Кино

«Сказки Гофмана»: Чудо без счастливого конца

В конце марта на экраны вышла дебютная полнометражная драмеди Тины Баркалая – «Сказки Гофмана». Которая успела побывать на Индийском международном кинофестивале, открыть смотр «Короче» в Калининграде и получить специальный приз телеканала «Россия-1».

Надежда с говорящей фамилией Страхова ведет скромный образ жизни. Скорее даже ничем не примечательное существование. Днем она работает в библиотеке и обзванивает должников, вовремя не сдавших книжки, а по вечерам трудится в театральном гардеробе. Все для того, чтобы угодить своему мужу Виталику – непутевому, ленивому дурачку-абьюзеру. Он не работает, прикрываясь вымышленной болезнью, которая якобы вызывает у него приступы амнезии (ясное дело, что помнит он только то, что выгодно для него), и постоянно говорит Наде о своем благодетельстве в отношении нее. И та наивно с ним соглашается, считая великим благом, что он ее муж.

Однажды случается настоящее чудо: Надю, точнее, ее невероятно красивые руки, замечает Гарик – режиссер, которому срочно нужны фотогеничные пальцы в кадр. Он зовет ее на роль дублерши рук, и Надя соглашается. Но не потому, что хочет – она, кажется, вообще ни о чем не мечтает, – а потому, что не привыкла отказывать. И ее существование окрашивается новыми красками: впервые она задумывается не только о Виталике и других людях, но и о себе. Даже не о себе в целом, а о своих руках, которые вдруг становятся капризными и требуют постоянного ухода. Маникюра, массажа, дорогих кремов и теплых варежек, чтобы, не дай Бог, не обветриться.

«Сказки Гофмана» действительно похожи на сказку. Надя здесь типичная Золушка, затюканная и покорная, согласная на все, лишь бы угодить злой мачехе, роль которой на себя взял Виталик. Если и дальше рассматривать эту аналогию, то фея-крестная – это Гарик. Только вот волшебного превращения в принцессу в финале не случается. Золушка остается Золушкой, злая мачеха оборачивается инфантильным неудачником, а фея – вечно уставшим Евгением Цыгановым.

С одной стороны, это разочаровывает, потому что внутренне ждешь истории преодоления, распускания бутона в цветок, превращения гадкого утенка в лебедя – чего угодно, только не самого обычного финала. «Сказки Гофмана» не вдохновляют на то, чтобы по-другому взглянуть на свою жизнь, не дают возможных вариантов действий, как поступить, если ты оказался в схожей с главной героиней ситуации. Они просто показывают, что вот есть Надя, такая же, как и тысячи женщин, которая просто принимает то, что с ней происходит, и не хочет ничего менять. Поскольку боится остаться одна, не понимая, что она и так никому не нужна. Это окрашивает фильм в меланхоличные тона.

С другой стороны, «Сказки Гофмана» вполне реалистично показывают, что вылупиться из куколки в прекрасную бабочку – процесс не быстрый. Нельзя просто взять и измениться в один момент, этому предшествует огромная работа. Да и не каждому даны подобные преображения. Главная героиня, например, не видит даже очевидного. А если и видит, то предпочитает закрывать на это глаза, находя оправдания любым, даже самым омерзительным поступкам окружающих. Не просто так картина начинается с красноречивой сцены, в которой маленькая Надя в детском саду смотрела утренник, прикрыв один глаз ладошкой, чтобы спрятать неприятное и плохое. Став взрослой, она продолжает так поступать, потому что привыкла. А вот это уже неслабо триггерит. На Надю хочется наорать, встряхнуть ее, чтобы она, наконец, пробудилась от своего сна и огляделась вокруг.

Главную тройку героев сыграли Екатерина Вилкова (Надя), Максим Стоянов (Виталик) и Евгений Цыганов (Гарик). Трио у них получилось вполне в стилистике фильма – наивное, сказочное и даже слегка по-детски преувеличенное.

Екатерина Вилкова прекрасно изобразила свою Надю – нежную, хрупкую, доверчивую и всего на свете боящуюся. Но при этом светлую и самую добрую в мире, готовую всех прощать, что бы они ни сделали. Золушка в чистом виде. Персонаж Евгения Цыганова – вполне себе успешный режиссер. Уставший от всего и вся. Каких-то определенных требований от жизни и Нади у него нет: он просто плывет по течению, ничего не делает и появляется в кадре тогда, когда нужен, чтобы повернуть сюжет в нужном направлении.

А вот Максим Стоянов, безусловно, заслужил победу за лучшую мужскую роль, которую ему присудили на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине. Он создал яркого и запоминающегося героя, которого начинаешь недолюбливать с первого появления. То, что нужно для отрицательного персонажа. Его Виталик – в высшей степени неприятный: наглый, уверенный в своей неотразимости, противный в высказываниях, самоутверждающийся за счет других и при этом зависимый и одинокий. Типичный школьный двоечник, который своим вызывающим поведением старается доказать, что он что-то значит, хотя на самом деле ничего из себя не представляет. И отыграл актер эту роль блестяще.

Особенное место в «Сказках Гофмана» занимает Алексей Гуськов. Он появляется в кадре всего на несколько секунд, но его голос сопровождает зрителя весь фильм, рассказывая историю Нади. Его добродушный тон и мягкие, не критикующие, покачивающиеся слова создают атмосферу фильма – успокаивающую, несмотря на происходящее, и убаюкивающую. Таким голосом родители обычно читают детям сказки на ночь.

Прежде чем снять «Сказки Гофмана», Тина Баркалая много лет занималась съемками рекламы – в ее бэкграунде более 300 роликов самой разной направленности. В ленте это отчетливо прослеживается, но картинку отнюдь не портит. Напротив, придает ей особое очарование детализированными крупными планами и порой неожиданными ракурсами, которые могут загипнотизировать.

Фильм оставляет ощущение безвременья – если не знать, что события происходят в конце 1990-х – начале 2000-х, то невозможно понять, что это за временной отрезок. Тамагочи намекает на не столь далекое прошлое, а некоторые моменты и высказывания героев – на современность. В целом «Сказки Гофмана» – деликатное и хрупкое кино, и если не ждать слишком многого, то смотреть его довольно приятно: оно вызывает улыбку и оставляет после себя сказочное послевкусие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад