Кино

Советские шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Ошибочно полагать, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена. Напротив – кинематограф развивался даже активнее, чем прежде. Актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, многие из которых и сами были фронтовиками, без устали трудились над картинами, помогавшими людям на передовой и в тылу выживать в самые темные часы. 5 подобных советских шедевров военного времени «КиноРепортер» вспоминает в этом материале.   

«Секретарь райкома» (1942)

За время Великой Отечественной выдающийся режиссер Иван Пырьев поставил два фильма, не считая доснятой «Свинарки и пастуха». О главном из них, «В шесть часов вечера после войны» (1944), поговорим чуть позже. А за два года до него Пырьев создал «Секретаря райкома», настоящий шпионский триллер о противостоянии, собственно, секретаря райкома Степана Кочета (Василий Ванин) с немецким полковником Макенау. В центре внимания – партизанская война, изображенная весьма сурово и натуралистично (хотя и без комических ноток не обошлось).

Съемки картины проходили в Алма-Ате, где была создана Центральная объединенная киностудия. Она функционировала с 1941 по 1944 год, и за этот период 80% советской кинопродукции сняли именно здесь (23 полнометражных ленты и 10 короткометражных).

«Мы клянемся, что скорее умрем в жестоком бою с врагами, чем отдадим себя, свою семью и весь народ наш в рабство коварному фашизму. Кровь за кровь! Смерть за смерть!». Этими лозунгами завершается фильм, что, безусловно, выполняло определенную агитационную роль. В отличие от более поздних лент военного времени, ратовавших за разумное-доброе-вечное, «Секретарь райкома» призывает сражаться до победного конца, не уступая неприятелю ни пяди родной земли. Что ж, в первые годы войны без подобных воззваний и правда нельзя было обойтись.

«Два бойца» (1943)

«Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…»

Кто не знает эту выдающуюся песню, от простой, нежной, пронзительной мелодии которой по коже неизменно проносятся мурашки, а глаза наполняются слезами? Именно в этом фильме ее исполнил Марк Бернес, герой которого, одессит Аркадий, неразрывно спаян крепкой фронтовой дружбой с персонажем Бориса Андреева, Сашей с Уралмаша. Казалось бы, это люди с абсолютно разными характерами: недаром после глупой выходки Аркадия они смертельно поссорились. Но затем, разумеется, помирились – в окопах, под свинцовым дождем.

Съемки велись на киностудии в Ташкенте, куда наряду с Алма-Атой в годы Великой Отечественной переместились ведущие советские кинематографисты. В основе картины – повесть Льва Славина «Мои земляки», опубликованная в 1941 году. Постановщик Леонид Луков прочитал ее и тут же решил экранизировать. Над сценарием работал драматург Евгений Габрилович, причем работал в спешке, готовясь к отъезду на фронт. В такой же спешке, фактически за несколько часов, поэт Владимир Агатов и композитор Никита Богословский создали текст и музыку «Темной ночи». В октябре 1943-го фильм вышел на экраны. Конечно, его показывали и на фронте, но песню солдаты успели полюбить гораздо раньше: на отдельной пластинке ее обессмертил Леонид Утесов, также выступавший с концертами перед фронтовиками.

«Жди меня» (1943)

«Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…»

Еще одни предельно простые, но цепляющие до глубины души строчки, которые каждый гражданин нашей страны обязан знать наизусть. Стихотворение «Жди меня» в 1941 году написал Константин Симонов, уезжая на фронт и расставаясь с любимой. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, которая исполнила главную роль в художественном фильме «Жди меня»: его сценарий тоже создал Симонов. Герой ленты, летчик Николай Ермолов (Борис Блинов), отправляется на войну. Его жена Лиза (Серова) свято верит в их новую встречу, как бы ни убеждали ее, что Ермолов погиб во время перестрелки.

Работа над картиной велась на алмаатинской студии, куда прямо с фронта прилетел Константин Симонов, к тому моменту уже написавший сценарий другого знаменитого фильма военных лет «Парень из нашего города» (1942). Его, как и «Жди меня», снимали Борис Иванов и Александр Столпер. Творческий процесс буквально кипел – требовалось как можно быстрее отправить кино на фронт для поднятия боевого духа солдат. И «Жди меня» блестяще справился с этой задачей: фильм наряду со стихотворением стал вечным символом веры в любовь, добро и неизбежное возвращение к близким. А Симонов и Серова в 1943 году поженились.

«В шесть часов вечера после войны» (1944)

Легендарная лирическая комедия, появление которой стало возможно ближе к концу войны, когда вера в скорое окончание боевых действий и освобождение страны от оккупантов вселяла в сердца солдат и мирных граждан невиданный оптимизм.

Как и в «Жди меня», влюбленные, зенитчица Варя (Марина Ладынина) и артиллерист Вася (Евгений Самойлов), расстаются. Но лишь для того, чтобы встретиться вновь. Когда война, наконец, завершится. Интересно, что именно это время встречи, «в 6 часов вечера после войны», до Вари с Васей выбрали знаменитый Швейк и его приятель сапер Водичка из романа Ярослава Гашека «Приключения бравого солдата Швейка».

Повод, правда, оказался не столь романтичен – посидеть в трактире «У чаши» за кружечкой велкопоповицкого пивка. Да и оригинальная концовка фильма Ивана Пырьева была душераздирающей: едва успев обнять любимого, Варя снова провожает его на фронт, а сама погибает во время бомбежки. И те кадры, что навсегда врезались нам в память, – свидание на Большом Каменном мосту, радостные улыбки, торжественный салют в честь долгожданной победы – промелькнули в угасающем сознании героини перед смертью.

Однако хэппи-энд был единственно возможным вариантом завершения истории Вари и Васи. Пырьев просто не мог лишить зрителей, которые и так уже вдоволь настрадались, счастливого финала. Когда в ноябре 1944-го «В шесть часов вечера после войны» вышел на советские экраны, его посмотрело 26 млн человек, а прославленный «Марш артиллеристов» на слова Виктора Гусева и музыку Тихона Хренникова до сих пор набатом стучит в наших сердцах. Подробнее об истории великой картины можно почитать в отдельном материале и послушать в специальном подкасте.

«Великий перелом» (1945)

Выражение «великий перелом» впервые употребил Иосиф Сталин, когда в 1920-х выступил с программным манифестом о стремительном строительстве в СССР социализма. В годы Великой Отечественной же подобным переломом стали события конца 1942–начала 1943-го, прежде всего, конечно, – Сталинградская битва. Победа над армиями вермахта дестабилизировала немецкие войска, и отныне инициативу окончательно перехватило советское командование. Ну а режиссер Фридрих Эрмлер, ранее снявший драму «Она защищает Родину» о бесстрашной партизанке, посвятил Сталинградской битве фильм «Великий перелом», вдохновившись при этом другой знаковой победой советских войск, – под Москвой в 1941–1942-м.

Производственным центром была по-прежнему Алма-Ата, однако батальные сцены (которые вышли весьма лаконичными) снимали в расположении Ленинградского фронта. Создателей ленты консультировали офицеры и генералы, да и сами они, побывав на передовой, повидали реальную фронтовую жизнь. При этом картина получилась максимально условной: не упоминается ни фамилия Сталина, ни даже название Сталинград.

Зато вымышленный командующий фронтом Муравьев (Михаил Державин-старший), собирательный образ военачальников Жукова, Рокоссовского, Ватутина и других, обзавелся целой биографией вплоть до любви к лошадям и редкому иммунитету к алкоголю. Идеологически – комар носа не подточит. Но если награждение «Великого перелома» Сталинской премией степени особого удивления не вызывает, то для истории куда важнее другой занимательный факт: на самом первом Каннском кинофестивале в 1946 году фильм Эрмлера получил Гран-при. Разделив его, правда, еще с десятью (!) лентами, в числе которых были «Потерянный уик-энд» Билли Уайлдера, «Рим, открытый город» Роберто Росселлини и «Короткая встреча» Дэвида Лина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад