История великого клуба, фанатские разборки, экзистенциальная драма, коллективный портрет болельщиков и Андрей Смоляков в роли юного спартаковца.
В прошлом году «Спартаку», по официальным данным, исполнилось 100 лет. Тем удивительнее констатировать, что столь значимое и масштабное явление почти никак в кинематографе не отражено. В минувшие выходные на «Кинопоиске» стартовал показ документального сериала о культовом футбольном клубе «Время «Спартака». К его релизу мы нашли еще несколько фильмов, где команда непосредственно фигурирует. Оставив в стороне те, в которых клуб совсем уж на заднем плане – как в «Тренере» Козловского или в «Эластико» Расходникова.
«Секундомер» (1970)
Звезда «Спартака» и сборной СССР Сергей Лавров (похожий на пятого брата Старостина Николай Олялин), за плечами которого полная побед 15-летняя карьера, приезжает с командой на выезд в провинциальный город, думами тяжкими одолеваем. Там он случайно встречает любовь своей юности, что состояние душевного упадка лишь усугубляет. И вот ходит он по городу и рефлексирует. В основном на тему того, как дальше жить. Потому что вроде пора бы бутсы на гвоздь вешать, а вроде и еще попылить охота. И бремя славы совсем невыносимым стало – все вокруг глазеют, вопросы дурацкие задают.
Подзабытый и в целом малоизвестный представитель оттепельного кино по сценарию автора «Покровских ворот» Леонида Зорина, экзистенциальная драма о поиске себя и страхе перед новым этапом жизни. Которая, помимо прочего, служит лишним напоминанием о том, что «Спартак» неизмеримо больше любой отдельно взятой личности и надо это понимать и спокойно принимать.
«В начале игры» (1981)
Молодой Андрей Смоляков в роли подающего большие надежды футболиста, над которым берет шефство начальник «Спартака» – зачисляет его в команду на перспективу, так сказать. Тот старается, усердно тренируется, заводит дружбу с сыном начальника, тоже футболистом, но отвлекается на шуры-муры с симпатичной студенткой-журналисткой.
Маленькое во всех отношениях кино, непритязательная история про одного простого пацана и его не слишком тернистый путь в основу великого клуба. Зато в кадре можно наблюдать действительно легендарных Юрия Гаврилова и Рината Дасаева. Они дают по коротенькому интервью, очень мило стесняясь.
«Околофутбола» (2013)
Влиятельная спартаковская фирма сталкивается с досадной неприятностью: кто-то сливает информацию обо всех их готовящихся проделках органам правопорядка. И этот кто-то – явно из своих. Вдобавок главарь фирмы по прозвищу Тичер взаимно влюбляется в невесту своего друга и соратника.
Насколько точно фильм репрезентует субкультуру футбольных хулиганов – вопрос дискуссионный, но конкурентов у него в этом плане нет. Так или иначе, ему удалось зафиксировать уходящую натуру: сейчас, спустя почти 10 лет, «Околофутбола» вполне можно считать исторической картиной. Массовые уличные побоища фанатов уже тогда плавно уходили в прошлое, а сейчас и вовсе кажутся дикостью из далекой эпохи. Что не может не радовать. Хотя своеобразная романтика в этом, безусловно, присутствует, но лучше любоваться ею на экране.
«Спартак. Мифы и легенды отечественного футбола» (2007)
Документальный фильм Пятого канала из двух серий примерно по 44 минуты. За это время, конечно, много не расскажешь, но все, что нужно знать о «Спартаке» в первую очередь, здесь есть. Кто и как основал «Спартак», почему его называют народной командой, за что всякому болельщику «Спартака» следует не любить «Динамо» и так далее. В спикерах, что немаловажно, – все самые главные люди, включая самого Николая Старостина и Константина Бескова.
«Мы – Спартак» (2022)
Еще одна документалка, совсем-совсем свежая, только вышла. Исторической фактуры – лишь самая малость, того же Старостина пару раз показывают, да и все. Вместо этого в фокусе – болельщики «Спартака» разных поколений. Устами которых слагается летопись культуры боления в нашей стране: как она зарождалась, как красно-белые шарфики люди сами шили, как и во что потом это все трансформировалось и к чему пришло сейчас. Футболисты тоже высказываются – Артем Ребров и Андрей Тихонов в частности. И тоже объясняется, почему «Спартак» – народная команда. Но уже с метафизической точки зрения и вместе с тем – более доступно.
Комментарии