Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Сказки Гофмана»: Чудо без счастливого конца

«Сказки Гофмана»: Чудо без счастливого конца

3 апреля 2024 /
«Сказки Гофмана»: Чудо без счастливого конца

Деликатное драмеди о преображении, которого не случилось.

В конце марта на экраны вышла дебютная полнометражная драмеди Тины Баркалая – «Сказки Гофмана». Которая успела побывать на Индийском международном кинофестивале, открыть смотр «Короче» в Калининграде и получить специальный приз телеканала «Россия-1».

Надежда с говорящей фамилией Страхова ведет скромный образ жизни. Скорее даже ничем не примечательное существование. Днем она работает в библиотеке и обзванивает должников, вовремя не сдавших книжки, а по вечерам трудится в театральном гардеробе. Все для того, чтобы угодить своему мужу Виталику – непутевому, ленивому дурачку-абьюзеру. Он не работает, прикрываясь вымышленной болезнью, которая якобы вызывает у него приступы амнезии (ясное дело, что помнит он только то, что выгодно для него), и постоянно говорит Наде о своем благодетельстве в отношении нее. И та наивно с ним соглашается, считая великим благом, что он ее муж.

«Сказки Гофмана»

Однажды случается настоящее чудо: Надю, точнее, ее невероятно красивые руки, замечает Гарик – режиссер, которому срочно нужны фотогеничные пальцы в кадр. Он зовет ее на роль дублерши рук, и Надя соглашается. Но не потому, что хочет – она, кажется, вообще ни о чем не мечтает, – а потому, что не привыкла отказывать. И ее существование окрашивается новыми красками: впервые она задумывается не только о Виталике и других людях, но и о себе. Даже не о себе в целом, а о своих руках, которые вдруг становятся капризными и требуют постоянного ухода. Маникюра, массажа, дорогих кремов и теплых варежек, чтобы, не дай Бог, не обветриться.

«Сказки Гофмана» действительно похожи на сказку. Надя здесь типичная Золушка, затюканная и покорная, согласная на все, лишь бы угодить злой мачехе, роль которой на себя взял Виталик. Если и дальше рассматривать эту аналогию, то фея-крестная – это Гарик. Только вот волшебного превращения в принцессу в финале не случается. Золушка остается Золушкой, злая мачеха оборачивается инфантильным неудачником, а фея – вечно уставшим Евгением Цыгановым.

«Сказки Гофмана»

С одной стороны, это разочаровывает, потому что внутренне ждешь истории преодоления, распускания бутона в цветок, превращения гадкого утенка в лебедя – чего угодно, только не самого обычного финала. «Сказки Гофмана» не вдохновляют на то, чтобы по-другому взглянуть на свою жизнь, не дают возможных вариантов действий, как поступить, если ты оказался в схожей с главной героиней ситуации. Они просто показывают, что вот есть Надя, такая же, как и тысячи женщин, которая просто принимает то, что с ней происходит, и не хочет ничего менять. Поскольку боится остаться одна, не понимая, что она и так никому не нужна. Это окрашивает фильм в меланхоличные тона.

С другой стороны, «Сказки Гофмана» вполне реалистично показывают, что вылупиться из куколки в прекрасную бабочку – процесс не быстрый. Нельзя просто взять и измениться в один момент, этому предшествует огромная работа. Да и не каждому даны подобные преображения. Главная героиня, например, не видит даже очевидного. А если и видит, то предпочитает закрывать на это глаза, находя оправдания любым, даже самым омерзительным поступкам окружающих. Не просто так картина начинается с красноречивой сцены, в которой маленькая Надя в детском саду смотрела утренник, прикрыв один глаз ладошкой, чтобы спрятать неприятное и плохое. Став взрослой, она продолжает так поступать, потому что привыкла. А вот это уже неслабо триггерит. На Надю хочется наорать, встряхнуть ее, чтобы она, наконец, пробудилась от своего сна и огляделась вокруг.

«Сказки Гофмана»

Главную тройку героев сыграли Екатерина Вилкова (Надя), Максим Стоянов (Виталик) и Евгений Цыганов (Гарик). Трио у них получилось вполне в стилистике фильма – наивное, сказочное и даже слегка по-детски преувеличенное.

Екатерина Вилкова прекрасно изобразила свою Надю – нежную, хрупкую, доверчивую и всего на свете боящуюся. Но при этом светлую и самую добрую в мире, готовую всех прощать, что бы они ни сделали. Золушка в чистом виде. Персонаж Евгения Цыганова – вполне себе успешный режиссер. Уставший от всего и вся. Каких-то определенных требований от жизни и Нади у него нет: он просто плывет по течению, ничего не делает и появляется в кадре тогда, когда нужен, чтобы повернуть сюжет в нужном направлении.

А вот Максим Стоянов, безусловно, заслужил победу за лучшую мужскую роль, которую ему присудили на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине. Он создал яркого и запоминающегося героя, которого начинаешь недолюбливать с первого появления. То, что нужно для отрицательного персонажа. Его Виталик – в высшей степени неприятный: наглый, уверенный в своей неотразимости, противный в высказываниях, самоутверждающийся за счет других и при этом зависимый и одинокий. Типичный школьный двоечник, который своим вызывающим поведением старается доказать, что он что-то значит, хотя на самом деле ничего из себя не представляет. И отыграл актер эту роль блестяще.

«Сказки Гофмана»

Особенное место в «Сказках Гофмана» занимает Алексей Гуськов. Он появляется в кадре всего на несколько секунд, но его голос сопровождает зрителя весь фильм, рассказывая историю Нади. Его добродушный тон и мягкие, не критикующие, покачивающиеся слова создают атмосферу фильма – успокаивающую, несмотря на происходящее, и убаюкивающую. Таким голосом родители обычно читают детям сказки на ночь.

Прежде чем снять «Сказки Гофмана», Тина Баркалая много лет занималась съемками рекламы – в ее бэкграунде более 300 роликов самой разной направленности. В ленте это отчетливо прослеживается, но картинку отнюдь не портит. Напротив, придает ей особое очарование детализированными крупными планами и порой неожиданными ракурсами, которые могут загипнотизировать.

Фильм оставляет ощущение безвременья – если не знать, что события происходят в конце 1990-х – начале 2000-х, то невозможно понять, что это за временной отрезок. Тамагочи намекает на не столь далекое прошлое, а некоторые моменты и высказывания героев – на современность. В целом «Сказки Гофмана» – деликатное и хрупкое кино, и если не ждать слишком многого, то смотреть его довольно приятно: оно вызывает улыбку и оставляет после себя сказочное послевкусие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: