Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Интервью > Настоящее и будущее креативной экономики в России

Настоящее и будущее креативной экономики в России

8 сентября 2021 /
Настоящее и будущее креативной экономики в России

Интервью с Марией Абрамовой, директором фест-форума Российская креативная неделя.

Российская креативная неделя (РКН) проводится во второй раз. Какие изменения в индустрии, на ваш взгляд, случились за прошедший год?

— В прошлом году нам удалось запустить не только так называемый хайп вокруг словосочетания «креативные индустрии», но и разобраться в необходимых институциональных шагах в России. Многое уже решается без нашего участия, надо было просто дать импульс, объединить специалистов и отрасли. Так, мы говорили о необходимости в каждом регионе создать автономные некоммерческие организации по развитию креативных индустрий или рабочие межведомственные группы. Сегодня мы видим, что они не только созданы, но за год показали свою эффективность, как, например, Агентство креативных индустрий в Москве.

На первом мероприятии мы обсуждали отсутствие модели грантовой поддержки креативных команд. В итоге под эгидой Администрации президента РФ был создан Фонд культурных инициатив для финансовой поддержки не только некоммерческих организаций, но и коммерческих структур. Фонд ориентирован на человека – на каждого отдельного творца и его креативную команду.

«КиноРепортер»: На конкурс в Фонд культурных инициатив могут быть представлены проекты в области культуры и академического искусства, сетевые проекты и стартапы, а также образовательные и наставнические проекты по поддержке молодых талантов в области литературы, издательского дела, дизайна, моды, кино, музыки, театра, мультимедиа и другие. Ведь именно креативные индустрии сейчас переосмысливают и проектируют новую среду, территорию, продукты и даже новую этику мира, в котором мы будем жить. 

Зачем нужен Реестр креативных индустрий? Не ограничит ли он возможности творческих профессий, которые не попадут в этот список?

— Одним из ключевых итогов второй Российской креативной недели стал переработанный и адаптированный к российским реалиям перечень креативных индустрий ООН. Рабочая группа Госсовета совместно с ведущими экспертами отрасли рекомендуют учитывать данный перечень во всех регионах при написании нормативных актов, концепций и целевой поддержки. Данный документ может стать основой основ для диалога креативных индустрий и власти. 

Креативные профессии, креативные индустрии – для многих эти термины все еще не очень понятны. Почему так важно выделять творческие профессии в отдельное направление? 

— Уже на первой Неделе мы обратили внимание общественности на то, что мир профессий меняется. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, fashion-коллекции, ивента) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций. Поэтому по итогам Российской креативной недели 2020 года мы создали карту будущих профессий. Но самое главное – нам удалось создать единое пространство, площадку для диалога между творческим сообществом, бизнесом и государством.

В чем заключаются главные сложности в развитии креативных профессий в России? Способна ли РКН изменить ситуацию к лучшему?

— Развитие креативных индустрий и навыков – это уже не факультатив, а обязательная программа для того, чтобы оставаться конкурентоспособным специалистом, компанией, регионом и страной в целом. У России в сфере креативных индустрий потенциал огромный и по большей части нераскрытый. Мы долгое время были сосредоточены на сырьевой экономике, в то время как самыми дорогими компаниями в мире, не без помощи российских специалистов, становились Amazon и Facebook, представляющие, конечно же, креативный сектор. 

Бесспорные зоны роста для нас – это IT, компьютерная графика, а учитывая абсолютно новое звучание российского кино на международных рынках и фестивалях, я с надеждой добавила бы киноиндустрию как приоритетную отрасль для конкурентоспособности креативных индустрий России. Как отметил первый зам руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, сейчас на 100 процентов наше время, так как Россия всегда славилась особым подходом и находчивостью. Осталось этому качеству придать институциональную форму и создать возможность для развития.

Мария Абрамова Российская креативная неделя

На форуме присутствует довольно много представителей власти. Возможно ли, что по итогам РКН творческие профессии получат новые законы и правила с достаточно жестким регулированием

— Мы видим большую поддержку, особенно от Администрации президента и профильных ведомств. Ощущается фокус внимания на творческого человека и на новое креативное общество, и это точно позитивное время для всех этих людей. Капитализация креативных индустрий в мире уже превышает 2 триллиона долларов. И этот сектор продолжает расти опережающими темпами, объединяя традиционные виды искусства, дизайн и рекламу, музыку, шоу- и медиабизнес, онлайн-развлечения, кинематографию и архитектуру. Нам важно сейчас сформировать почву, включая образование, законодательную базу и инструменты господдержки, которая поможет новому поколению жить и работать, создавая новое креативное общество. 

Если рассматривать РКН как диалог, какие темы, поднимавшиеся на форуме, самые острые и болезненные?

— В этом году на Российской креативной неделе ВЭБ.РФ инициировал очень важную дискуссию, посвященную созданию банковских кредитных продуктов, предназначенных для креативных индустрий, – без этого трудно представить развитие всей креативной отрасли. 

Еще одна острая тема – экспорт. Российским креативным индустриям есть что предложить и российской, и зарубежной аудитории. Причем это касается и кино, и науки, и IT, и моды, и других индустрий. Например, создатели мультфильма «Маша и Медведь» давно зарабатывают сотни миллионов долларов на продаже образов мультфильма, опережая таких гигантов, как Volkswagen. Или сериал «Эпидемия», который возглавил все западные рейтинги. 

Но пока у внешней торговли России в области креативной экономики отрицательный баланс. Сегодня мы покупаем креативные услуги и продукты у других стран. И это – наша точка роста, мы можем и будем создавать конкурентоспособные услуги и продукты. 

Каких реальных результатов вы ждете по итогам второй Российской креативной недели?

— Очень надеюсь, что перечень креативных индустрий будет одобрен правительством и направлен в регионы для предметной работы. Весной Владимир Путин подписал указ о создании Президентского фонда культурных инициатив, который оказывает поддержку всем творческим командам, включая коммерческие компании, некоммерческие организации, ИП и так далее. С учетом активной работы Фонда президентских грантов и других действующих фондов поддержка государства креативной экономике в этом году составит порядка 40 млрд рублей. И это станет стартом для большого количества новых перспективных бизнесов. 

Есть ли уже сейчас планы на РКН-2022? Планируется ли расширение ее горизонтов, охват новых отраслей, развитие международных связей? 

— Вторая Российская креативная неделя очень выросла по сравнению с первой – и по количеству спикеров и мероприятий, и по осознанности и качеству повестки. Формат открытых дискуссий и брейн-штормов оказался очень удачным. Мы видим запрос от представителей креативных индустрий, Администрации президента и Правительства Москвы и очень благодарны им за поддержку и доверие. Уверена, следующая Неделя станет основой, чтобы разрабатывать в регионах корректные концепции, законы о развитии креативных индустрий и, как следствие, осуществлять адресную поддержку.

Российская креативная неделя прошла с 26 по 29 августа в Москве. Организаторы – ФГБУ «Роскультцентр» и Российский книжный союз. При поддержке Фонда президентских грантов и Правительства Москвы. Генеральный партнер – Сбер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: