4 ноября отмечается День народного единства – значимый праздник, напоминающий, как важно уметь сплотиться перед лицом тех или иных угроз. В кинематографе подобные опасности нередко приобретают сверхъестественный характер, но давайте оставим зомби с инопланетянами в покое. И вспомним несколько фильмов о реальных событиях из российской истории, доказавших, что в единстве наша главная сила.
Крещение Руси, которое в конце X столетия затеял князь Владимир Святославич, стало важным шагом для централизации, укрепления государственной власти и налаживания международных контактов. А блокбастер Андрея Кравчука «Викинг» помог представить, как бы выглядел Владимир с лицом Данилы Козловского, создавшего образ не былинного Красного Солнышка, а скорее жестокого владыки в духе «Игры престолов». Который немало грешил, но в итоге одумался, зарыл топор войны и, преклонив колени в золотистых солнечных лучах, смиренно назвал себя рабом Божьим.
«Викинг» в свое время спровоцировал бурные дискуссии среди профессионалов и тех, кто считал себя таковыми, из-за неоднозначного изображения исторических реалий и деяний самого Владимира. В целом типичная ситуация для картин на столь животрепещущие темы. Но как минимум одну задачу, просветительскую, фильм выполнил на твердую пятерку. Заставил зрителей достать с полки запыленные учебники по истории, послушать специальные подкасты, возможно, даже заглянуть в летописи – дабы самостоятельно отделить зерна от плевел и выяснить, как обстояли дела. Убедившись, что принятие на Руси христианства было необходимой мерой для политического, религиозного и культурного развития.
Монголо-татарскому игу посвящено сравнительно немного фильмов, хотя этот этап отечественной истории оказался сложнейшим испытанием для всех сфер жизни. Шутка ли: на протяжении 200 с лишним лет, с середины XIII по конец XV века, страна находилась во власти иноземных захватчиков – Монгольской империи. И эффектная лента «Орда», снятая Андреем Прошкиным по сценарию Юрия Арабова, позволяет взглянуть на быт и нравы монгольских правителей глазами московского митрополита Алексия (Максим Суханов), вынужденного исполнить непростую миссию. Отправиться в Орду, чтобы излечить ослепшую ханшу Тайдулу (Роза Хайруллина). В противном случае последствия для Руси будут непоправимы.
В 1357 году Алексий действительно совершил такое путешествие, что задокументировано в источниках, однако и мифов вокруг его странствий сложилось немало. «Орда» не претендует на абсолютную достоверность, но, во-первых, согревает душу здоровым патриотическим духом, а во-вторых, оглушает невероятными масштабами постановки.
Производством картины занималась кинокомпания «Православная энциклопедия», поэтому неудивительно, что тема христианского чуда является здесь ключевой. Но важны и размышления о неизбежном распаде Орды, сжираемой бесконечными распрями изнутри, и столь же неизбежном объединении русского народа. В том числе усилиями Алексия, который небезуспешно пытался создать союз разных княжеств и скончался за 2 года до Куликовской битвы.
Еще одной проверкой на прочность для Российского государства оказалось Смутное время. Оно, конечно, продолжалось не два века, а всего 15 лет, но успело погрузить страну в мрачный кровавый хаос. Неотъемлемой его частью стал конфликт с Польшей, в ходе которого царь Василий Шуйский был низложен, а его место занял 15-летний королевич-католик Владислав. На Русь хлынули польско-литовские войска. Одновременно вспыхнуло национально-освободительное движение во главе с купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В ноябре ополчение взяло Китай-город и вынудило польское командование капитулировать – в честь этого знаменательного события 4-го числа мы отмечаем День народного единства.
А в 2007 году вышел фильм «1612» производства «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», который снял Владимир Хотиненко по сценарию Арифа Алиева («Кавказский пленник», «Монгол»). Центральная сюжетная линия здесь вымышлена: холоп Андрейка (Петр Кислов) влюбляется в дочь Бориса Годунова Ксению, прислуживает испанскому наемнику и бросает вызов подлым захватчикам.
То есть картина вышла скорее вольным рассуждением на исторические темы, чем попыткой реконструировать известные события. А все ради патриотического воспитания зрителей, которые зачастую понятия не имеют, что это вообще за праздник такой, День народного единства. Периодически мелькающий в кадре белый единорог не сильно помогает в этом разобраться, но богатейший ассортимент исследований всегда к вашим услугам.
До Великой Отечественной войны была война Отечественная. 12 июня 1812 года армия Наполеона Бонапарта переправилась через реку Неман и начала форсированное наступление, в сентябре добравшись до самой Москвы. Но приближение зимы, рост партизанского движения и грамотная перегруппировка российских войск заставили французского императора отступить и в конечном счете спасаться бегством.
На фоне этих событий и разворачивается действие хита Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где реальные лица вроде фельдмаршала Кутузова (Игорь Ильинский) и фольклорные персонажи вроде поручика Ржевского (Юрий Яковлев) сопровождаются чисто вымышленными героями. Прежде всего – Шурочкой Азаровой (Лариса Голубкина), которая не желает быть дамой в беде, притворяется мужчиной и в компании верного ординарца Ивана (Николай Крючков) отправляется на войну.
Разумеется, «Гусарскую балладу» многие выучили наизусть. Крылатые фразы разлетелись в народ («а девкой был бы краше!»), взаимные подколки Ржевского и Азаровой – в смысле Азарова – не устареют никогда, а сентиментальные эпизоды трогают до слез. Но куда важнее, что тему народного единства шедевр Рязанова обыгрывает безупречно, причем на самых разных уровнях. Классическое бадди-муви превращается в романс о единстве мужчины и женщины, на войне мы наблюдаем сближение представителей разных сословий, да и вся страна огромная дышит, живет, сражается в общем порыве. Таким и должен быть настоящий патриотизм, увековеченный в бессмертном гимне «Давным-давно».
О Великой Отечественной войне, страшнейшей трагедии в российской истории XX века, снято и до сих пор снимается множество фильмов. Не все из них, конечно, заслуживают внимания. И чем активнее эта тема эксплуатируется в современном кино, тем чаще обращаешься к кино советскому, золотой классике, подарившей нам массу нетленок. Одна из них – «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, экранизация незавершенного романа Михаила Шолохова и творческое завещание Василия Шукшина, для которого роль рядового Петра Лопахина стала прощальной.
Действие происходит летом 1942 года. В тяжелое, казавшееся почти безнадежным время, когда немецкие войска изрядно потрепали наши полки, и тем пришлось отступать. Ценой нечеловеческих усилий бойцы защищают высоту на донских берегах, выдерживают атаку вражеских танков, теряют товарищей, но находят минутку и для потешных историй, и для заигрывания с деревенскими жительницами. Которые в итоге преодолевают недоверие к солдатам из-за отступления и доказывают, что выстоять можно только вместе. Плечом к плечу.
Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский и многие другие актеры сами были фронтовиками, а съемки по настоянию Шолохова велись в тех местах, где в 1940-х шли бои. С тех времен сохранились окопы, воронки, неразорвавшиеся снаряды, что тоже способствовало максимальной достоверности фильма, который оператор Вадим Юсов называл одним из сложнейших вызовов в своей профессиональной карьере. Бондарчук-режиссер был крайне требователен, жара была невыносимой, но воссозданная на экране атмосфера воинского братства до сих пор кажется поистине священной.
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…