Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Тени за кадром»: Кино и искусство как смысл жизни

«Тени за кадром»: Кино и искусство как смысл жизни

22 октября 2025 /
«Тени за кадром»: Кино и искусство как смысл жизни

Анимадок с фестиваля The Art Film Festival об одной из первых женщин среди художников-постановщиков «Мосфильма».

Когда заходит речь о женском вкладе в советский кинематограф, обычно называются имена известных актрис и постановщиц. Но сколько еще талантливых женщин – в особенности творящих за пределами съемочной площадки – не получили должного общественного признания! Необычный в своем исполнении анимадок «Тени за кадром», представленный на фестивале The Art Film Festival, как раз обращает внимание зрителей на одну из них. А именно на легенду советского кино – Людмилу Кусакову, одну из первых женщин среди художников-постановщиков «Мосфильма».

Исследуя ее наследие, Иван Батурин обратился к языку анимации. Для режиссера было важно не столько зафиксировать ключевые эпизоды биографии художницы, сколько погрузить аудиторию в ее уникальное творческое мышление. Посредством таких же запоминающихся образов, как и работы самой Кусаковой.

В картине интересно сочетание разных анимационных возможностей – от компьютерной графики до «бумажной» мультипликации с интеграцией архивных фотографий, чтобы обозначить важность каждого упоминаемого периода. В основе же лежит простая по форме и многоструктурная по глубине перекладная анимация, которая подчеркивает мысль о том, что все важные идеи и образы рождаются на бумаге.

Воспоминания о первой совместной поездке с будущим супругом, например, возникают в виде белых карандашных набросков на черном фоне. Когда голос за кадром говорит о чем-то теплом, изображение подхватывает это акварельными вкраплениями или красочными задниками. Когда речь заходит о чем-то грустном, тональность в кадре становится более мрачной. А в некоторых сценах и вовсе чуть ли не апокалиптической. Визуал четко синхронизирован со сценарием, и благодаря мастерской работе с образами биографическая история воспринимается легче, динамичнее и увлекательнее.

Повествование в анимадоке ведется от лица самой Людмилы Михайловны. Мы узнаем о знакомстве юной Кусаковой с Андреем Тарковским, благодаря которому отец героини отпустил ее со спокойной душой во ВГИК. Сочувствуем из-за предвзятости ее коллег по площадке, отпускавших неприятные сексистские замечания в ее адрес, но после признававших гениальность художницы-постановщицы. А под конец фильма вдохновляемся безграничной любовью Кусаковой и ее супруга, кинохудожника Михаила Карташова (его озвучил Никита Волков).

Для Людмилы муж был всем. Духовным наставником, открывшим девушке в свое время новые методы познания мира. Великим творцом, вдохновлявшим художницу и постоянно подпитывавшим ее креативность. Любимым человеком, без которого она не могла представить ни работу, ни собственную жизнь. И сложной личностью – с ним порой было непросто найти общий язык. Но Кусакова понимала всю ценность их отношений – это был тот редкий союз, которого в жизни может больше не случиться.

Карташов, художник с камерными, мистически-мрачными работами («Адъютант его превосходительства», «Два капитана»), научил жену находить красивые образы в повседневных мелочах. Она же, в свою очередь, привила супругу любовь к театру. Оба словно были из разных миров, но тяга к искусству и к друг другу оказалась гораздо сильнее различий между ними.

«Тени за кадром» запечатлевают самые важные моменты в карьере Людмилы Кусаковой – от создания костюмов для фильма Ролана Быкова «Айболит-66» до работы художницей-постановщицей у Марка Захарова («Обыкновенное чудо»), Михаила Козакова («Покровские ворота») и Карена Шахназарова («Город Зеро»). И в этом путешествии по фрагментам памяти Людмилы Михайловны раскрывается, насколько ее работа была ценна для кино как командного творческого процесса.

И в роли художницы по костюмам, в которые Кусакова нередко вкладывала определенный смысл, а их дизайн, продуманный в плотной связке с режиссером, помогал создать нужный образ и характер персонажей. И в роли художницы-постановщицы, которая знала Москву вдоль и поперек и могла превратить обычные безделушки, детали и найденные на развалах вещи в волшебные декорации. На такое и правда способен только истинный творец, чей дар – способность запечатлеть красоту обыденности, а проклятие – жизнь, возложенная на алтарь искусства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: