Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Интервью > «Кинематограф не дает возможности пробовать»: Актерский мастер-класс Константина Райкина

«Кинематограф не дает возможности пробовать»: Актерский мастер-класс Константина Райкина

8 июля 2020 /
«Кинематограф не дает возможности пробовать»: Актерский мастер-класс Константина Райкина
Stanislav Krasilnikov/TASS

В честь 70-летия худрука «Сатирикона» публикуем выдержки из его лекции для Академии Никиты Михалкова.

В рамках мастер-класса Академии Никиты Михалкова народный артист РФ и руководитель «Сатирикона» Константин Аркадьевич Райкин поделился секретами профессии, а также много шутил, в том числе и про кино, которому, как он считает, никогда не обойти по значимости театр.

Мускулистая драматургия

Считается, что четыре года обучения могут сделать из молодого человека профессионала актерского мастерства. Понятно, что срок этот весьма условен — настоящими профессионалами становятся гораздо позже. Как мне кажется, самый важный курс — первый. Это основа, на которой в дальнейшем может строиться любое здание: современное, рисковое, экстравагантное, хулиганское.

Однако театральная школа просто обязана быть традиционной. Молодому артисту нужно сформироваться именно на ней и позже идти дальше, самосовершенствоваться. Поэтому я не очень люблю, когда разные авангардные режиссеры начинают звать студентов первого курса в постановки или фильмы. Рано! Дайте человеку время понять, кто он.

В актерской театральной школе молодому артисту под руководством опытного педагога необходимо пройти Достоевского, Чехова, Толстого и Островского. Это если брать русских писателей. Если их усвоил — остальное не страшно. В их произведениях самая мускулистая драматургия, которая может заставить зрителя открыть рот, проникнуться.

Из иностранных — Шекспир, Мольер и Гольдони. Русскому артисту всегда сложно научиться играть наполненно и легко, без потери элегантности, а вот в творчестве Гольдони, например, все это есть. Наши актеры играют либо очень мощно, но с потерей формы, либо пусто, поверхностно и с наигрышем. Необходимо уметь соединять страсть и легкость.

Выступление Константина Райкина уже в ранге молодой звезды в передаче «Вокруг смеха» (1980)

Кузница мастерства

Кино — при всем моем уважении и обожании этого вида искусства — все-таки второе по значимости дело для драматического артиста. Я в этом убежден. Кинематограф в силу своего процесса, даже если ты снимаешься у гениального режиссера, не дает актеру возможности что-либо пробовать.

В кинематографе широкую известность Райкину принесли роли в фильмах «Много шума из ничего» (1973) и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

На съемках артист делает то, что он уже умеет, а нужный навык можно получить, только будучи обученным в театральной среде. Там он может рисковать, искать и пробовать различные варианты исполнения своей роли. Театр — кузница мастерства, а вот кино и телевидение — это уже для популярности, успеха и денег. Там нет времени. Даже если ты снимаешься у именитых кинорежиссеров, все равно возможности по-разному взглянуть на свою роль нет.

Еще больший зрительский успех последовал после главной роли в музыкальном фильме «Труффальдино из Бергамо» (1976)

Единственное исключение — это Никита Михалков. Он всегда — как для спектакля — до блеска оттачивает с актерами своего фильма роли на репетициях. Наверное, потому, что в отличие от большинства своих коллег имеет еще и театральное образование. Когда я снимался в его дебюте «Свой среди чужих, чужой среди своих», роль Каюма знал заранее — каждое слово, каждый жест. Мы ее отрепетировали еще до начала съемок. Пробовали, искали разные варианты. Такой подход сейчас встретишь не часто.

Знаменитый танец Райкина из спектакля «Лица» в Государственном театре миниатюр 

Надеть на себя образ

На первом курсе со своими студентами я всегда пробую технику «вербатим» — актерскую систему освоения образа, которую применял еще Михаил Чехов. С ее помощью можно натренировать себя в перевоплощении в другого человека.

Важный вспомогательный фактор — фантазия. Ты выбираешь себе образ, разглядываешь его, задаешь ему много вопросов, размышляешь, как бы он вел себя в конкретных ситуациях, присматриваешься, постепенно начинаешь к нему подстраиваться и в итоге пытаешься его имитировать. Надеваешь этот образ на себя.

«Вечер с Достоевским» — лучший моноспектакль Райкина, поставленный Валерием Фокиным. Мэтр отечественной театральной сцены в одиночку разыгрывает на сцене повесть Достоевского «Записки из подполья»

Подобную систему можно попробовать, опираясь не только на литературного героя, но и на реального человека. Возьмите видеокамеру и снимите беседу с родственником или другом. Во время съемки узнайте как можно больше подробностей его биографии, задавайте много вопросов, слушайте его голос, следите за повадками, вплоть до мельчайших деталей. Постарайтесь вывести вашего собеседника на откровенный разговор, чтобы увидеть больше эмоций.

Затем отсмотрите видеоматериал и постарайтесь все повторить, превратиться в этого человека. Примерьте его на себя. Попробуйте поснимать так несколько людей, разных по характеру. Техника «вербатим» поможет актеру быть всегда разным и играть более правдоподобно.

Трагедия короля Британии подана в спектакле режиссера-радикала Юрия Бутусова как абсурдистская клоунада. Райкин в образе Лира здесь — смешной и задиристый хулиган, решивший позабавиться и испытать дочерей властью.

Мужественная профессия

Актерская профессия требует характера. Мужественная она — в самом прямом смысле этого слова. И это касается как парней, так и девушек. Это профессия, где эмоции — твой материал, которым нужно уметь владеть и правильно с ним обращаться. Я не люблю, когда артисты играют гениально только через три на четвертый спектакль. Как говорят: «Ну вот, четвертый он сыграл гениально, хоть первые три завалил». Не выношу такое! Не надо гениально один раз, лучше все сыграй хорошо. Иначе как зрителю ухватить билет на тот самый твой гениальный спектакль? Если эмоция не приходит, нужно уметь дать ей пинка под зад. А радение и подманивание эмоции в духе «сейчас, подождите, подождите… еще не пришло» — это просто смешно и непрофессионально. Эмоция — очень ревнива. Если ты ей покажешь, что можешь обойтись без ее прямого участия, — она тут же придет.

Монолог Ричарда III. В сезоне-2004/2005 Райкин взял «Золотую маску» — за лучшую мужскую роль.

Здесь и сейчас

Терпеть не могу, когда в фильме актеров кто-то переозвучивает. Мне кажется, это неправильно. Полный русский дубляж иностранной картины, когда за Аль Пачино или Леонардо ДиКаприо говорит абсолютно другой человек, — ну это же черт знает что! Унижение и попрание достоинства нашей актерской профессии. Используйте только субтитры и показывайте фильм таким, какой он есть, ведь эмоции необходимо не только видеть, но и слышать. Подобное происходит и в российском кино. Не нравится режиссеру голос актера, он берет и использует другой. Тогда, может, и ножками, и ручками вместо него в кадре будет дергать иной артист? Кстати, вот еще одна причина, по которой театр, на мой взгляд, лучше кино. Съемки закончились, и актеру приходится переозвучивать самого себя. Ну как это? Ты ведь на площадке проживаешь момент здесь и сейчас. А получается, что ты должен повторить свои эмоции, но уже чуть позже, в темной студии. Не партнерше, а звукорежиссеру в любви признаваться.

В моноспектакле «Самое любимое…» Константин Райкин читает стихи Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, Лопе де Вега, Александра Пушкина, а также рассказывает о профессии и об отце.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: