На экраны выходит новый фильм Седрика Жименеса, известного по «Французскому транзиту», где судья по особо тяжким преступлениям (Жан Дюжарден) и наркобарон (Жиль Леллуш) разбирались друг с другом в антураже поздних 1970-х. Жименеса в целом тянет на темную сторону: все его фильмы так или иначе затрагивают мир криминала, но особняком в них стоит тема терроризма.
С нее Седрик начинал – «Чужими глазами» 2012 года, почти полностью состоящий из изображений с камер наблюдения и записей звонков, рассказывал о взрыве на парижском вокзале. К ней же режиссер вернулся десять лет спустя, только теперь в его руках оказались реальные дела – в основу «Шрамов Парижа» легли ноябрьские теракты 2015 года, когда во французской столице погибли почти полторы сотни человек, а еще четыреста получили травмы.
«Шрамы Парижа» начинаются, как ни странно, в Афинах, где спецслужбы пытаются поймать одного из авторитетных членов запрещенной на территории РФ организации. Тот поразительно легко уходит от преследования, что приводит к большим человеческим жертвам несколько месяцев спустя. Тишину осеннего пятничного вечера в отделении нарушают сотни звонков, и уже через несколько минут помещение заполняется взбудораженными людьми. Они на связи с министрами, медиками, другими полицейскими, многочисленными свидетелями стрельбы.
Одну из групп возглавляет Фред (Жан Дюжарден). Но функции мужчины, чью щетину уже тронула благородная седина, в этой картине ограничиваются тем, что он жестко координирует все действия и прыгает из самолета в самолет – подозреваемые по всему миру хотят говорить исключительно с ним. Еще, правда, демонстрирует неплохой хук справа, когда самодовольный арестант позволяет себе чересчур радикальные высказывания. Отличная отдушина для зрителя, которая, впрочем, воспринимается как эмоциональная манипуляция – одна из многих.
Даром что отморозки тут как на подбор – даже в «хороших» (если ориентироваться на классификацию создателей) представителях религии аудиторию то и дело заставляют сомневаться. А еще – путаться в выходцах с Ближнего Востока и коренных бельгийцах с восточными именами. Мечеть – всего лишь возможная ниточка, информатор – неблагонадежный (хотя прототип героини не носила платок, что кое-что говорит о степени художественного вымысла). Недоверие, разумеется, проявляют и на всех уровнях власти.
При всем этом политическая подоплека в «Шрамах Парижа» практически отсутствует (иначе всплыли бы неприятные факты): это история, поданная исключительно на бытовом уровне. Глубину исследования можно вычислить по так и не озвученной разнице между шиитами и суннитами, а также общим фразам про то, что радикализм – это плохо. С чем, в общем-то, никто не спорит.
Но за сто минут звучит лишь одна фраза про «губительную политику последних пятидесяти лет» (разумеется, от не самого приятного персонажа), преступники, в том числе потенциальные, сразу торгуются за гражданство и право жить в свободной Франции, а военное присутствие страны в Сирии отражено одной строчкой. Зато возможность похвалиться оружием не упущена. А учитывая, сколько раз французская общественность пинает собственные спецслужбы, даже удивительно, что этот момент акцентирован – могли бы продолжать в том же духе.
Сами французы тем временем не могут выбрать между свободой и безопасностью, с трудом пытаются существовать в довольно абсурдной с точки зрения закона парадигме (преступникам, например, положено участие в программе по защите свидетелей, а обычным людям нет). В общем, типичные трудности с определением того, где заканчивается свобода одного и начинается свобода другого. Даже если между этими свободами зияет кровоточащая рана.
Динамичный монтаж первых двадцати минут сменяется долгим выслеживанием преступников: если такой же неспешный «Французский транзит» разбавлял элегантность эпохи и острое противостояние двух героев, то здесь об этом не идет и речи. Рутинная работа с уликами и показаниями свидетелей – это, конечно, не имитация бурной деятельности, но никакого отклика происходящее не вызывает: работа и работа, да еще с постоянными факапами. Серьезно, то важному человеку дают сбежать, то своего под прикрытием случайно берут, то дверь не выносят с первой попытки, то собаку гробят почем зря.
Ноябрьские события – это однозначно материал, подходящий для вдумчивой журналистской статьи, а не жанрового кино, к тому же очень посредственно отражающего реальное положение дел. Напряженные моменты в «Шрамах Парижа» теряются на фоне общей неспешности (а в момент кульминации со временем, наоборот, пережимают), а угрозы и шантаж со стороны полиции выставляют их в дурном свете: в старшей школе умеют находить рычаги давления получше.
Наконец, в фильме про последствия рокового события нет самого события – а опрос пары человек в больнице никак не отображает всю картину. Зато с пафосными фразами как всегда все отлично. Но ими мы и так давно сыты.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…