждает мысль Фаины Раневской: «Красота – это страшная сила». Его картины сродни богато иллюстрированным изданиям, где за ретушью и цветокоррекцией трудно порой расслышать живое дыхание. Как и Натали Портман в «Джеки» о Жаклин Кеннеди, Стюарт в «Спенсер» удалось преодолеть посмертный макияж стереотипов и явить с экрана не имя нарицательное, но женскую судьбу в неженственных обстоятельствах.
Это не очередной байопик, а попытка художественного осмысления трех трудных дней из жизни женщины – дней озноба, булимии и психоза, подтвердивших, что разрыв с мужем неминуем. У Ларраина Диана, как бы иронично это ни звучало, жертва диктата: традиций, ритуалов, мнимого благонравия, британской «жесткой верхней губы» и все той же обманчивой, драпирующей мрак, красоты, которая не спасает мир, а лишь придает ему похоронную торжественность.
«Красота бесполезна. Красота лишь платье», – говорит она, и Ларраин привносит в фильм клип-дефиле Дианы в самых известных ее нарядах. Только в макабрической пляске с мельканиями одежд, лиц, вспышек памяти и можно согреться в этом по-диккенсовски холодном доме.
Заблудившаяся по пути в поместье Сандрингем Диана нервно ищет знаки. В фильме они рассыпаны крупным жемчугом (сродни ожерелью, которое ей и ее сопернице подарил Чарльз): от зловещей мертвой птицы до охоты на фазанов и финала с куриными крылышками из фастфуда. Здесь поминутно выхватывают крупным планом то, что непременно должно быть замечено, и держат паузы после реплик для многозначительности. В этой картинности, где все спрямлено и подсвечено сигнальными огнями, за которые не выйти, замурованными себя чувствуют и Диана, и публика.
Шеф-повар в фильме «мотивирует» персонал репликой из «Генриха V»: «Ринемся, друзья, в пролом, иль трупами своих всю брешь завалим!», а мысли Дианы заняты подброшенной ей книгой-намеком о супруге Генриха VIII, ее четырнадцатиюродной прабабушке Анне Болейн, которую муж-предатель обвинил в измене и отправил на плаху.
Призрак Анны то и дело возникает перед ней, предрекая, что если и не под топором палача, то под гнетом «черного дозора» (прекрасная работа Тимоти Сполла), читающего ее мысли и чувства, она тоже потеряет голову. В момент наивысшего отчаяния, в шаге от бездны Диана будет шептать строки из приписываемой Болейн поэмы «О смерть, дай мне уснуть».
В этой двойственности находка фильма, где у ключевых героев два лица – одно для портретов на купюрах, другое – для зеркала. И портреты постепенно поглощают лица.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…