Журнал

Красота спасает: Советские кинодивы 1940-х

Звезды киноэкрана 1940-х оставили свой след не только в золотом фонде отечественного кинематографа, но и в сердцах зрителей. Их талант и красота были разными, но одинаково магически действовали на миллионы. Их непростые судьбы могли бы стать основой сценария фильма, и какие-то детали их биографий использовали авторы драмы «Любовь Советского Союза». «КиноРепортер» выбрал 5 самых ярких красавиц того периода.

Валентина Серова

«Девушка с характером» (1939)

Очаровательная, энергичная девушка. Такой запомнил советский зритель Валентину Серову. Впервые она вышла на сцену Малого театра в 10 лет в роли мальчика Давида в постановке «Настанет время». Одной мужской партией дело не ограничилось – позднее юная Валя сыграла сына Эсфири в пьесе Якова Гордина «За океаном» и слуги в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» по Александру Дюма. В 1930-х Серову приняли в Театр рабочей молодежи (ныне – театр «Ленком Марка Захарова»), где ей доверили уже крупные роли.

В кино артистка дебютировала не совсем удачно. Первая эпизодическая роль на широком экране – комсомолка Лиза в драме Абрама Роома «Строгий юноша», которую спустя год запретили к показу по ряду идейных причин. Однако уже в 1939 году Валентина блистательно вернулась с комедией Константина Юдина «Девушка с характером». Образ Кати Ивановой помог Серовой завоевать всесоюзную любовь и славу.

«Весенний поток» (1940)

Вышедшие в период Великой Отечественной войны картины «Весенний поток» (1941) и «Сердца четырех» (1945) принесли актрисе грандиозный успех, который поддерживал сам Иосиф Сталин. В 1943-м Серова сыграла главную женскую роль в фильме «Жди меня» по пьесе своего второго мужа, Константина Симонова (первый супруг, летчик, трагически погиб во время испытаний самолета). Поэт посвятил жене весь лирический сборник «С тобой и без тебя», пользовавшийся большой популярностью. Позднее, когда они развелись, посвящение из переизданий было убрано. Лишь над знаменитым стихотворением остались две буквы «В. С.»

Серова играла в театре «Ленком», перешла в Малый театр, после увольнения – на сцену Моссовета… После войны артистка стала злоупотреблять алкоголем. Собственно, из-за этого и развалился ее брак, ей запретили видеться с дочерью, не складывалась и карьера. Зрители видели Серову все реже. С конца 1960-х и до конца жизни Валентина Васильевна появилась лишь в трех эпизодических ролях. Ее последняя киноработа – образ генеральши Кукарниковой в фильме «Дети Ванюшина» (1973). В 1975 году бывшую кинодиву нашли мертвой в разграбленной собутыльниками квартире.

Любовь Орлова

«Веселые ребята» (1934)

Любовь Орлова родилась в дворянской семье (о чем, конечно, в советское время старалась никогда не упоминать) и с детства увлекалась пением и танцами – грезила о карьере артистки. Родители же видели ее гениальной пианисткой. В 1919 году Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. И уже через несколько лет ее взяли в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко.

Там Орлову заприметил режиссер Григорий Александров и предложил ей роль домработницы Анюты в музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934). Александров сразу стал «лепить» из актрисы кинодиву по образу зарубежной звезды Марлен Дитрих. На съемках у пары завязался роман, вскоре они поженились. Брачный союз перерос и в союз творческий – вплоть до конца своей карьеры артистка играла главные роли во многих фильмах супруга: «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947) и других. Зрителей она пленила не только красотой, но и уникальными талантами: пела, танцевала, играла на фортепиано и сама исполняла акробатические трюки.

«Встреча на Эльбе» (1949)

Во время Великой Отечественной войны актриса поднимала боевой дух солдат, выступая во фронтовых бригадах. После Победы продолжила сниматься в кино, хотя таких ярких ролей, как раньше, уже не было. В конце 1940-х Орлова поступила в Театр имени Моссовета, где ее карьера получила новый виток. Любовь Петровна вместе с супругом была обласкана властью, жили они в роскошной квартире в центре Москвы и имели право выезжать за границу, поэтому у актрисы всегда были модные и дорогие вещи. Она одна из немногих делала пластические операции и выглядела безупречно.

Именно страх увядания не позволял ей соглашаться на возрастные кинороли, она почти не снималась. В фильме «Скворец и Лира» (1974) Любовь Петровна пыталась сыграть молодую героиню, за что картину обругали критики. Вскоре артистка неизлечимо заболела, но даже в больнице старалась идеально выглядеть, попросив привезти в палату специальное освещение. В начале 1975 года недуг оборвал жизнь Орловой. Она безоговорочно считается главной кинобогиней нашей страны.

Марина Ладынина

«В шесть часов вечера после войны» (1944)

«Великой себя не считаю, но неповторимой – это точно!» Так о себе однажды шутливо отозвалась народная артистка СССР Марина Ладынина. Артистизм девочки из безграмотной крестьянской семьи начал проявляться рано: то она в школьном самодеятельном театре суфлером поработает, то артистов на сцене подменит. Работая сельской учительницей в Сибири и в Смоленской губернии, Ладынина неожиданно познакомилась с актером Театра Мейерхольда Сергеем Фадеевым, который и посоветовал стать актрисой, вручив ей книгу Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Марину приняли в ГИТИС с первой же попытки. Уже студенткой она сыграла эпизодическую роль в детективном триллере «В город входить нельзя» (1929) и стажировалась во МХАТе. Вероятно, красавица актриса продолжила бы карьеру на сцене, если бы в середине 1930-х судьба не свела ее со вторым мужем – режиссером Иваном Пырьевым, открывшим для нее кинематограф (первым супругом был известный актер Иван Любезнов, впоследствии женившийся на младшей сестре Ладыниной).

«Кубанские казаки» (1949)

На экране Марина Алексеевна создала образ работящей девушки: Маринка в «Богатой невесте» (1937), Марьяна в «Трактористах» (1939), Глаша в «Свинарке и пастухе» (1941). Кульминацией стали «Кубанские казаки» (1950): за роль председателя колхоза Галины Ермолаевны Ладынина удостоилась звания народной артистки СССР.

Однако самым значимым фильмом в карьере Ладыниной остается «В шесть часов вечера после войны» (1944). История любви артиллериста Василия Кудряшова и зенитчицы Вари Панковой, снятая во время Великой Отечественной, вселяла в сердца советских граждан надежду в скорейшую победу. Снимали картину в суровых условиях, но, как вспоминала актриса, никто и не думал жаловаться. Вся съемочная группа понимала: фильм дарит веру молодым парням и девушкам, что они не только останутся в живых, но и обязательно встретятся.

Иронично, что карьера Марины Алексеевны, стартовав с брака, на нем же завершилась. В 1954 году вышел ее последний совместный с Пырьевым фильм «Испытание верности» о женщине, от которой ушел муж. В финале супруги воссоединяются, но со своим супругом Ладынина, устав от его измен, разошлась и больше в кино не снималась. Считалось, что приложил к этому руку сам уязвленный муж. Хотя Ладынина не скрывала, что хочет остаться в памяти поклонников молодой красавицей, поэтому выбрала затворничество. Ушла из жизни великая актриса на 95-м году жизни.

Янина Жеймо

«Подруги» (1935)

Если бы жизнь сложилась иначе, то Янина Жеймо могла сделать великолепную карьеру в цирке. Она выросла в семье цирковых артистов и уже в 3 года сама выступала на арене перед сотнями зрителей. Однако тяжелые нагрузки с раннего возраста сказались на здоровье Янины – после 14 лет она перестала расти. Но хрупкость и миниатюрность лишь усиливали ее и без того невероятное очарование.

Карьера Жеймо в кино стартовала с нескольких эпизодических ролей. Первой крупной работой актрисы оказалась комедия «Разбудите Леночку» (1934), в которой 25-летняя Янина сыграла школьницу. Настоящая же популярность пришла к актрисе спустя год – после выхода драмы «Подруги». Как вспоминала позже актриса, ей позволили переделать по своему усмотрению кульминационный эпизод – сцену расстрела, что только пошло фильму на пользу. После премьеры на «Ленфильм» стали массово приходить письма ее героине Пуговице.

«Золушка» (1947)

Во время блокады Янина Болеславовна целый год прожила в Ленинграде. Она снималась в «Боевых сборниках» и агитфильмах, выступала в госпиталях, а после работы дежурила на крышах города. Предложения об эвакуации поступали Жеймо постоянно, но та каждый раз отказывалась. Уговорить актрису удалось лишь, когда ее здоровье заметно пошатнулось. И даже после тяжелых испытаний Янина не лишилась присущего ей оптимизма. «Гитлер сделал одно доброе дело – я похудела», – шутила она.

После войны на весь Союз прогремела «Золушка» (1947) Надежды Кошеверовой, навсегда связавшая имя Янины Болеславовны с этой сказкой. После этого Жеймо появилась лишь в одной картине, «Два друга» (1954), помогла с дубляжом нескольких зарубежных лент и подарила голос Герде в мультфильме «Снежная королева» (1957).

В конце 1957-го Жеймо с третьим мужем, польским режиссером Леоном Жанно, переехала в Варшаву, где и прожила до конца своих дней. Но сердце свое оставила на родине: согласно завещанию, актриса похоронена в Москве, на Востряковском кладбище.

Людмила Целиковская

«Сердца четырех» (1941)

Улыбка Людмилы Целиковской очаровывала и дарила хорошее настроение, поскольку сама актриса старалась «радоваться каждому дню, каждой минуте». Родилась она в творческой семье – отец был дирижером оркестра Большого театра, а мама там же выступала как оперная певица. Дочь, обладательницу превосходного слуха, сперва тоже отдали в Гнесинку на класс фортепиано, но девочку манил театр.

В 1937 году ее приняли в легендарную «Щуку», и еще студенткой она оказалась в труппе Театра имени Вахтангова. Через год после поступления Целиковская дебютировала в кино в ленте «Молодые капитаны» (1938). Там ее заприметили два режиссера, Александр Ивановский и Константин Юдин. Первый дал ей одну из главных ролей в фильме «Антон Иванович сердится» (1941), а второй пригласил в картину «Сердца четырех» (1945), где актриса составила компанию Валентине Серовой.

Всесоюзная любовь пришла после фильма «Воздушный извозчик» (1943), чей сценарий Евгений Петров написал специально для Целиковской. Во время съемок 24-летняя актриса влюбилась в своего партнера – 44-летнего Михаила Жарова. Оба были несвободны, но оставили семьи, заключили брак и вместе выступали на фронтах Великой Отечественной.

«Иван Грозный» (1944)

Целиковская не только радовала зрителей комедийными ролями, но и удивляла неожиданными перевоплощениями. В 1944 году она появилась в драматическом образе царицы Анастасии в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. Все ведущие актеры картины были удостоены Сталинской премии, за исключением Целиковской. Ее фамилию Сталин вычеркнул из списка со словами: «Такими царицы не бывают». 

В послевоенное время у Целиковской начались непростые времена из-за четвертого брака. Новый муж – архитектор Каро Алабян – впал в немилость партийного руководства. Его чудом не посадили, но супругов лишили жилья и привилегий. Людмила Васильевна мужественно переносила все сложности.

Пиком карьеры актрисы стала картина «Попрыгунья» (1955), получившая не только народное, но и мировое признание. Кроме номинации на BAFTA, лента завоевала «Серебряного льва» как лучший иностранный фильм в Венеции. Но никаких званий и премий сама артистка не получила. Более того, после смерти Алабяна Людмила Васильевна стала фактической женой худрука Театра на Таганке Владимира Любимова, который тогда считался идеологически неблагонадежным. Как муза и соратник режиссера Целиковская вновь попала в опалу. Но, как и многие героини актрисы, она ставила всегда на первое место чувства и любовь. В память о кинодиве селекционеры назвали сорт гладиолусов ярко-розового цвета ее именем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Лев Зулькарнаев: «Я в поиске, мой метод обновляется чуть ли не ежемесячно»

Увидев Льва Зулькарнаева в «Слове пацана», можно подумать о нем как о человеке грубом и недалеком. Вот она – сила…

4 часа назад

На открытую репетицию спектакля «Плохие хорошие» приглашает Евгений Писарев

Эксклюзивное мероприятие состоится 18 ноября на основной сцене Московского драматического театра имени Пушкина. Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Евгений…

5 часов назад

«Ученик. Восхождение Трампа»: То ли агитка, то ли открытка

1970-е. Еще не оперившийся бизнесмен Дональд Трамп (Себастиан Стэн) хочет доказать отцу, что достоин унаследовать его империю недвижимости. Нарастающие амбиции…

11 часов назад

Почему «Джокер: Безумие на двоих» далеко не так плох, как принято думать

Для одних Артур Флек (Хоакин Феникс) – психопат, убивший шесть человек. Для других – символ бунта, способный возглавить мятеж готэмских…

1 день назад

В Театре имени Вахтангова прошел Хрустальный бал в честь Александра Олешко

11 ноября на Большой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялся Хрустальный бал, посвященный лауреату премии «Хрустальная Турандот» 2023 года Александру…

2 дня назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 1

Урал набирает популярность не только у любопытных туристов, но и у кинематографистов. Конечно, в Пермь и особенно в Екатеринбург, где…

2 дня назад