Вспоминаем яркие образы народной артистки РСФСР в честь 75 лет со дня ее рождения.
Одной из самых популярных актрис советского кинематографа – Наталье Гундаревой – на днях исполнилось бы 75 лет. Благодаря своему упорству, нестандартным для кино внешним данным и, конечно, прирожденному таланту она смогла реализовать себя как на сцене театра, так и на широком экране.
Очень часто Наталье Георгиевне доставалась героини с тяжелыми судьбами, но они неизменно очаровывали тысячи зрителей по всей стране. К круглой дате «КиноРепортер» вспоминает самые яркие роли народной артистки, за которые ее продолжаютлюбить.
«Труффальдино из Бергамо» (1976)
Одной из первых заметных ролей Натальи Гундаревой стала комедия «Труффальдино из Бергамо», основанная на пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ». Актриса воплотила образ харизматичной служанки Смеральдины, будто сошедшей с полотен итальянских мастеров. Экранным партнером Гундаревой стал Константин Райкин, ее однокурсник по Щукинскому училищу, с которым она не сразу нашла общий язык. Артистка с несколькими крупными работами за плечами сомневалась в таланте молодого коллеги. Однако во время съемок она сменила гнев на милость, разглядев в Райкине необходимое мастерство.
Несмотря на первоначальные разногласия, их объединяло куда больше, чем общая альма-матер. «Труффальдино из Бергамо» представлял собой музыкальное произведение, однако ни Гундарева, ни Райкин петь не умели. И режиссер Владимир Воробьев доверил озвучить их другим артистам: Труффальдино получил голос Михаила Боярского, а его возлюбленная – голос Елены Дриацкой, которая в той же ленте исполнила роль Клариче.
«Однажды двадцать лет спустя» (1980)
Роль Надежды Кругловой стала, возможно, важнейшей в фильмографии Гундаревой, хотя сама она ленту не очень жаловала, называя ее «шоколадно-мармеладным тортом». Своих сыновей и дочерей у Натальи не было, но это не помешало ей великолепно справиться с образом многодетной матери. Роль Кругловой изначально писалась для нее – как отмечал сценарист Аркадий Инин, он не знал никого, кто бы смог так талантливо изобразить придуманного им персонажа.
Правда, у режиссера Юрия Егорова на этот счет сложилось иное мнение: он все равно провел пробы других претенденток, среди которых были Ирина Купченко, Лариса Малеванная и Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову в «Войне и мире». Однако переиграть Гундареву никому не удалось, и роль осталась за ней. После премьеры фильма далеко не всем советским мамам понравился созданный ею образ, некоторые считали его слишком идеальным. Но и на эту критику артистка нашла достойный ответ.
«На одной встрече меня упрекнули за идеализацию – мол, все у моей героини чересчур хорошо, в жизни так не бывает. Ну что сказать?.. В идеализированный образ Нади Кругловой я постоянно старалась вносить земные черты. Такие, чтобы кто-то из зрителей мог сказать: «Моя мама так улыбалась», «Моя мама так же решала со мной задачки», «Моя мама тоже так обрадовалась, когда…». В общем, старалась, чтобы получилась такая вот всеобщая мама…», – призналась Гундарева.
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983)
Если после премьеры фильма «Однажды двадцать лет спустя» Наталья Гундарева обрела статус самой знаменитой мамы страны, то лента «Одиноким предоставляется общежитие» закрепила за ней образ главной свахи. Через несколько лет Аркадий Инин создал для Гундаревой еще одного знакового персонажа – работницу текстильного комбината Веру Голубеву, которая помогает подругам из женского общежития искать любовь, но сама при этом остается одинокой. Инин собирал будущую историю буквально по крупицам, ради чего специально беседовал с девушками из «общаги» завода имени Орджоникидзе.
Полученный материал помог сценаристу отточить до мелочей образ профессиональной свахи и наполнить атмосферу фильма правдоподобными деталями – вроде женских сплетен, их отношения к мужчинам и внутренних переживаний. История получилась настолько жизненной, что мгновенно нашла отклик у женской аудитории, которая вторила словам главной героини: «По-моему, одинокий не может быть счастливым. Нет ничего хуже одиночества». Так Вера Голубева стала символом доброты и надежды для всех, кто пока не смог найти любовь.
«Собачий пир» (1990)
Трудно представить роль, с которой не справилась бы Наталья Гундарева. Но при немалом количестве довольно однотипных образов (разумеется, не лишенных изюминки и глубины) порой ей попадались весьма неожиданные героини. Например, эгоистичная сожительница из драмы «Небеса обетованные» или спившаяся уборщица Жанна из «Собачьего пира». В этой картине Гундарева сыграла узнаваемого, многим до боли знакомого персонажа, чья судьба оказывается предопределена еще в самом начале.
«Собачий пир» – типичное российское кино ранних 1990-х. Реалистичное, откровенное, жесткое, со свойственным времени странным черным юмором. А также с невероятно тонкой игрой Гундаревой и Сергея Шакурова. «Это гармония! – вспоминал тот позднее. – Такое ощущение, что мы как партнеры были просто созданы друг для друга». И ленту, и игру Натальи Гундаревой после премьеры оценили по достоинству: «Собачий пир» завоевал несколько престижных наград.
«Виват, гардемарины!» (1991)
Большую часть своей карьеры Наталья Гундарева играла обычных советских женщин, деревенских и городских, но в 1990-х актрисе выдалась возможность примерить на себя аристократический образ. До этого она органично перевоплощалась в императрицу Екатерину II – правда, только для телеспектакля. В новом же проекте, «Виват, гардемарины!», Гундарева должна была сыграть императрицу Елизавету Петровну. По словам режиссера Светланы Дружининой, артистка смогла точно попасть в ритм того времени.
«Мы снимали сцену с участием Бестужева и Елизаветы. Они медленно шли по анфиладе, и я их поторопила. Актеры посмотрели на меня с укоризной. В костюмах весом с десяток килограммов, тяжелых париках и в не таких уж просторных, как кажется со стороны, помещениях идти быстрее просто невозможно! А там, где медленный темп движения, там и речь иная. Поэтому Гундарева и Евстигнеев невольно перешли в ритм того времени, которое играли. Перешли очень точно!» – вспоминала Дружинина.
Режиссер была знакома с Гундаревой еще по мюзиклу «Дульсинея Тобосская» (1980), где Наталья сыграла крестьянку Альдонсу. Причем Дружининой пришлось побороться за этот выбор – худсовет всячески настаивал на кандидатуре Ирины Муравьевой, но Светлана осталась непреклонна. В результате Гундарева добавила в свою фильмографию еще одну яркую роль, а Дружинина и в будущем смогла положиться на артистку, блистательно справившуюся с ношей императрицы.
Комментарии