Кино

«Тени за кадром»: Кино и искусство как смысл жизни

Когда заходит речь о женском вкладе в советский кинематограф, обычно называются имена известных актрис и постановщиц. Но сколько еще талантливых женщин – в особенности творящих за пределами съемочной площадки – не получили должного общественного признания! Необычный в своем исполнении анимадок «Тени за кадром», представленный на фестивале The Art Film Festival, как раз обращает внимание зрителей на одну из них. А именно на легенду советского кино – Людмилу Кусакову, одну из первых женщин среди художников-постановщиков «Мосфильма».

Исследуя ее наследие, Иван Батурин обратился к языку анимации. Для режиссера было важно не столько зафиксировать ключевые эпизоды биографии художницы, сколько погрузить аудиторию в ее уникальное творческое мышление. Посредством таких же запоминающихся образов, как и работы самой Кусаковой.

В картине интересно сочетание разных анимационных возможностей – от компьютерной графики до «бумажной» мультипликации с интеграцией архивных фотографий, чтобы обозначить важность каждого упоминаемого периода. В основе же лежит простая по форме и многоструктурная по глубине перекладная анимация, которая подчеркивает мысль о том, что все важные идеи и образы рождаются на бумаге.

Воспоминания о первой совместной поездке с будущим супругом, например, возникают в виде белых карандашных набросков на черном фоне. Когда голос за кадром говорит о чем-то теплом, изображение подхватывает это акварельными вкраплениями или красочными задниками. Когда речь заходит о чем-то грустном, тональность в кадре становится более мрачной. А в некоторых сценах и вовсе чуть ли не апокалиптической. Визуал четко синхронизирован со сценарием, и благодаря мастерской работе с образами биографическая история воспринимается легче, динамичнее и увлекательнее.

Повествование в анимадоке ведется от лица самой Людмилы Михайловны. Мы узнаем о знакомстве юной Кусаковой с Андреем Тарковским, благодаря которому отец героини отпустил ее со спокойной душой во ВГИК. Сочувствуем из-за предвзятости ее коллег по площадке, отпускавших неприятные сексистские замечания в ее адрес, но после признававших гениальность художницы-постановщицы. А под конец фильма вдохновляемся безграничной любовью Кусаковой и ее супруга, кинохудожника Михаила Карташова (его озвучил Никита Волков).

Для Людмилы муж был всем. Духовным наставником, открывшим девушке в свое время новые методы познания мира. Великим творцом, вдохновлявшим художницу и постоянно подпитывавшим ее креативность. Любимым человеком, без которого она не могла представить ни работу, ни собственную жизнь. И сложной личностью – с ним порой было непросто найти общий язык. Но Кусакова понимала всю ценность их отношений – это был тот редкий союз, которого в жизни может больше не случиться.

Карташов, художник с камерными, мистически-мрачными работами («Адъютант его превосходительства», «Два капитана»), научил жену находить красивые образы в повседневных мелочах. Она же, в свою очередь, привила супругу любовь к театру. Оба словно были из разных миров, но тяга к искусству и к друг другу оказалась гораздо сильнее различий между ними.

«Тени за кадром» запечатлевают самые важные моменты в карьере Людмилы Кусаковой – от создания костюмов для фильма Ролана Быкова «Айболит-66» до работы художницей-постановщицей у Марка Захарова («Обыкновенное чудо»), Михаила Козакова («Покровские ворота») и Карена Шахназарова («Город Зеро»). И в этом путешествии по фрагментам памяти Людмилы Михайловны раскрывается, насколько ее работа была ценна для кино как командного творческого процесса.

И в роли художницы по костюмам, в которые Кусакова нередко вкладывала определенный смысл, а их дизайн, продуманный в плотной связке с режиссером, помогал создать нужный образ и характер персонажей. И в роли художницы-постановщицы, которая знала Москву вдоль и поперек и могла превратить обычные безделушки, детали и найденные на развалах вещи в волшебные декорации. На такое и правда способен только истинный творец, чей дар – способность запечатлеть красоту обыденности, а проклятие – жизнь, возложенная на алтарь искусства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Последний роман»: Полеты во сне и наяву в Театре Моссовета

Когда в театре появляется «датский» спектакль, речь идет о каком-то юбилее или иной значимой дате. Спектакль «Последний роман» на сцене…

3 часа назад

Дороже золота: Как снимали культовый истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Сложно осознать, что в момент, когда Никита Михалков снял «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему было всего 29 лет.…

18 часов назад

Академия Н.С. Михалкова проведет сессию «Творчество объединяет» для кинематографистов из восьми стран

Масштабная сессия «Творчество объединяет» пройдет в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова с 20 октября по 7 ноября. В…

20 часов назад

Один день из жизни столицы: Как снимали «Я шагаю по Москве»

Все началось с идеи. Невероятно простой, но красивой и лаконично гениальной. За плечами молодого и талантливого поэта и сценариста Геннадия…

21 час назад

О Никите Сергеевиче замолвите слово

Сегодня, 21 октября, исполняется 80 лет Никите Михалкову, режиссеру, актеру и выдающемуся деятелю культуры, вписавшему свое имя в историю как…

1 день назад

«Трон: Арес»: Disney вытаскивает неоновые мотоциклы из гаража

В 1982 году на экраны вышел «Трон»: дерзкий эксперимент, в котором традиционная кинематографическая форма уступала место визуальной абстракции и философскому…

2 дня назад