Собрались как-то за новогодним столом Антон Шагин, Галина Тюнина, Ульяна Добровская и Софья Эрнст.
Маргарита (Рената Литвинова) – глава могущественного клана, живущего на территории Северных полей, власть в котором передается от матери к дочери. На Новый год многочисленная родня собирается за праздничным столом – здесь и сестра Маргариты Лотта (Галина Тюнина), и ее дочь Ада (Манана Тотибадзе), и кузен Борис (Максим Суханов). К тому же в семье счастливое событие: сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) обручился со стюардессой Фанни (Ульяна Добровская, дочь Литвиновой). Но Фанни неожиданно погибает, а Бенедикт от отчаяния женится на ее родной сестре Фаине (Софья Эрнст). Так начинаются злоключения клана.
Имя Ренаты Литвиновой во вступительных титрах «Северного ветра» появляется несколько раз – она не только ведущая актриса, но и режиссер, и автор сценария. Фильм снят по пьесе Литвиновой, которую она же поставила на Малой сцене МХТ им. Чехова в 2017 году. Трейлер может невольно обмануть зрительские ожидания – он обещает масштабное фэнтези в духе «Хроник Нарнии» или «Ночного дозора». На деле то, что у фильма театральная основа, очень заметно: действие крайне неохотно выбирается за пределы родового поместья клана. Все происходит в трех интерьерах, заполненных зеркалами, позолоченными подсвечниками, хрустальными люстрами, чучелами животных и прочей бутафорией, которую так любят в театре. Время здесь тоже течет по своим законам – семья раз за разом собирается на празднование Нового года.
Мир за пределами этих стен изображен очень схематично – там вроде как идет война и сменяются правители, но зрители этих бурь не увидят, им слышны только доносящиеся извне раскаты грома. Все потому, что обитателей дома занимает семейная драма, в основании которой намертво спаянный любовный треугольник между Бенедиктом, Маргаритой и Фаиной. «Северный ветер» рассказывает про распад семьи, из-за которого начинает гнить весь мир.
Но это, конечно, не скучная бытовая драма, а фантазия, фантасмагория, кино чрезмерности, не очень стремящееся к достоверному отображению бледной реальности. Речь и о визуальной избыточности – персонажи разодеты в меха и шелка, а костюмы для героини Литвиновой придумал знаменитый дизайнер, основатель Vetements Демна Гвасалия. Многие сцены (в одной из них Маргарита долго ведет машину под написанную для фильма песню «Злой человек» Земфиры) в другом кино смотрелись бы претенциозно и неуместно. Но вычурность – родная стихия этого фильма, его суперсила, и из искусственности вдруг рождается искренность.
Рената Литвинова – центр фильма, и следить за ее ужимками и интонациями по-прежнему можно бесконечно. Но на ее реплики с вечным придыханием отвечают прекрасные актеры: Антон Шагин немного растерян и очень к месту, Софья Эрнст подарила свою резковатую харизму не очень приятной Фаине – и сыграла, вероятно, одну из своих лучших ролей в кино. Кроме того, есть очень смешное камео Светланы Ходченковой, а чудаковатого профессора Жгутика сыграл Никита Кукушкин – идеальный для этой роли.
«Северный ветер» Литвиновой от первых титров, в которых она упоминается несколько раз, до финального посвящения Кире Муратовой – легкая мишень для критики. Но он может стать и отдушиной, о которой сейчас мечтают многие, когда хочется от этой реальности скрыться в другом, волшебном мире, даже если и там все не очень благополучно.
Комментарии