Театр

«Смертельный номер»: Цирковая феерия в Театре Олега Табакова

В Театре Олега Табакова – большая премьера. Точнее, громкое возвращение: спектакль «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова Владимир Машков впервые поставил в 1994 году. Тогда на сцену выходили Андрей Панин, Андрей Смоляков, Виталий Егоров и Сергей Беляев. Почти 30 лет спустя им на смену пришли молодые дарования: Владислав Миллер (Рыжий), Севастьян Смышников (Черный), Артур Касимов (Белый) и Владислав Наумов (Длинный). Все они месяцами оттачивали цирковые трюки, разучивали эффектные фокусы и прислушивались к Владимиру Львовичу, который сегодня не просто режиссер, но и художественный руководитель театра.

«Смертельный номер» полностью оправдывает свое название. В ночной тишине циркач, решив еще раз отрепетировать свой коронный номер, взбирается под самый купол и срывается. И вот вместо одного клоуна на сцене появляется целая четверка. Впрочем, чей еще вид принимать осколкам души?

Страх и скорбь быстро сменяет нечаянная радость – больше ничего не связывает их вместе, и каждый волен идти на все четыре стороны. Однако привычка – или ностальгия, или нежелание верить в произошедшее, а может, и невысказанный коварный план – заставляет их провести последнюю ночь вместе. То за кутежом с водкой, которую в ящике с реквизитом припрятал фокусник, то за трогательными воспоминаниями.

Четверка клоунов – четверка темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик приходят к разным решениям и обращают внимание на разные вещи. Даже шутят по-разному: для того чтобы это понять, достаточно услышать фразу «Дохлый номер», оброненную при попытке вернуть к жизни разбившегося циркача. Но на деле каждый – опора и поддержка для товарища, хотя и кажется порой, что каждый только и делает, что перебивает другого.

Камерный, казалось бы, спектакль за два часа превращается то в пиротехническую феерию, то в душевный вечер, какие случаются всего несколько раз в жизни, то вдруг обретает форму страшилки, рассказанной у ночного костра. Зритель не устает удивляться, а молодые артисты старательно держат бешеный темп: вот один затягивает самую настоящую арию, вот другой прямо по креслам срывается в зал, где разыгрывается импровизация, а вот они уже соревнуются между собой в мастерстве фокусов.

Каждый тщательно, по крупицам, пересобрал персонажа и присвоил его себе. Подстроил под собственную органику, а затем пошел дальше – и вот уже филигранно разыгрывается ансамблевая история. И если на самой сцене всего четверо, за ней и под ней – почти полсотни помощников. Их не видно до самых поклонов, но именно эта невидимая армия помогает спектаклю работать точно, как часы.

Время действия – канун Первой мировой войны. Правда, отсылка на Театр Куклачева выдает анахронизм из 1990-х. К этой же эпохе апеллирует музыка Майкла Наймана из культового фильма «Повар, вор, его жена и ее любовник». Слом эпох еще не случился, только погрохатывает где-то в отдалении. Зато случилась жизнь, в которой уникальный и универсальный опыт слились воедино.

Парадоксально, что спектакль, который начинается с самой настоящей трагедии, далек от пессимистических размышлений. Да, за нелепым париком и накладным красным носом была жизнь. Была любовь, были мечты. Был страх, который постоянно приходилось преодолевать, и отвращение к постоянной и унизительной нищете. Но все это сменило беззаветное служение делу всей жизни.

И финал «Смертельного номера», который отдает дань памяти самым известным представителям профессии (в их числе Олег Попов, Юрий Никулин, да и сам Олег Павлович), выглядит необычайно уместно. А еще рождает новый парадокс: радовать людей – тяжелейший труд, но именно он в итоге позволяет вознестись над любыми горестями и лишениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

15 часов назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

17 часов назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

20 часов назад

10 нетривиальных советских комедий, которые можно посмотреть бесплатно на RUTUBE

О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…

22 часа назад

Кино для «бежевых мам»

Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…

2 дня назад

Театр Моссовета представит премьеру спектакля «Нашествие» к 80-летию Победы

18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…

2 дня назад