Когда речь заходит об ирландском кино, в большинстве случаев всплывает имя Мартина МакДоны. Реже – его брата Джона Майкла или писательницы Салли Руни, чей роман «Нормальные люди» лег в основу популярного сериала. На этом разговор обычно прерывается. Однако современное ирландское кино обладает рядом характерных особенностей. Почему вы будете накрепко (крепче, чем виски) им очарованы – читайте в материале «КиноРепортера», подготовленном ко Дню святого Патрика.
У Ирландии долгая и непростая история: то викинги нападут, то англо-нормандские племена вторгнутся… Почти 800 лет – с XII по XX век – страна фактически была колонией и все это время боролась за независимость. Поэтому в первую очередь ирландские кинематографисты рефлексируют на эту тему: движение за освобождение, протесты, голодовки, теракты в Белфасте в той или иной форме находят отражение в кинематографе.
Кроме того, есть ряд социально-религиозных проблем, также связанных с политическими конфликтами. Например, в Великобритании преобладает протестантизм, а в Ирландии – католичество, и разделение, которое произошло в 1921 году, повлияло на многие аспекты общественной жизни. Среди примеров – чудовищное ужесточение правил в приютах Магдалины, но к этому мы вернемся позже.
По тем же причинам одна из главных проблем местного кинематографа – идентичность. Сложно за 100 независимых лет отделаться от колониального наследия, тем более что Великобритания осталась крупным влиятельным соседом, с которым тяжело соревноваться. Так что чисто ирландских картин не так много – около 20 в год, и те с низким бюджетом (по опубликованным Screen Ireland данным, за 2019 год было выпущено 12 локальных игровых картин, 10 документальных и 7 – в копродукции). А блокбастеры в этой стране не снимают вообще: слишком дорого. Однако если съемки требуют небольших затрат, государство может практически целиком их профинансировать.
При этом, если режиссер из другой страны решил снимать свой фильм в Ирландии, он также может рассчитывать на поддержку. Зачастую фильмы снимаются в совместном производстве – с Великобританией, Бельгией, Германией, Данией, США. А из-за потрясающих пейзажей и адекватной организации продакшена многие режиссеры специально отправляются на съемки в Ирландию – от специалиста по драме изоляции Йоргоса Лантимоса и мастера эмоциональных боевиков Антуана Фукуа до сэра Ридли Скотта.
Среди крупных проектов, снятых в стране клевера неместными режиссерами, – «Первое великое ограбление поезда» (1979), «Храброе сердце» (1995), «Король Артур» (2004), «Ван Гог. На пороге вечности» (2018), «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015), «Звездные войны: Последние джедаи» (2017), «Легенда о Зеленом рыцаре» (2021), «Последняя дуэль» (2021), «Варяг» (2022), сериал «Викинги» (2013–…).
Продакшен на государственном уровне обеспечивает агентство по развитию ирландской кино-, теле- и анимационной индустрии Screen Ireland, ранее The Irish Film Board – Ирландский совет по кинематографии. Оно предоставляет средства на разработку, производство и распространение художественных фильмов, художественных документальных фильмов, короткометражных фильмов, телесериалов и драматических телесериалов.
The Irish Film Board открылся лишь в 1980-м – и просуществовал всего 7 лет. После его закрытия ряд ирландских фильмов получил финансирование извне – и это были весьма успешные картины «Моя левая нога» (1989), «Жестокая игра» (1992), «Обязательства» (1991). Это заставило местных лоббистов заняться восстановлением совета, которое состоялось в 1993 году.
С тех пор The Irish Film Board участвовал в создании таких фильмов, как «Сестры Магдалины» (2002), «Завтрак на Плутоне» (2005), «Ветер, который качает вереск» (2006), «Голгофа» (2013), «Песнь моря» (2014), «Комната» (2015), «Легенда о волках» (2020) и другие. Название сменилось совсем недавно – в 2018-м, когда стала очевидной необходимость расширяться. Сейчас Screen Ireland сотрудничает, помимо больших режиссеров вроде Ридли Скотта, с Apple TV+, Netflix и другими крупными стримингами.
Ирландия старательно привлекает кинематографистов, потому что это хороший способ полностью реализовать ресурсы, привлечь доход, а затем и туристов (хотя туризм и так – очень важная часть национальной экономики). По сути дела, локальный кинематограф сейчас развивается так, как никогда раньше. Но до конца ХХ века дела действительно шли вяло, а Ирландский институт кино открылся совсем недавно – в 1992 году.
Частных кинокомпаний в Ирландии немало: Bl!nder Films («Сверх(НЕ)естественное»), Cowtown Pictures (чаще занимается документалками), Deadpan Pictures (чаще работает с сериалами), Fantastic Films («Виварий», «Морские паразиты») и так далее. Некоторые компании, как Element Pictures («Комната», «Нормальные люди», «Чудо»), уже обзавелись «постоянными клиентами». Так, Йоргос Лантимос на этой студии создал «Лобстера», «Убийство священного оленя», «Фаворитку» и прямо сейчас работает над новым фильмом «Бедные-несчастные» (англ. Poor Things) с Эммой Стоун, Марком Руффало и Уиллемом Дефо.
Что касается зрительских интересов, то, по данным Ассоциации кинопрокатчиков за 2021 год, на 5 млн жителей Ирландии приходится 90 кинотеатров, в пропорции 1 кинотеатр на каждые 55,5 тыс. человек. По некоторым данным, в каждом населенном пункте страны, население которого превышает 5 тыс. человек, есть как минимум 1 кинотеатр. Вероятно, с этим же связан тот факт, что в Ирландии самый высокий уровень посещаемости кинотеатров в Европе.
Кусочек Соединенного Королевства, именуемый Северной Ирландией, – еще одна болезненная глава в истории страны, которая пока не завершилась. И несмотря на то, что в данный момент североирландские фильмы считаются британскими, темы, проблемы и переживания – те же, что и в самой Ирландии.
Хотя кинематографисты, живущие в политической изоляции от материнской земли, впрочем, как и те, кто вырос на границе, чаще высказываются о гражданской войне и борьбе за независимость Северной Ирландии. Например, фестивальная драма «Из огня да в полымя» (2020), снятая совместно в двух Ирландиях, рассказывает о сестрах, выросших на границе, и о том, как сильно на них повлияло разделение.
Отдельные главы истории часто ложатся в основу сюжета: «Черный 47-й» (2017) – повествует о периоде, когда Ирландия потеряла четверть населения из-за голода, войны, болезней и эмиграции, «Майкл Коллинз» (1996) рассказывает о борце за независимость Ирландии начала ХХ века, а «Белфаст» (2021) Кеннета Браны – представляет личную историю взросления на фоне беспорядков в Белфасте в конце 1960-х.
Об одном из худших моментов в современной истории двух Ирландий рассказывает фильм «Кровавое воскресенье» (2001), снятый в совместном производстве с Великобританией. 30 января 1972 года британские солдаты устроили стрельбу по участникам марша за права ирландцев, погибли 13 человек, еще 14 были ранены. Именно эта дата считается точкой отсчета в гражданской войне, которая продлилась 25 лет.
«Голод» (2008) с Майклом Фассбендером, например, снят в Северной Ирландии, при этом считается британским фильмом, но рассказывает о голодовке 1981 года в ирландской тюрьме «Мэйз». Эта трагедия стала кульминацией 5-летнего протеста ирландских заключенных-республиканцев в Северной Ирландии во время беспорядков. Продолжает тему «Побег из тюрьмы Мэйз» (2016): игровой фильм по реальным событиям рассказывает о побеге 38 заключенных ИРА (Ирландская республиканская армия) в 1983 году. Это был самый масштабный побег со времен Второй мировой войны из одной из самых надежных тюрем Европы.
А есть драмы, которые затрагивают скорее последствия уже свершившегося противостояния – как байопик «Во имя отца» (1993) Джима Шеридана с молодым Дэниэлом Дэй-Льюисом. Картина посвящена резонансному делу «Гилфордской четверки» – судебному процессу над Джерри Конлоном. Парня несправедливо обвинили в организации теракта в пабе Гилфорда, силой выбили признание и приговорили к пожизненному заключению. Пока не была доказана невиновность, Конлон провел в тюрьме 15 лет.
В начале XXI века мир знал только двоих ирландских режиссеров – Нила Джордана («Завтрак на Плутоне», «Майкл Коллинз») и Джима Шеридана («Моя левая нога», «Во имя отца»). Однако ситуация стремительно развивается: на данный момент ирландцы захватывают кинофестивали и мировой прокат, более того, некоторые из них – как Мартин и Джон Майкл МакДона – теперь стойко ассоциируются с локальной культурой и жанром черной комедии. Братья родились в Лондоне в ирландской семье, так что их принято называть британско-ирландскими режиссерами.
Но если вы смотрели хоть один их фильм, вы точно знаете: их сердце принадлежит Ирландии, они снимают об ирландцах. Так, черная комедия «Однажды в Ирландии» (2011) Джона Майкла рассказывает о простом ирландском полицейском Джерри Бойле. «Залечь на дно в Брюгге» (2007) – о двух ирландцах-наемниках, которые завалили задание и вынуждены скрываться в бельгийской провинции. «Банши Инишерина» (2022) так и вовсе отправляют зрителя вслед за героями на отдаленный ирландский остров.
Сейчас мир знает гораздо больше имен: Ленни Абрахамсон («Фрэнк», «Комната», «Нормальные люди»), Лоркан Финнеган («Без имени», «Виварий»), Джон Краули («Настоящий детектив», «Бруклин», «Щегол»), Томм Мур («Тайна Келлс», «Песнь моря») и так далее. То же касается актеров: весь мир обожает Пирса Броснана, Колина Фаррелла и Киллиана Мерфи. Даже Майкла Фассбендера и Брэдли Купера – да, они лишь наполовину ирландцы, но обаянием обладают стопроцентным. При этом даже в чисто ирландских фильмах зачастую можно встретить британских актеров: Оливию Колман (Joyride, 2022), Марка Стронга («Дурной глаз», 2022), Эмили Уотсон («Твари божьи», 2022) и так далее.
Хотя лицом ирландского кино можно по праву назвать Брендана Глисона, при всем уважении к его коллегам. Именно он чаще прочих появляется в фильмах братьев МакДона, включая последний – «Банши Инишерина», и вдобавок ассоциируется у зрителей с типичным ирландцем, который и Бога боится, и пистолет за пазухой не прочь спрятать.
Как и всегда в случае с региональным кинематографом, ирландское кино рассказывает о проблемах ирландцев. И одна из самых удачных форм для простых историй о нормальных людях – это черная комедия. Ведь для хорошего фильма важны не бюджет и зрелищность, а сюжет и удачно подобранные актеры. Как правило, в центре повествования – семейные неурядицы, поиск себя, проблемы с деньгами и, конечно, криминал. Хотя порой в жанре появляются фантастические твари, с которыми при помощи того же виски справляются местные жители («Грэбберсы», 2012), или привидения, которые мешают мирным гражданам жить («Сверх(НЕ)естественное», 2019).
Нередко встречаются фильмы про обычных людей, у которых все идет не так, как надо. Например, «Фильм со мной в главной роли» (2008) – черная комедия про творческий кризис и случайные смерти с ирландским комиком Диланом Мораном в главной роли. А «Побег в Ирландию» (2020) перевоспитывает главного героя, поливая его дождем 40 дней и ночей.
Как ни удивительно, фильмы ужасов в Ирландии снимают почти в том же объеме, что и комедии. Это, как правило, инди- или фолк-хорроры с душой и саспенсом, но без резни, скримеров и прочих атрибутов классических ужастиков. Кошмара, однако, в таких картинах хватает: если в основе не мифы и легенды, то жуткая социальная статистика. Так, «Песнь дьявола» (2016) рассказывает о попытке справиться с потерей ребенка, «Из тьмы» (2015) и «Другой» (2018) – о таком фольклорном явлении, как темные феи и подменыши.
Хоррор «Погибшие» (2019), наоборот, отталкивается от реальной современной проблемы домов матери и ребенка, а точнее – прачечных Магдалины, приютов, куда незамужних беременных девушек ссылали родственники. Итогом таких ссылок становилась каторжная работа без выходных, аборты и убийство детей…
Собирательный образ заведений вроде «прачечных Магдалины» появился в одноименной драме 2002 года, где каждая из героинь с «неправильным поведением» подвергается психологическому, а порой и телесному наказанию, никем не регламентированному. И эта болезненная часть истории Ирландии всплывает довольно часто в кино. Учитывая, что первый приют открылся в 1765 году в Дублине при содействии протестантского «Движения спасения» и помогал женщинам, занимающимся проституцией, реабилитироваться и освоить новое дело.
А в 1922 году, когда Ирландия стала независимой (снова вмешивается политическая повестка), а попечительство над большой сетью приютов взяла католическая церковь, ситуация резко изменилась. Ну а дальше – стоит посмотреть документальный сюжет Sex in a Cold Climate (1998) и вдохновленный им игровой фильм «Сестры Магдалины» (2002).
На самом деле ирландское кино то и дело поднимает вопросы католичества и обращается к библейским сюжетам, ярчайший пример – «Голгофа» (2013) Джона Майкла МакДоны о расплате за чужие грехи и последствиях преступлений католической церкви. А недавнее «Чудо» (2022) Себастьяна Лелио с Флоренс Пью в главной роли рассматривает исключительность веры на стыке медицины и религиозных учений. Фильм основан на романе ирландки Эммы Донохью, действие разворачивается в Ирландии, съемки проводились там же. И хотя Лелио – уроженец Чили, «Чудо» более чем ирландский фильм.
Но есть и другие темы, как, скажем, предрассудки жителей в маленьких селениях, которые раскрываются в «Раскопках» (2018). Герой фильма после 15 лет тюремного заключения, несмотря на неприязнь соседей, продолжает искать правду о гибели своей девушки. Или тема маленького человека и замалчивания неприятного прошлого – в картине о мести простого ирландского фермера «Плохой день, чтобы свести счеты» (2017).
Проблемы взросления с разных сторон рассматривают музыкальный фильм «Рок-н-ролльщики» (2015), комедия «Хулиганье» (2016), криминал «Майкл внутри» (2017), наркоприключения «Дублинские дебоширы» (2020), драма «Тихоня» (2022). И судя по всему, у ирландских молодых людей полно проблем, от влюбленности и алкоголя до смерти родителей и смены режима.
А вот что действительно редко появляется в современных ирландских фильмах, так это проблемы отношений или романтические истории. Едва ли наберется десяток ярких сюжетов на эту тему – за последнее десятилетие можно выделить забавный фильм о «взрослой» романтике «Дикая парочка» (2020) с Эмили Блант и Джейми Дорнаном да «Свидание для безумной Мэри» (2016) о девушке, которая срочно ищет пару на свадьбу подруги.
Нередко ирландские кинематографисты обращаются к литературе родной страны. Так что экранизации романов ирландских писателей появляются регулярно. Среди них – «Скрижали судьбы» Себастьяна Барри, «Бруклин» Колма Тойбина, «Нормальные люди» и «Разговоры с друзьями» Салли Руни. Трагикомедия «Мальчик-мясник» (1997) основана на книге Патрика МакКейба, как и «Завтрак на Плутоне» (2005), подаривший Киллиану Мерфи одну из самых мощных ролей в его фильмографии.
Ранее упомянутые «Дублинские дебоширы» – это тоже экранизация: в оригинале роман Роба Дойла 2014 года называется Here are the Young Men. А «Комната» (2015) Леонарда Абрахамсона вдохновлена одноименным романом Эммы Донохью 2010 года, но принципиальная разница в том, что книга рассказывает историю с точки зрения 5-летнего Джека.
В 2005 году компания Jameson Whiskey проспонсировала опрос среди населения – необходимо было выделить полноценный топ-10 среди ирландских фильмов. Список получился следующий:
Конечно, прошло почти 20 лет, и список пора обновить – но по выбранным местными зрителями фильмам можно сформировать четкую картину интересов. Например, целых три картины из списка – «Во имя отца», «Майкл Коллинз», «Охота на Веронику» – это биографические драмы, которые так или иначе затрагивают тему идеологической борьбы.
Признанная культовой лента «Обязательства» (The Commitments) посвящена несуществующей музыкальной группе, которая в итоге сформировалась после выхода фильма. «Шустрая» – вторая после «Обязательств» часть трилогии, посвященной семейству из города Барритаун, – рассказывает о беременной студентке, которая вопреки уговорам окружения решает оставить ребенка.
«Моя левая нога» – байопик о жизни инвалида Кристи Брауна, «…А в душе я танцую» продолжает тему, но в центре сюжета – уже вымышленный персонаж Майкл. «Разрыв» – это классическая черная комедия про ограбление. Драма «Поле» посвящена любви ирландцев к родной земле, ромком «Тихий человек» считается настоящим признанием в любви к Ирландии.
Ирландию сложно назвать столицей документалистики: почти все более или менее известные ленты были сняты уже в XXI веке. Среди центральных тем опять же история: голодовка 1981 года (Bobby Sands: 66 days, 2016), отмена запрета на аборты (The 8th, 2020) – кстати, принятая лишь в 2018 году, – и так далее. Кроме того, режиссеры рассказывают о социальных проблемах, реальных людях (как Гарри Кларк, Тони МакМэхон и др.), реже – заглядывают за границу Ирландии (Black Wind, White Land о чернобыльской катастрофе, Gaza о детях из сектора Газа).
Среди проектов, получивших международное признание, – «Чавес: Посреди государственного переворота» (2003) о венесуэльском кризисе 2002 года (SXSW, Кинофестиваль трех континентов, смотры в Сиэтле и Марселе), «Дерись или беги» (2007) о тайском боксе (награды в Торонто, Гамбурге и на фестивале Лонг-Айленда), Seaview (2007) о группе бродяг (отметился на Берлинале), «Вершина» (2012) о катастрофе на дикой горе в Гималаях (приз «Сандэнса») и другие.
Так же, как и игровое кино, анимационное производится в Ирландии аккуратно, по чуть-чуть и с душой. Например, Томм Мур, один из самых талантливых мультипликаторов в мире, создает на своей студии Cartoon Saloon совершенно невероятные анимационные миры, вдохновляясь древнеирландскими мифами. Творчество Мура сильно отличается от мультфильмов таких гигантов, как Disney, Pixar и Dream Works. И это хорошо: таких историй, как «Тайна Келлс» (2008) и «Песнь моря» (2014), в наше время очень не хватает.
Кроме полнометражных мультфильмов, основанных на ирландской мифологии, Cartoon Saloon выпустила, например, детский мультсериал «Паффин Рок» (2015–2016), который в 2023 году получил полнометражную версию, а также «Дорг Ван Данго» (2020) и «Школу викингов» (Vikingskool, 2022).
Есть также Lighthouse Studios, проекты которой мало связаны с локальной культурой, но зато их можно увидеть на крупных стримингах. Так, «Дневники жуков» (2019–2020) транслировали на Amazon Prime Video, «Суперухо» (2022–…) – на Apple TV+, а «Шоу Чашечка!» (2022) стало одним из самых популярных проектов года на Netflix. Более того, именно студия Lighthouse работала над полнометражным продолжением популярного американского мультсериала «Закусочная Боба».
Но есть и совершенно иного рода анимация – как триллер о расследовании убийства The Green Marker Scare (2012). Его создал независимый режиссер Грэхем Джонс, а нарисовали дети – исключительно зеленым по белому. Или кукольный мультфильм «Капитан Мортен и королева пауков» (2018) – о приключениях уменьшенного до крохотных размеров мальчика, которые неизбежно ведут к взрослению.
Принципиального жанрового различия между игровым кино и сериалами в Ирландии нет: криминал, убийства, личные драмы – проектов немного, зато каждый стоит отдельного внимания. Так, самым популярным сериалом 2022 года стала черная комедия «Заговор сестер Гарви» (Bad Sisters), который уже продлили на второй сезон. В центре сюжета – пятеро сестер, чей зять был убит при загадочных обстоятельствах, и так как каждая из них имела собственные мотивы для убийства, подозревают всех и сразу.
Другой криминальный сериал «Гарри Уайлд» (2022) рассказывает о немолодой преподавательнице английского, которая, выйдя на пенсию, с азартом мисс Марпл берется расследовать преступления. «Удушье» (2021–…) заставляет главную героиню Вэл Ахерн всерьез заняться семейными тайнами после смерти мужа.
Драма «Любовь/ненависть» (2010–2014) сосредоточена на делах одной дублинской банды. О мечтах выбраться за пределы маленького города – за счет спорта, наркотиков или чего похуже – рассказывает мини-сериал «Среди камней» (2019). «Трезвость» (The Dry, 2022) посвящена проблеме алкогольной зависимости. А «Родня» (2021–…) застает одно ирландское семейство посреди криминальных разборок.
Кстати, если возвращаться к теме взросления на фоне смутного времени в Северной Ирландии, то ее отлично раскрывают «Девчонки из Дерри» (2018–2022) североирландского режиссера Майкла Леннокса.
В общем, ничего сверхъестественного: современное ирландское кино – понятное, простое, живое и даже в чем-то родное для российского зрителя. Бесконечные чарующие пейзажи, такие же бесконечные разборки (криминальные, религиозные, семейные) и попытки отыскать себя на фоне многовековой истории – вот из чего оно сделано. И наверное, еще долго будет иметь такой полусформированный человеческий и человечный облик – без желания замахнуться на международное признание. И все же с легкостью это признание получать.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…