Системное безумие: 10 американских киноновинок, которые не выйдут в наш прокат | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Системное безумие: 10 американских киноновинок, которые не выйдут в наш прокат

Системное безумие: 10 американских киноновинок, которые не выйдут в наш прокат

27 сентября 2019 / КиноРепортер
Системное безумие: 10 американских киноновинок, которые не выйдут в наш прокат

В России в 14-й раз проходит фестиваль AMFEST, в рамках которого показывают новые работы Уиллема Дефо, Шайи ЛаБафа и Кевина Смита. «КиноРепоретер» выбрал самое интересное из программы смотра.

В конце сентября в Москве стартовал 14-й Фестиваль американского кино AMFEST, который пройдет в 25 городах России. «КиноРепоретер» обстоятельно рассказывает о десяти фильмах из его программы. Среди них — новые работы Уиллема Дефо, Шайи ЛаБафа и Джейсона Мьюза. Ознакомиться с расписанием показов можно здесь.

«Томас»

Американский режиссер переезжает в Италию в попытке спрятаться от демонов из прошлой жизни. Когда-то он плотно сидел на героине, много пил и вел такой образ жизни, что чудом не умер. Теперь Томас (Уиллем Дефо) успешно женился на молодой славянке Никки (Кристина Кириак) и вместе с ней воспитывает малолетнюю дочь. Свои будни он проводит шатаясь между кружком по экспериментальному танцу и собраниями анонимных алкоголиков, на которых рассказывает, как пытался сделать ремейк «Сладкой жизни». Однако успокоиться он не может — Томасу постоянно чудится, как происходит что-то дурное, а за чинным фасадом его быта будто бы притаилась трагедия.

Самый экспериментальный фильм смотра снял режиссер-ветеран Абель Феррара. Трудно не увидеть в нем вольную автобиографию: квартира Томаса — это жилище самого Феррары, то же самое — с женой и дочерью. К тому же бывший американский хулиган точно так же завязал со всеми аддикциями, выбрав буддистские медитации, как и герой его фильма. «Томас» напоминает домашний видеодневник режиссера не только из-за очевидной связи с жизнью автора, но и благодаря операторской манере: шумное изображение — результат съемки ручной видеокамерой. Может быть поэтому «Томас» местами кажется эстетическим близнецом «Внутренней империи» Дэвида Линча.

Марат Шабаев

«Арахисовый сокол»

22-летний Зак (Зак Готтзаген) мечтает стать профессиональным рестлером, но обитает в доме престарелых в Северной Каролине — у него синдром Дауна. После череды неудачных побегов герой все-таки улепетывает от стариков, чтобы найти в неблизкой Флориде своего борца-кумира Соленого Реднека. В пути он встречает рыбака Карла (Шайа ЛаБаф), пытающегося скрыться от краболовов, чье рыбацкие снасти он со злости сжег вместе с причалом. Сначала Карл старается отделаться от назойливого попутчика, но затем проникается к нему братскими чувствами, решив научить самостоятельности и помочь достичь цели. Вскоре компанию находит отзывчивая соцработница Элеонор (Дакота Джонсон), которая должна вернуть Зака обратно в учреждение.

С гуманистической историей в духе Марка Твена и оскароносной «Зеленой комнаты» дебютировал сценарно-режиссерский дуэт Тайлера Нилсона и Майка Шварца. Их драмеди о поисках веры в себя легко могло бы получится фальшивым (сюжет у фильма крайне предсказуемый), если бы не игра беспокойного и харизматичного ЛаБафа и смешного, естественного и обаятельного дебютанта Готтзагена. Кинематографисты не эксплуатируют актера с хромосомной  мутацией ради истории о тяжелой жизни с людей с этим диагнозом. Как и бельгийский фильм «День восьмой» Жако ван Дормеля, это рассказ о неожиданной дружбе, поисках себя и обретении внутренней свободы. Впрочем, в финале создатели фильма начинают жать на слезные железы зрителей крайне дешевым способом. (Фильм выйдет в российский прокат 24 октября).

Михаил Моркин

«Ода к радости»

Есть такое наследственное заболевание — катаплексия, то есть утрата мышечного тонуса, приводящая к падению больного, иногда с потерей сознания. Синдром возникает на фоне сильных эмоциональных реакций. Герой Мартина Фримена по имени Чарли страдает подобным недугом: парень не может спокойно ходить по улицам Нью-Йорка, поскольку видит множество счастливых лиц, от которых его буквально воротит. Ему нельзя ни радоваться, ни грустить, ни как-то иначе сопереживать окружающим. Самое страшное — мужчине противопоказано влюбляться (это же мощнейший выброс эндорфинов), поэтому он одинок и несчастен.

Работая библиотекарем, обаятельный страдалец выработал гиперспокойную манеру общения с посетителями, ведь потеря душевного равновесия грозит больничной койкой. Однажды ему удается купировать истерику у брошенной бойфрендом посетительницы — Франчески (Морена Баккарин). Странный, слишком спокойный парень вызывает интерес у привыкшей к мужским изменам бразильянки, и на этом фоне возникает коллизия: влюбленные не могут нормально общаться — Чарли при встрече постоянно рискует расквасить нос о мостовую.

Ромком американца Джейсона Уайнера с не самым замысловатым сюжетом (увы, чем все закончится ясно на первых же кадрах), держится на забавных сценках, больше напоминая ситком: многие линии оборваны в угоду развлекательности. Хотя присутствие в кадре обаятельных героев (причем несравнимо менее звездные Джейк Леси и Мелисса Ройч в ролях младшего брата Чарли и подружки Франчески смотрятся интереснее), и порой неожиданные шутки вряд ли сотрут улыбку с лиц зрителей вплоть до финала.

Игорь Игрицкий

«Инициалы СГ»

Захудалый аргентинский актер Серхио Гарсес (Диего Перетти) живет в стиле коэновского Лебовски, то есть — в свое удовольствие. Он пытается замутить с девушкой из массовки вдвое моложе него, пьет, курит и нюхает. Да и актер из него, честно говоря, так себе — Серхио известен как «тот парень из массовки» и нередко мелькает в порно (даже с использованием модного VR). Однако привычный ход вещей изменится, ведь в разгаре Чемпионат мира по футболу: парень всегда чувствовал, что его судьба связана с успехами национальной сборной. Когда Аргентина проигрывает Германии, то горе-актера ждет полоса невезений. Сначала он связывается со слишком назойливой продюсершей из Америки, которая жаждет курортного романа, а после и вовсе в порыве гнева убивает наркодилера.

Меланхоличная черная комедия режиссерского дуэта Рании Аттих и Дэниэла Гарсиа не хватает звезд с неба, но способна подарить немало забавных сцен. Харизматичный главный герой немного смахивает на Сержа Генсбура (внешним сходством и совпадающими инициалами он пользуется для записи кавер-альбома), но до знаменитого хулигана ему очень далеко. Абсурдный мир стремится выколотить из него душу — и это получается без особого труда. «Инициалы СГ» можно рекомендовать любителям коэновского цинизма и фанатам европейских комедий с горчинкой.

Марат Шабаев

«Системное безумие» / «Джей в Голливуде»

Разменяв пятый десяток, Джейсон Мьюз, исполнитель роли длинноволосого барыги Джея в фильмах Кевина Смита, устал от того, что в нем видят исключительно забавного великовозрастного торчка. По совету Смита Мьюз находит учебник актерского мастерства по системе Станиславского. В попытке впечатлить нагловатого кастинг-директора, Мьюз случайно его убивает, вешая преступление на своего друга Винни Джонса. Криминальный скандал привлекает к актеру внимание Голливуда и дарит надежду на успешную актерскую карьеру, ради которой Джейсон готов на убийства и предательства.

Режиссерский дебют Мьюза о самом себе — дурацкий капустник, рассчитанный исключительно на фанатов Джея и Молчаливого Боба — это неудачная мета-комедия о фальшивой жизни на Фабрике грез. Чем-то действо напоминает сериал «Барри», но предложить может гораздо меньше: фирменные шутки про оральный секс, отсылки ко всем фильмам Кевина Смита и дикое количество подзабытых актеров в камео. Тут нашлось место Тери Хэтчер и Дину Кейну из сериала «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена», вечному клерку Брайану О’Хэллорану, бойцу ММА Джине Карано, Касперу Ван Дину из «Звездного десанта», Дэнни Трэхо в образе драг-квин и даже королю эпизодов Стэну Ли. Мьюз крайне неубедительно играет социопатическую версию самого себя, высмеивая серьезные потуги актеров, но полновесная сатира на Голливуд у него не получается — снято все на любительском уровне. Впрочем, если считаете часы до выхода сиквела «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка», то «Системное безумие» вполне может скрасить ожидание.

Михаил Моркин

«Хорошая осанка»

Лилиан (Грэйс Ван Паттен) неожиданно для себя оказалась на улице: учеба позади, мать бросила ее еще в детстве, отец умотал во Францию с новой супругой, а бойфренд оставил из-за накопившихся проблем. Отец (Норберт Лео Батц) удаленно помогает девушке с временным жильем, договорившись с четой Прайсов — мужем-музыкантом (Эбон Мосс-Бакрак) и женой-писательницей (Эмили Мортимер). Вскоре после заселения девушка остается один на один с Джулией — Дон уходит из дома после очередной перепалки. Проблема в том, что женщина практически не выходит из комнаты и общается с Лилиан  посредством записей в личном дневнике девушки. Но настоящие проблемы начинаются после того, как Лилиан говорит бывшему о том, что она снимает фильм о Джулии Прайс, хотя на словах не перекинулась с писательницей и парой фраз.

Еще одна разговорная инди-картина, балансирующая на стыке драмы и комедии. Снова в центре истории — поиски себя, а также разрешение внутренних конфликтов, столь разных у обеих героинь. Для Долли Уэллс, сыгравшей в таких проектах, как «Дневник Бриджет Джонс» и «Майти Буш», «Хорошая осанка» стал дебютом в режиссуре, что местами заметно: в проседающих эпизодах и несколько рваном повествовании легко считывается небесталанный новичок. Несмотря на огрехи, «Хорошая осанка» не лишена шарма, а героиня, поначалу вызывающая лишь отторжение, к финалу меняется настолько, что ей невозможно не симпатизировать.

Сергей Сергиенко

«Отлив»

Середина 80-х, курортный городишко в Нью-Джерси. Алан Ред и Смитти проводят летние каникулы, грабя пустующие дома. После того, как Смитти ломает ногу, упав с крыши во время очередного грабежа, Алан берет на новое дело младшего брата, который находит мешок с золотыми монетами. Сокровища раскалывают не особенно дружную компанию и навсегда меняют жизни подростков.

«Отлив» продолжает американский тренд на ретро-драмы про взрослеющих тинейджеров. О 80-х вышли «Очень странные дела» и «Оно» (откуда в «Отлив» перекочевал Джейден Мартелл), о 90-х — «Очень темные времена» и «Жаркие летние ночи». Дебютант Кевин МакМаллин не делает ставку на поп-культурные отсылки и веселую дружбу между героями, а снимает подростковую драму о разлагающей жажде наживы. Умный пай-мальчик Питер (Мартелл), наивный романтик Алан (Киан Джонсон из недавних «Алиты» и «Эйфории»), проблемный социопат Ред (Алекс Нюстадтер из подросткового сайфая «Аксель») и хитрый конформист Смитти (Дэниэл Золгадри) — персонажи-шаблоны, которые оживают благодаря хорошей игре молодых актеров. Собственно, ради них и стоит смотреть этот драматичный и красивый триллер в первую очередь.

Михаил Моркин

«Микки и медведь»

22-летняя аргентинка Камила Морроне играет школьницу по имени Микки Пек, живущую в захолустном городишке на Среднем Западе с папашей-алкашом, контуженным в Ираке (Джеймс Бэдж Дэйл). Мама Микки умерла, ее жизнь наполнена повседневными заботами об отце-инвалиде, работой в таксидермической мастерской (отсюда медведь в названии фильма) и скучным сексом с бестолковым одноклассником. Героиня ходит весь фильм без макияжа и внешне удивительно напоминает молодую Светлану Тому из фильма «Табор уходит в небо» .

Режиссер-дебютантка Анна Аттанасио (ей всего 26, как актриса играла в «Докторе Хаусе» и «Больнице Никербокер») сама написала сценарий, в котором кроме личных тинейджерских воспоминаний авторки найти что-либо внятное трудно. Фильм-эскиз целиком концентрируется на девичьих переживаниях по-киношному красивой героини, показанной во всех ракурсах, кроме единственно ожидаемого: обязательные для подобного сюжета сцены секса как со старым, так и с новым бойфрендом Микки, каждый раз перебиваются монтажной склейкой на первом поцелуе, живописуя местные поля и горы.

В остальном нам рассказана совершенно банальная история того, как разрушенный войной ветеран становится то невыносимым домашним тираном, то sweet daddy, то вором, а то и полувменяемым абьюзером — но все равно родным и любимым родителем милой, ищущей себя средней американки. Во всем виновата война, скучная жизнь на пособии и равнодушие окружающих.

Игорь Игрицкий

«Женщина в огне»

Дебра Каллахан (Сиенна Миллер) из дремучей американской провинции живет вместе с дочерью Бриджет (Скай Феррейра). Та уже успела обзавестись ребенком от сверстника, поэтому фактически Дебра — молодая бабушка. В Америке такой образ жизни  называется white trash: дешевое пиво, низкооплачиваемая работа, ранняя беременность и партнеры-абьюзеры. Поэтому никто не удивляется, когда Бриджет бесследно исчезает и Дебра вынуждена растить внука, терпя невзгоды. В ее жизни появляются и пропадают новые мужчины: некоторые из них мерзавцы, другие — поприятнее. «Женщина в огне» охватывает одиннадцать лет из жизни Дебры, за которые иногда происходит что-то хорошее, но чаще всего творится беспросветная дичь.

Клипмейкер и сын создателя «Чужого» Джейк Скотт снял свой третий полнометражный фильм — о судьбе простой женщины, и лучшее, что здесь есть — собственно Сиенна Миллер в главной роли; впрочем, кто-то наверняка порадуется Аарону Полу из «Во все тяжкие» и Кристине Хендрикс из «Безумцев» (актриса играет сестру главной героини). «Американская женщина» не претендует на лавры «Исчезнувшей» Финчера и со своими амбициями справляется неплохо — скромное кино про бедных, но гордых людей. Обычно таких называют «избирателями Трампа», но Скотта больше интересует их характеры и судьбы.

Марат Шабаев

«Безумные каникулы»

Маргарет (Кейт Лин Шейл) слегка за 30, она тяжело переживает расставание с бывшим парнем Марком (Уильям Джексон Харпер) и отчаянно пытается забыться в алкоголе и наркотиках. Напрягает ее не только Марк, но и старые друзья, которые кажутся слишком уж серьезными — кроме, разве что, Генри (Томас Мэтьюз): он с радостью отправляется с ней на поиски приключений. Вместе они не только закатывают грандиозную вечеринку, но и начинают распутывать сложную историю, в которой замешаны похищение девушки, звукозаписывающая компания, большие деньги и оружие.

Простые диалоги, не лишенные остроумия, лихой монтаж, естественные декорации и актерская игра помогают на экране развернуться большой и закрученной детективной истории, за которой на самом деле скрывается бытовая драма и обыкновенная скука. Драмеди держится на этом противопоставлении, то и дело рифмуя счастливое прошлое и безумное настоящее. Жизнь вроде бы течет своим путем, многие цели уже достигнуты, но в ней чего-то — или кого-то — отчаянно не хватает. Именно об этом фильм и говорит в первую очередь, несмотря на свой яркий экстерьер — и именно этим он и интересен.

Сергей Сергиенко

Читайте также

Режиссер «Маленьких чудовищ» займется «Возвращением Робокопа» Кино
21 ноября 2019
Режиссер «Маленьких чудовищ» займется «Возвращением Робокопа»

Он заменит на этом посту Нила Бломкампа.

На Гоа стартовал 50-й Индийский международный кинофестиваль Кино
20 ноября 2019
На Гоа стартовал 50-й Индийский международный кинофестиваль

В рамках программы «Фокус на Россию» гостям смотра покажут «Героя», «Дылду», «Кислоту» и другие российские фильмы.

В Петербурге пройдет ретроспектива Отара Иоселиани Кино
20 ноября 2019
В Петербурге пройдет ретроспектива Отара Иоселиани

Фильмы представят Алексей Учитель, Алексей Герман-младший и сам Иоселиани.

Тодд Филлипс снимет сиквел «Джокера» с Хоакином Фениксом Кино
20 ноября 2019
Тодд Филлипс снимет сиквел «Джокера» с Хоакином Фениксом

Режиссер заработает на первом фильме 100 миллионов долларов.