Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > Зомби, вирусы и Гоша Куценко: 7 фантастических фильмов и сериалов, где нападают на Россию

Зомби, вирусы и Гоша Куценко: 7 фантастических фильмов и сериалов, где нападают на Россию

2 января 2020 /
Зомби, вирусы и Гоша Куценко: 7 фантастических фильмов и сериалов, где нападают на Россию

К выходу «Вторжения» вспоминаем, кто кроме симпатичных пришельцев угрожал населению страны в отечественном кино.

«Притяжение»

Реж. Федор Бондарчук, 2017

Московский спальный район проверен на прочность инопланетным кораблем. Старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум), оказавшись в эпицентре столкновения, чудом выжила. Ее конфликт с отцом, полковником ФСБ Лебедевым (Олег Меньшиков), только крепнет на фоне происходящих событий. В жизни девушки появляется пришелец (Риналь Мухаметов), возникшее между ними чувство сулит только проблемы.

Герои фильма оказались ближе и понятнее зрителю, чем во всех смыслах идеальный Максим Каммерер из «Обитаемого острова», усиленно борющийся с тоталитарным режимом. Отсюда и зрительский успех, позволивший запустить сиквел и думать о развитии целой киновселенной. Бондарчук снижает пафос звания «первого русского фильма про инопланетное вторжение» мелодрамой, успешно разыгрывая вечную историю невозможной любви в узнаваемых чертановских декорациях. Безобидные бытовые зарисовки, в которых гуманоид заправляет блины горчицей или приходит на концерт Макса Коржа с девушкой, граничат с вариацией масштабных городских волнений на почве определения «свой-чужой». В этом смысле название отрабатывается полностью, притяжение оно не только в чувствах, но и в падении космических тел, а уж с тем, чтобы сделать это эффектно у Бондарчука проблем никогда не было.

«Псы»

Реж. Дмитрий Светозаров, 1989

Некогда этот город стоял у моря, но вся вода ушла, теперь его окружают нескончаемые пески. Оттуда, где казалось бы не должно быть жизни, совершают набеги псы-людоеды. Все чаще находят изуродованные тела. На отстрел опасных животных отправляется небольшая группа мужчин.

Несмотря на то, что фильм Дмитрия Светозарова обладает классическим зачином для хоррора, по прибытию в логово кровожадных дворняг, герои не столько сталкиваются с ними, сколько остаются наедине с собой. Свора разношерстных мужчин расплачивается за свои пороки, трус умирает от страха, алчного губит жажда наживы, муки совести доводят до сумасшествия. Окруженные зыбучими песками, заброшенные улицы оказываются этакой зоной из «Сталкера», в которой проще сойти с ума, чем выбраться из нее. Аномалия, происходящая с сохранившими свой облик собаками, созвучна мутации сознания, которая поочередно поражает охотников. «Псы» впечатляют не только филигранно проработанным психологизмом каждого из персонажей, чьи крики от безысходности сливаются в общий нечеловеческий вой, но и давящей атмосферой беспомощности, наступающего безумия. Особенно символично это выглядит на фоне грядущих перемен, наступивших после 1989 года, когда картина вышла.

«Эпидемия»

Реж. Павел Костомаров, 2019

По стране воздушно-капельным путем распространяется эпидемия. Симптомы просты: начинается как ОРВИ, заканчивается бельмами на глазах и летальным исходом. Город закрыт на карантин. Специально обученные люди в противогазах увозят заразившихся в неизвестном направлении. В центре нарастающего переполоха оказываются две семьи, вынужденные держаться вместе на долгом и тернистом пути в Карелию.

Премьера нового сериала стриминг-сервиса Premiere состоялась на прошедшем ММКФ, где первые две серии были смонтированы в полнометражный фильм. Смотрелись они, если закрыть глаза на финал, состоящий из текстовой справки, вполне самодостаточно. Но, к счастью, сейчас проект выходит именно в многосерийном формате. Концепция эпидемии органично вплетается в специфику менталитета: толпа готова линчевать за безобидный кашель, новостные блоки цензурируются, пока о вирусе не начинают говорить все. Тем лучше, что герои продвигаются все дальше по российской глубинке. Заброшенные региональные поселки — богатая натура для постапокалиптического сеттинга. Ручная камера заслуженного документалиста Павла Костомарова старается приблизиться к героям вплотную, что успешно передает зрителю их паническое состояние.

«Шопинг-тур»

Реж. Михаил Брашинский, 2012

Мать с сыном отправляются в Финляндию на туристическом автобусе. Выясняется, глава семейства умер совсем недавно и планируемый отдых — попытка отвлечься. На подступах к границе мальчик узнает, что на самом деле это шопинг-тур. Первой точкой на маршруте станет супермаркет, который откроется на ночь специально для гостей. Оказавшись между торговых рядов, на туристов нападают местные. По преданию, в этот день каждый финн должен съесть иностранца.

Малобюджетный триллер бывшего кинокритика «Афиши» Михаила Брашинского сделан в формате мокьюментари, «взглядом» камеры мобильного телефона, подаренного главному герою в самом начале фильма. И, в большей степени, несмотря на то, что на экране появляются оторванные руки, а искусанные туристы беспомощно лежат на белоснежном кафеле магазина, режиссера увлекает драма своих героев. Конфликт родителей и детей, усиленный утратой, может погасить только угроза смерти. И на моменте, когда по законам жанра начинается упорное «выживание», семья сближается, начиная терапевтические беседы о наболевшем. Сам «Шопинг-тур» к финалу оказывается черной комедией, дискомфортной, полной воздуха, фиксирующей ту грань, когда охотник и жертва невольно меняются местами.

«Параграф 78»

Реж. Михаил Хлебородов, 2007

Ближайшее будущее. Орбитальную станцию «Мир» достают со дна океана, континенты объединяются в союзы. На секретной военной базе срабатывает аварийный маяк. Бывалый солдат по кличке Гудвин по просьбе начальства собирает свой отряд, распавшийся пять лет назад из-за внутренних распрей. Они отправляются на остров, чтобы стабилизировать обстановку. Ученые в лаборатории перебиты, те, что выжили, теряют рассудок и звереют. Оказывается, что это последствия вируса, и все прибывшие на станцию уже заражены.

Дебют заметного клипмейкера девяностых Михаила Хлебородова был поставлен по рассказу Ивана Охлобыстина и поделен на два полнометражных фильма. Первый — затянувшаяся экспозиция, второй оказывается отдаленным парафразом карпентеровского «Нечто». Впрочем, сложно перечесть количество референсов, которыми вдохновлялись на этапе производства от «Чужого» до «Соляриса». Обозначенный в названии, параграф экспедиционного устава призывает группу к самоликвидации при невозможности устранения угрозы. И чтобы не дать пути вирусу на большую землю, герои тянут жребий и сражаются друг с другом насмерть. При амбициозности задумки, картина состоит из штампов, в том числе речевых: диалоги звучат как прямой перевод фраз из заокеанских боевиков девяностых. Однако при всех недостатках это симптоматичная для середины нулевых попытка освоить жанр в отечественном кинематографе.

«Фантом»

Реж. Крис Горак, 2011

Салон самолета на несколько секунд погружается во тьму на подступах к столице. Двое целеустремленных стартаперов, отправившихся в Россию представить свое приложение для туристических знакомств, недоброе предзнаменование не заметили. Мало того, что их идею присвоили, весь город оказывается обесточен, улицы наводнены практически невидимыми сгустками энергии, при контакте с которыми, человек оборачивается пеплом. Отступать некуда, американское посольство разгромлено, придется бороться.

Формально, инопланетное вторжение уже затрагивало Москву до «Притяжения». Сейчас представить себе даже такого масштаба копродукцию США и России сложно. Режиссером выступил Крис Горак, опытный голливудский художник-постановщик (например «Бойцовского клуба»), но его карьера после «Фантома» заглохла. Фильм был спродюсирован Тимуром Бекмамбетовым и сейчас выглядит скорее как документ времени, в котором нашла свое отражение Москва начала нового тысячелетия глазами иностранца. Большой, пустой мегаполис, один из многих, где, как выяснится в финале с заделом на сиквел, равноценно дают отпор другие предприимчивые герои. Действие написанного Джоном Спэйтсом еще до «Прометея» сценария могло происходить где угодно. За русскую идентичность отвечают троллейбусы, подземка, да Гоша Куценко: будучи борцом сопротивления, он внезапно появляется верхом на коне.

«Моими глазами»

Реж. Заур Болотаев, 2012

Эксперименты ученых по достижению бессмертия привели к непредвиденным последствиям. Душа серийного убийцы перемещается по городу, будучи способной вселяться в тела людей на несколько часов. В городе все чаще происходят необъяснимые события. От убийства школьницы на выпускном, до землетрясения, хаоса на улицах и возникновения в небе темной энергетической тучи.

Ключевой для своего времени проект ТНТ из тех, что были сделаны не в жанре комедии. Наверное, один из первых шагов в производстве телеканалом «киносериалов», которые ознаменовали появление через несколько лет сервиса Premier и наполнения его рискованным и экспериментальным контентом. «Моими глазами» — это мозаика. События, продолжающие друг друга, запечатлены субъективной камерой (задолго до «Хардкора») с перспективы разных героев, начиная со старшеклассника, заканчивая коррумпированным полицейским. Написал его Илья Куликов, уже после успеха «Глухаря», но еще до статуса самого востребованного шоураннера страны. К сожалению, за открытым финалом первого сезона не последовало продолжения. А новость о продаже прав на концепцию телеканалу Fox так и осталась новостью — разработка застопорилась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: