Трудные подростки, злостные прогульщики и дети без присмотра.
30 лет назад, 25 октября 1991 года, в американский прокат вышла «Кудряшка Сью» Джона Хьюза – последняя режиссерская работа главного мастера подростковых фильмов всех времен. Хоть Хьюз и снял лишь 8 полнометражных лент, удивительно симпатичные герои, созданные им как постановщиком и сценаристом, до сих пор радуют детей и взрослых.
Персонажи Хьюза частенько вели себя из рук вон плохо. Игнорировали общепринятые нормы морали, не слушали родителей и учителей, прогуливали школу и устраивали вокруг сущий хаос. Но каждый из них оставался личностью. Смелой и неординарной. «КиноРепортер» рассказывает о самых неугомонных мальчишках и девчонках из проектов Хьюза, которые покорили наши сердца отнюдь не примерным поведением.
«Клуб «Завтрак» (1985)
Эталонная картина о подростках сразу дает понять, что мы имеем дело с плохишами. 5 учеников оставлены после уроков, то есть их совесть явно не отличается безупречной чистотой. В какой-то момент ребята распахивают друг перед другом души. Мы убеждаемся, что у них немало скелетов в шкафу, да и грешков разной степени тяжести хватает.
Спортсмен Эндрю (Эмилио Эстевес), например, приклеил скотч на волосы одного паренька. Заучка Брайан (Энтони Майкл Холл) завалил задание по труду и притащил в школу сигнальный пистолет, чтобы с его помощью покончить с собой. Гламурная Клэр (Молли Рингуолд) банально прогуляла…
Главный бунтарь здесь, конечно, Джон Бендер в исполнении Джадда Нельсона. Это маргинал из неблагополучной семьи, который хамит помощнику директора, пристает к товарищам по несчастью и прячет в шкафчике марихуану. Словом, вечно встревает в неприятности. Вначале Хьюз четко разделяет героев по неким социальным кастам – качок, отличник, звезда, фрик, хулиган, – а потом доказывает условность подобной стратификации.
Да, на этих парней и девушек старательно навешивают ярлыки. Но их будущее не предопределено, и каждый из них – сложная многогранная личность с ранимой душой. А мелкие и крупные шалости подтверждают только одно: подростков глубоко волнует царящая вокруг несправедливость, и мириться с ней они пока не готовы.
«Ох уж эта наука!» (1985)
В один год с «Клубом «Завтрак» вышла еще одна картина Хьюза, совсем не этапная, но в любом случае занимательная. В «Науке» режиссер сатирически переосмыслил историю Франкенштейна и заменил одиозного ученого парочкой неудачников (Энтони Майкл Холл и Илан Митчелл-Смит), а сотканного из кусочков мертвых тел монстра – сногсшибательной красоткой (Келли ЛеБрок). Парни нечаянно создают идеальную женщину, а ту хлебом не корми – дай познать все мыслимые и немыслимые удовольствия.
Гикам, которые слыли девственниками и боялись соблазнительных девиц как ядовитых змей, приходится резко повзрослеть. Еще недавно они жаловались друг другу на деспотичных родителей, а теперь сидят в баре, накачиваются спиртным, со знанием дела дымят сигарами и напиваются до потери пульса. В экс-паиньках просыпаются шаловливые дьяволята.
Реальные же школьные раздолбаи, одного из которых с очаровательной дурашливостью играет Роберт Дауни-младший, ловят у пола отвисшие челюсти: лузеры внезапно прославились. И доказали, что хулиганское обаяние еще никому не вредило.
«Выходной день Ферриса Бьюллера» (1986)
«В этом семестре я болею уже девятый раз. Сложно придумывать что-то новенькое. Если заболею опять – придется выкашливать легкие», – Феррис Бьюллер.
Старшеклассник Бьюллер (Мэттью Бродерик) выглядит как пай-мальчик, который вроде бы не замышляет ничего плохого, но стоит зазеваться – и он тут же совершит каверзу. До конца учебы остается месяц. А в Феррисе вдруг взыграло ретивое: он прикинулся больным и вздумал прогулять уроки (хотя, по его собственному признанию, сымитировал хворь не очень правдоподобно, бывали перформансы и получше). И ладно бы взял этот грех на душу единолично – нет же, подбил присоединиться к нему и приятелей.
Посиделки за школьной партой Феррис считает бесполезным занятием. Поэтому он сыплет вредными советами, как обвести родителей вокруг пальца, а затем угоняет спорткар отца своего приятеля и мчится в Чикаго. Где доводит до экстаза толпу зажигательным исполнением битловской Twist and Shout в разгар народных гуляний в честь праздничного парада. Этот парень – поистине великий лоботряс, но его проделки абсолютно беззлобны. Он никому особо не мешает и хочет лишь урвать свою порцию удовольствий в круговороте ежедневной суматохи.
«Дядюшка Бак» (1989)
Дела в семействе Рассэл идут не лучшим образом. 15-летняя Тиа (Джин Луиза Келли), 8-летний Майлз (Маколей Калкин) и 6-летняя Мэйзи (Габи Хоффманн) вечно переругиваются и выводят из себя родителей. Особенно старается старшенькая – сквернословит, шпыняет брата с сестрой, в любой непонятной ситуации намеревается улизнуть на вечеринку. А когда папе с мамой внезапно приходится уехать, на подмогу является непутевый дядюшка Бак с добрейшим лицом Джона Кэнди. И пытается стать для детишек не домомучителем, а чутким воспитателем и верным товарищем.
Младшие представители семьи Рассэл не доставляют Баку особых проблем, зато Тиа превращается в постоянный источник головной боли. Науськивает на дядю его подружку (Эми Мэдиган), не слушается, сбегает к парню, которого хлебом не корми – дай залезть к ней под юбку. Как приструнить девушку-подростка, совсем отбившуюся от рук? Предоставить ей свободу действий и тем самым доказать, что до добра это не доведет. Когда бойфренд окончательно забывает о приличиях, именно Бак раскрывает перед героиней сочувствующие объятия. И на обломках пренебрежительного недоверия рождается прекрасная дружба.
«Один дома» (1990) / «Один дома 2» (1992)
В дилогии «Один дома» Маколей Калкин создал бессмертный образ сорванца с доброй душой, который без конца попадает в передряги, но всякий раз умудряется выйти сухим из воды. Режиссером обеих лент стал Крис Коламбус, а Джон Хьюз придумал персонажей и написал сценарии, отчасти вдохновившись сотрудничеством с Калкиным на съемках «Дядюшки Бака». Мефистофель вечно желал зла, но творил добро. Кевин МакКаллистер же – с точностью до наоборот. Вроде и не собирается пакостить, а все как-то само получается.
Безобидное желание полакомиться сырной пиццей оборачивается грандиозной семейной разборкой. Необузданное любопытство приводит к тому, что этажерка в комнате старшего брата, на которой хранились всяческие мальчишеские сокровища, превратилась в груду обломков. А ненамеренная кража зубной щетки повлекла за собой бегство от правосудия в лице неповоротливого копа и последующее самобичевание («теперь я преступник!»). Но именно бесшабашность, гиперактивность и бесстрашие помогли Кевину дать отпор «мокрым бандитам», защитив от них свой дом в Чикаго и магазин игрушек в Нью-Йорке.
«Кудряшка Сью» (1991)
Режиссерское завещание Хьюза – оптимистичная мелодрама о 9-летней очаровашке Сью (Элисан Портер), которая болтается по замерзшим улицам Чикаго на пару с папаней-аферистом Биллом (Джеймс Белуши). Суровое мужское воспитание дает свои плоды. Сью вовсю дерзит взрослым, таскает из ресторана еду за спиной официантов, не гнушается рукоприкладством. Еще она профессионально мухлюет в карты, но в нужный момент пускает слезу не хуже голливудских актрис: манипулировать наивными богачами – ее конек.
При этом нельзя сказать, что Сью растет, как сорная трава, без какого-либо контроля. Билл не лишен гордости и чувства собственного достоинства – важные качества, которые он с детства прививает и девочке. Учит не только постоять за себя, но и не перегибать палку даже в проказах: не воровать и не обманывать лопухов совсем уж беззастенчиво. Это сочетание искренности с дерзостью привлекло к папе с дочкой красотку-адвоката и помогло появиться на свет счастливой семье.
«Деннис-мучитель» (1993)
Фильм Ника Кастла, вышедший через год после сиквела «Один дома», нагло паразитирует на популярности Кевина МакКаллистера. Судите сами: озорной светловолосый мальчишка портит жизнь взрослым, когда родители уезжают и оставляют его одного. Джон Хьюз при работе над сценарием явно не сильно напрягался.
Правда, 5-летний Деннис, самый юный герой нашей подборки, тиранит в основном не грабителей, а ворчливого соседа в исполнении Уолтера Мэттау. Причем тиранит эффектно и эффективно: выстреливает ему в рот из рогатки таблеткой аспирина, выбивает из вставной челюсти пару зубов и меняет жидкость для полоскания рта на средство для чистки унитаза.
Шалун Деннис держит в страхе всю округу. Сиделки терпят его компанию исключительно в шлемах, а приличные люди предпочитают вообще обходить его стороной. Однако Деннис, подобно любому ребенку, всего лишь хочет внимания, ласки, душевного тепла, тогда как пожилой брюзга страдает от одиночества. И наконец противоположности притягиваются: непоседливый мальчонка и невезучий старичок становятся добрыми приятелями, хотя еще недавно в это было трудно поверить.
Комментарии