Интервью

Серж Танкян: «Я горд быть частью армянского народа»

29 ноября, за неделю до 30-й годовщины ужасного Спитакского землетрясения, в прокат вышел фильм «Спитак» Александра Котта. Саундтрек к фильму написал Серж Танкян – знаменитый музыкант, американский армянин ливанского происхождения. Нам удалось поговорить с Сержем не только про работу над «Спитаком», но и про другие фильмы, творческие планы и конечно же гражданскую позицию музыканта.

Серж Танкян

Как вы получили приглашение поработать над «Спитаком»?

Друг-продюсер посоветовал нас команде, снимавшей «Спитак», и они обратились к нам.

Какой была ваша первая реакция?

Мне было интересно посмотреть снятый материал и увидеть, каким образом Саша (Александр Котт) преподнес катастрофу.

«Спитак» для вас – не первое сотрудничество с российскими режиссерами. Вы уже писали музыку для фильма «Легенда о Коловрате». Как вам работалось с российскими режиссерами и командой? Тяжело ли работать композитором на расстоянии по скайпу?

Мне понравилось работать с Джаником Файзиевым и Рафаелом Минасбекяном на «Легенде о Коловрате». Писать музыку для такого исторического экшн-фильма было забавно, и у меня было возможность напрячь все свои музыкальные мускулы – от громадного оркестра и этнических инструментов до элементов рок-музыки и большого использования ударных инструментов. Джаник – большой профессионал, который точно знает, что ему нужно, так что работать с ним было легко.

Что касается работы на расстоянии – большинство фильмов и делается таким образом. Даже в работе над американским фильмом может случиться так, что режиссер будет находится в Нью-Йорке, а я буду работать в Лос-Анджелесе или в моей другой студии, в Новой Зеландии. Так что это – довольно распространенная практика. Для «Легенды о Коловрате» мы писали музыку в Новой Зеландии, делали аранжировку в Лос-Анджелесе, а отдельные соло записывали в Москве; тувинская певица записывалась в Монголии, женская соло-вокалистка — в Швейцарии, а струнные и медные инструменты писались в Болгарии.

«Легенда о Коловрате» — русское фэнтези, «Спитак» – армянская трагедия. Важно ли было подчеркнуть для вас некий национальный колорит – или такой задачи не стояло?

На самом деле да, такой задачи не стояло. Саша хотел воздержаться от использования стереотипных народных и этнических инструментов и создать довольно тонкую современную партитуру, которая соответствовала бы поднятой в фильме теме, но при этом не погружалась в абсолютную грусть. Например, тема Ануш (дочери главного героя, оказавшейся в ловушке под руинами) — обнадеживающая и волшебная, и она соответствует тому красочному детскому миру, который был создан для героини в то мрачное время.

Кадр из фильма «Спитак»

Александр Котт рассказывал, что сначала вы хотели использовать дудук для саундтрека. Это ведь такой довольно традиционный ход: если Армения – то дудук. Почему вы его выбрали – и довольны ли тем, что в итоге получилось?

Я помню тот разговор с Сашей. Мы как раз таки договорились воздержаться от использования дудука – кроме тех случаев, когда он мог каким-то особенным образом дополнить конкретную композицию. Насколько я помню, мы, в итоге, либо так и не использовали его вовсе, либо добавили куда-то в очень ограниченном количестве. Я использовал дудук в некоторых других саундтреках, а так же в «Орке» (Orca Symphony No. 1) – моей симфонии. И каждый раз он был использован в нестандартном виде.

В начале вашей музыкальной карьеры был альтернативный рок, за ним – сольные выступления с оркестром, теперь саундтреки для фильмов. Почему вас сейчас интересует именно саундтрек?

Каждый фильм и режиссер требуют разной звуковой палитры, так что каждый проект отличается в музыкальном плане от других. К тому же, я нахожу большую художественную силу в перемножении разных видов искусства – правильно подобранные друг к другу визуальный ряд и музыка могут дать намного более сильные эмоции, чем визуальный ряд и музыка по отдельности.

Кто у вас любимый кинокомпозитор?

У меня много любимых композиторов – от Эннио Морриконе, Филипа Гласса и Тиграна Мунсуряна до Ханса Циммера, Рамина Джавади и многих других.

Над каким фильмом или жанром вам хотелось бы поработать больше всего?

Я открыт почти что ко всему. Мне нравится писать музыку и для экшн-фильмов, и для драм, триллеров, фильмов ужасов, документальных фильмов и видеоигр.

Есть ли у вас планы по развитию предыдущих проектов?

Да. В начале следующего года мы планируем выпустить несколько ранее неизданных саундтрков. Это, например, саундтреки к фильму «Последний житель» и к видеоигре «Midnight Star». В данный момент я так же продюсирую два документальных фильма: «Я не один» о недавней революции в Армении, и «Сила в правде» — музыкальный документальный фильм, отчасти снятый от первого лица. К обоим фильмам я буду писать саундтрек. В дополнение к этому, мы с нашими партнерами из Groundwork Coffee выпустили свой бренд Армянского кофе под названием «Kavat Coffee».

Стоит ли ждать новый сольный альбом или альбом SOAD?

Есть несколько отдельных рок-композиций, которые, скорее всего, будут выпущены как часть саундтреков к документальным фильмам, а не в виде отдельного альбома. Что касается SOAD, то мы до сих пор так и не смогли встретиться с глазу на глаз, чтобы продвинутся в создании нового альбома.

Ваша ранняя музыка наполнена яркой гражданской позицией, а сейчас эту позицию все чаще можно увидеть в более открытом виде. Нет ли желания вновь манифестировать свою позицию с помощью музыки?

Музыка всегда является отражением мыслей, взглядов, убеждений, эмоций и прочего. Некоторые из новых рок-композиций будут иметь общественно-политическое наполнение. Как я упомянул, я теперь еще и помогаю в создании фильмов, чтобы выразить те же самые вещи. Тем не менее, кое что изменилось в моей жизни – теперь я не только говорю о справедливости в своем творчестве, а еще и пытаюсь активно добиться ее достижения, особенно в Армении.

Серж Танкян во время работы над фильмом «Легенда о Коловрате»

Фильм «1915», над которым вы также работали, некоторые считают недостаточно честным по отношению к ужасной трагедии геноцида армянского народа. Согласны ли вы с тем, что тема геноцида немного замята в фильме и на ее месте может быть любая другая трагедия?

Нет. Люди, не оценившие по достоинству фильм «1915», скорее всего, не являются поклонниками артхаусного кинематографа. Фильм примечателен тем, что он в уникальной форме (своего рода фильм в фильме) рассказывает о травме, возникшей в виду отрицания Геноцида детьми выживших. Фильм не идет по удобной, заранее протоптанной другими тропинке, он использует очень многослойный психологический подход в раскрытии темы. Вы должны еще и учесть тот факт, что в своем желании как можно точнее увековечить память о Геноциде, армяне, включая и меня самого, будут очень критично относится к любому фильму на эту тему. Я имел честь работать с продюсерами фильма «Обещание» в качестве консультанта, и написал музыку к финальным титрам этого фильма, а также имел честь писать музыку для фильма Джо Берлингера «Намерение уничтожить» — уникального и сильного документального фильма об отрицании Геноцида. И все эти начинания привели примерно к одному и тому же. Людям надо понять, что для всеобщего осознания и распространения нашего посыла требуется совокупность многих работ, а не единичный коммерческий успех того или иного фильма или проекта.

В мае этого года вы приезжали в Армению для поддержки оппозиции. Как вы думаете, не выглядит ли немного странным вмешательство в политику страны, в которой вы не живете?

Ни в коем случае. Я всегда был в «оппозиции» к несправедливости – будь то в США или в любой другой стране. Я никогда не сдерживал свою критику только из-за того, что речь идет об Армении. Несправедливость остается несправедливостью независимо от того, в какой стране она практикуется. В течении многих лет мы наблюдали, как страна лишалась интеллигенции, культурных лидеров и квалифицированной рабочей силы из-за постсоветского олигархического монополистического коррумпированного режима, который украл не только деньги – он украл еще и мечты моего народа. Большинство армян не хотело обсуждать это в США или каких-либо других странах чтобы не представлять Армению негативном свете для других людей. Но я не остался в стороне, призвал поставить под вопрос легитимность прошедших выборов и в 2017-м году отправился в Армению в качестве наблюдателя на Парламентских выборах, и вернулся в 2018-м, чтобы своими глазами увидеть прекрасный народ, вышедший на улицы чтобы вернуть себе свою собственную страну и свою мечту. Так что нет, это не странно, что я борюсь с несправедливостью в стране, в которой я не родился и не живу. Просто за те страны, которые меня волнуют, я борюсь сильнее — независимо от реакции, которую это может вызвать.

Серж Танкян и Никол Пашинян на площади Республики в Ереване, 7 мая 2018

Не думали ли вы о переезде на историческую родину? Насколько знаю, вам уже поступали такие предложения.

Да, такие предложения поступали, и я планирую купить дом в Армении. Однако, мой образ жизни и частые путешествия сделали меня интернационалистом, если позволите так высказаться. В настоящий момент я живу между США и Новой Зеландией и  намереваюсь добавить Армению к этим странам.

В детстве вы мигрировали из Ливана в США, а сейчас в стране — и вообще в мире — проблемы мигрантов стоят как никогда остро. Насколько важна для вас эта тема?

Безусловно, очень важна. Несколько лет назад мне представилась уникальная возможность встретиться с Далай Ламой и взять у него небольшое интервью для документального фильма. Один из моих вопросов был про конец цивилизации и про то, что будет после. В том диалоге мы обсудили ожидающуюся миграцию, в основном из Южного полушария на Север – и из-за войн, и из-за изменения климата, а также необходимость снабжения Южного полушария. Кажется, что мир снова становится эгоистичным и грубым. Единственными не-иммигрантами в США, по сути, являются лишь коренные народы. Все остальные должны с уважением отнестись к тому, что США – страна иммигрантов, таких же, как и шотландец Трамп.

В то время, как правительства кажутся всё более автократичными и самодержавными, в целом удивительно видеть, как революция в Армении полностью свела на нет несчастья целого народа всего за 40 дней, при этом без единой пули – всего лишь через всеобщее гражданское неповиновение. Спустя 30 лет после землетрясения в Спитаке армянский народ действительно переживает возрождение. И я горд быть его частью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

46 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

21 час назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

23 часа назад