Рассказываем, какие картины в тяжелейший для страны период поддерживали людей на передовой и в тылу.
Если вы думаете, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена, то глубоко заблуждаетесь. Напротив, кинематограф развивался даже активнее, чем прежде. Актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, многие из которых и сами были фронтовиками, без устали трудились над картинами, помогавшими людям на передовой и в тылу выживать в самые тяжелые минуты. К 9 Мая «КиноРепортер» решил напомнить о шедеврах военного времени.
«Секретарь райкома» (1942)
За время войны выдающийся режиссер Иван Пырьев поставил два фильма, не считая доснятой «Свинарки и пастуха». Первой он снял картину «Секретарь райкома» – настоящий шпионский триллер о противостоянии, собственно, секретаря райкома Степана Кочета (Василий Ванин) и немецкого полковника Макенау. В центре внимания – партизанская война, изображенная весьма сурово и натуралистично, хотя и без здорового юмора не обошлось.
Съемки проходили в Алма-Ате, где в 1941 году создали Центральную объединенную киностудию. Она функционировала по 1944 год, и за этот период 80% советской кинопродукции сняли именно здесь – 23 полнометражных ленты и 10 короткометражных.
«Мы клянемся, что скорее умрем в жестоком бою с врагами, чем отдадим себя, свою семью и весь народ наш в рабство коварному фашизму. Кровь за кровь! Смерть за смерть!» Этими лозунгами завершается фильм, что, безусловно, выполняло определенную агитационную роль. В отличие от более поздних лент военного времени, ратовавших за разумное-доброе-вечное, «Секретарь райкома» призывает сражаться до победного конца, не уступая неприятелю ни пяди родной земли. Что ж, в первые годы войны без подобных воззваний нельзя было обойтись.
«Два бойца» (1943)
«Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…» Кто не знает эту выдающуюся песню, от простой, нежной, пронзительной мелодии которой по коже неизменно проносятся мурашки, а глаза наполняются слезами? Именно в этом фильме ее исполнил Марк Бернес, герой которого, одессит Аркадий, неразрывно спаян крепкой фронтовой дружбой с персонажем Бориса Андреева, Сашей с Уралмаша. Казалось бы, это люди с абсолютно разными характерами: недаром после глупой выходки Аркадия они смертельно поссорились. Но затем, разумеется, помирились – в окопах, под свинцовым дождем.
Съемки велись на киностудии в Ташкенте, куда наряду с Алма-Атой в годы войны переместились ведущие советские кинематографисты. В основе картины повесть Льва Славина «Мои земляки», опубликованная в 1941-м. Постановщик Леонид Луков прочитал ее и тут же решил экранизировать. Над сценарием работал драматург Евгений Габрилович, причем работал в спешке, готовясь к отправке на фронт. Фактически за несколько часов поэт Владимир Агатов и композитор Никита Богословский создали текст и музыку «Темной ночи». Фильм показывали и на фронте, но песню солдаты успели полюбить гораздо раньше: ее обессмертил Леонид Утесов, выступавший с концертами перед фронтовиками.
«Жди меня» (1943)
Стихотворение «Жди меня» в 1941 году написал Константин Симонов, уезжая на фронт и расставаясь с любимой. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, которая исполнила главную роль в одноименном художественном фильме: его сценарий тоже создал Симонов. Герой ленты, летчик Николай Ермолов (Борис Блинов), отправляется на войну. Его жена Лиза (Серова) свято верит в их новую встречу, как бы ни убеждали ее, что Ермолов погиб во время перестрелки.
Работа над картиной велась на алма-атинской студии, куда прямо с фронта прилетел Симонов, к тому моменту уже написавший сценарий другого знаменитого фильма военных лет «Парень из нашего города» (1942). Его, как и «Жди меня», снимали Борис Иванов и Александр Столпер. Творческий процесс буквально кипел – требовалось как можно быстрее отправить кино на фронт для поднятия боевого духа солдат. И с этой задачей удалось блестяще справиться: фильм наряду со стихотворением стал вечным символом веры в любовь, добро и неизбежное возвращение к близким. А Симонов и Серова в 1943 году поженились.
«В шесть часов вечера после войны» (1944)
Легендарная лирическая комедия, появление которой стало возможно ближе к концу войны, когда вера в скорое окончание боевых действий и освобождение страны от оккупантов вселяла в сердца солдат и мирных граждан невиданный оптимизм. Герои картины, влюбленные зенитчица Варя (Марина Ладынина) и артиллерист Вася (Евгений Самойлов), расстаются. Но лишь для того, чтобы встретиться вновь. Когда война наконец завершится победой.
А ведь трогательное воссоединение влюбленных могло и не произойти: в оригинальном финале сценариста Виктора Гусева Варя гибла при бомбежке. Свидание на Большом Каменном мосту, соответственно, проносилось в ее воображении перед смертью. Но Пырьев не стал лишать зрителей счастливой концовки. К тому же в его фильмах-фантазиях неприглядная действительность нередко превращалась в сбывшуюся мечту.
Премьера ленты состоялась за полгода до окончания войны – 16 ноября 1944-го (во что сегодня сложно поверить, ведь ее авторы, получается, предсказали, когда это произойдет!), и решение Пырьева оказалось оправданным. Страна продолжала воевать, но в тот же год «В шесть часов вечера после войны» посмотрели 26 млн человек. А в день Великой Победы многие отправились на Каменный мост, который до сих пор кажется символом вечной надежды, и «Марш артиллеристов» на музыку Тихона Хренникова по-прежнему набатом стучит в сердцах.
«Великий перелом» (1945)
Выражение «великий перелом» впервые употребил Иосиф Сталин, когда в 1920-х выступил с программным манифестом о стремительном строительстве в СССР социализма. В Великую Отечественную подобным переломом стали события конца 1942-го – начала 1943 года, прежде всего, конечно, Сталинградская битва. Победа в ней окончательно дестабилизировала немецкие войска, а инициативу перехватило советское командование. Ну а режиссер Фридрих Эрмлер, вдохновившись другой знаковой победой советских войск – под Москвой в 1941–1942-м, посвятил великой битве фильм.
Батальные сцены, которые вышли весьма лаконичными, снимали в расположении Ленинградского фронта. Создатели ленты, побывав на передовой, повидали реальную фронтовую жизнь, их консультировали офицеры. При этом картина получилась максимально условной: не упоминаются ни фамилии, ни города. Зато вымышленный командующий фронтом Муравьев (Михаил Державин-старший), собирательный образ военачальников Жукова, Рокоссовского и других, обзавелся целой биографией вплоть до любви к лошадям и редкому иммунитету к алкоголю. Идеологически – комар носа не подточит. Но если награждение картины Сталинской премией I степени удивления не вызывает, то для истории куда важнее другой факт: на самом первом Каннском кинофестивале в 1946 году фильм получил Гран-при.
Комментарии