Легендарные фигуры русской истории и культуры в исполнении поистине народного артиста.
18 октября 50-летие отмечает Сергей Безруков. Если Александр Сергеевич Пушкин (которого он не раз играл) – «наше все» для русской поэзии, культуры, менталитета, то Безруков в глазах многих – «наше все» среди отечественных артистов.
Его актерская карьера стартовала еще тридцать лет назад. Постепенно он дослужился до звания статского советника Бриллинга в «Азазели», стал олицетворением бандитской романтики в «Бригаде» и душой российской милиции в «Участке». А позднее переключился на роли реальных людей и сыграл немало видных для нашей культуры и истории деятелей. Несколько наиболее ярких подобных образов мы и вспоминаем в материале к юбилею по-настоящему народного артиста.
Сергей Есенин
«Есенин» (2005)
После сверхпопулярного «Участка» Сергей Безруков влился в каст другого сериала – «Московская сага», где сыграл младшего сына вождя Василия Сталина. Справившись со столь ответственной ролью, он стал охотнее браться за образы реальных исторических фигур. Одним из ранних лиц в этой галерее оказался Сергей Есенин, поистине сакральная для Безрукова личность. Второму Сергею дали имя в честь первого – в интервью актер называл Есенина «частью семейной религии». А также отмечал, что Есенин для каждого свой, словно заранее отметая нападки со стороны тех, кому его перформанс мог не угодить.
Образ, впрочем, он создал вполне хрестоматийный – златокудрый романтик и бунтарь с фингалом под глазом гармонично уживаются в одном человеке, чью судьбу авторы «Есенина» изучают отнюдь не в формате классического байопика. Биографическая линия здесь присутствует, конечно: безруковский стихотворец служит, любит, пишет, страдает и… погибает. Последний факт стал основой для сюжетной линии под номером два, где следователь Хлыстов в исполнении Александра Михайлова в 1980-х пытается пролить свет на загадочные обстоятельства смерти великого поэта. Создателей сериала (соавтором сценария был отец Безрукова Виталий) упрекали в чрезмерном заигрывании с конспирологией, но, как мы уже поняли, Есенин – у каждого свой.
Князь Владимир
«Князь Владимир» (2006)
2005 год в карьере Сергея Безрукова определенно выдался насыщенным. Он не только воплотил заветный образ Есенина и вернул на экран Сашу Белого в камео для «Боя с тенью», но и заделался самим Иешуа в киноверсии «Мастера и Маргариты» за авторством Владимира Бортко. Расширять творческие горизонты актер продолжил и на следующий год, озвучив, например, князя Владимира Святославича в красочном «Князе Владимире». Реальный правитель был довольно противоречивой фигурой, однако мультфильм концентрируется скорее на его былинном альтер эго, воспетом под именем Владимира Красное Солнышко.
При этом экранный князь может быть и гневным, и грозным, и благородным – при всей однозначной положительности героя Безруков здорово передает массу эмоциональных оттенков его характера. Любопытно, что работу над ролью Сергей начал еще до съемок в «Бригаде», из-за чего в огород авторов мультика прилетело немало камней. Где, дескать, этот бандюган Белый – и где святой креститель Руси? Но сам Безруков заявил, что «дело-то православное, доброе, хорошее, светлое»: отрадно, что «помимо страшных криминальных сериалов существуют такие проекты, которые пробуждают лучшие чувства в детских душах».
Александр Пушкин
«Пушкин: Последняя дуэль» (2006)
А вот, собственно, и «наше все»: буквально за пару лет Сергей Безруков умудрился сыграть двух наиболее прославленных и почитаемых поэтов в русской истории (Лермонтова, правда, не играл, только стихи его читал). Вдобавок лента Натальи Бондарчук «Пушкин: Последняя дуэль», как и «Есенин», не сосредотачивается чисто на биографии поэта, а предлагает изучить обстоятельства его гибели. Из-за чего немало зрителей опять-таки обвинило авторов в преступном искажении фактов и крайне непочтительном обращении с фигурой «солнца русской поэзии».
Как бы то ни было, старания Безрукова уж точно достойны похвалы. Поглядите только, как пылко он декламирует бессмертные строки на фоне Медного всадника: страсть так и пышет, несмотря на холод и медленно падающий снежок. Видно, что не все равно человеку, что душой он болеет и за роль свою, и за сам проект. Впоследствии Сергей еще не раз воплощал образ Пушкина на экране и сцене, а впервые он сыграл Александра Сергеевича в школе, во втором классе, в нежном семилетнем возрасте. При этом выбрать между Пушкиным и Есениным кого-то одного он не решается: «В них есть такой единый моцартовский характер… Это чувство вызова, их неуспокоенность, темперамент, жажда жизни, которую они не цедили, а пили крупными глотками, как густое вино».
Владимир Высоцкий
«Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011)
А вот еще один фильм, личность героя которого окутана огромным количеством мифов. Неслыханная загадочность сопровождала и съемки ленты Петра Буслова: участники производственного процесса подписывали договоры о неразглашении, исполнитель ведущей роли появлялся на площадке в гриме, который наносили ежедневно в течение нескольких часов, и не мелькал ни в трейлере, ни в кадрах. Естественно, в сети велись бурные дискуссии касательно того, какая же российская звезда сыграла Владимира Высоцкого. Возглавляли подобные рейтинги Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко, и лишь самые догадливые восклицали: «Да Безруков это, 100%!».
Когда скрывать тайну стало невозможно, Сергей на радость поклонникам подтвердил, что под гримом легендарного певца и актера действительно прятался он. За фирменную хрипотцу Высоцкого, правда, отвечал сын певца Никита. И от Безрукова, казалось бы, тут осталось немногое: ни внешности, ни голоса… Но в этом и заключался сложнейший вызов: раствориться в роли без остатка, пожертвовав своим эго ради общего блага. Позднее Сергей выпустит в Губернском театре спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», стремясь поделиться поэзией барда не только с публикой, но и с другими артистами: «Чтобы они почитали, попели, пожили в атмосфере коммуналки, рассказов Бабеля… чтобы почувствовали его поэзию».
Борис Годунов
«Годунов» (2018)
Еще одна реально существовавшая личность в богатом портфолио Сергея Безрукова – Борис Годунов, тот самый, который «презлым заплатил за предобрейшее и сам захотел царствовать и всем владеть». В XVI веке, как вы, вероятно, помните из курса школьной истории, он занял престол из-за пресечения мужской линии Московской ветви Рюриковичей, после чего страна окончательно погрузилась в Смуту. Сериал «Годунов» же прослеживает события до 1613 года (Борис умер в 1605-м), когда венчание на царство Михаила Федоровича положило начало династии Романовых.
Разумеется, «Годунова», подобно прочим фильмам и сериалам с Безруковым в роли какого-нибудь известного деятеля, злопыхатели упрекали в прегрешениях против истины. Хотя, как заверяет Сергей, чуть ли не каждая строчка сценария согласовывалась со специалистами. А сам он старался создать совсем не пушкинский образ смятенного, неоднозначного правителя, причем воплотил он его в трех разных возрастах: от молодого опричника до зрелого человека, на которого чугунной плитой наваливается груз неподъемной ответственности.
«Он был честолюбив в хорошем смысле этого слова. За Россию, для России. Но ответственности он, безусловно, боялся. Поэтому и идет речь о его мучениях: «О, тяжела ты, шапка Мономаха», – рассказывал Безруков о проекте, удостоенном «Золотого орла» как лучший мини-сериал.
Григорий Кусикьянц
«Мистер Нокаут» (2022)
В спортивной драме Артема Михалкова «Мистер Нокаут» Сергею Безрукову досталась не главная, но несравнимо более яркая роль: легендарного тренера Григория Кусикьянца, который муштрует своевольного боксера Валерия Попенченко (Виктор Хориняк) и превращает его в большого чемпиона. Их союз называли «дуэтом драчуна и психопата», и Безруков с энтузиазмом (порой даже чрезмерным) играет болтливого, взвинченного, чудаковатого наставника с крайне специфическими методами тренировки.
Их отношения мастера и подопечного не раз проходят проверку на прочность, но в решающий момент Кусикьянц непременно окажется возле канатов, крича во всю мощь легких: «Валера, давай!». И вновь очевидна самоотдача, с которой Безруков отдался роли, пускай фигура Кусикьянца не имела для него столь важного значения, что личности Пушкина и Есенина. На любительском уровне Сергей и сам занимался боксом, но о Кусикьянце узнал лишь из сценария «Мистера Нокаута». И не смог сопротивляться харизме выдающегося тренера, который даже в зрелом возрасте излучал мощную энергетику.
«Кусикьянц – пример тренера, который и родной человек, и наставник, и отец. И еще мне очень нравится его фраза: «Боксер никогда не сдается». Золотые слова», – заявил однажды Безруков.
Федор Плевако
«Плевако» (дата релиза не объявлена)
В этом году на экранах побывала судебная драма «Нюрнберг», в которой Сергей Безруков исполнил роль Романа Руденко – главного обвинителя (а позднее и генерального прокурора) от СССР на Нюрнбергском процессе. А попутно он снимался в еще более амбициозном проекте – сериале «Плевако», посвященном знаменитому адвокату XIX столетия Федору Плевако. Юрист, прозванный «московским Златоустом», с одинаковым рвением защищал и богатых, и бедных, причем у неимущих нередко даже денег за свои труды не брал. Поэтому и превратился в эдакого народного героя – можно ли найти лучшего кандидата на подобную роль, чем Безруков?
«Мой персонаж – последний шанс для того, кто провинился, его последняя надежда на спасение, – говорил Сергей. – И еще мне очень импонирует порядочность Федора Никифоровича: он в любой ситуации оставался человеком, а это – самое главное».
Режиссером «Плевако» стала супруга Безрукова Анна Матисон. В числе продюсеров – Алексей Учитель и Тимур Вайнштейн. Работа велась с размахом: 286 персонажей, 2000 актеров массовки, 2500 костюмов – лишь верхушка айсберга, как уверяют создатели. Помимо классической биографической составляющей, они уделили немалое внимание и детективной интриге – Плевако не только защищает кого-то, но и сам пытается выяснить, действительно ли этот человек виновен. Блюстители исторической правды уже небось предвкушают баталии под лозунгом «все было не так!», но речи Плевако будут переданы во всей возможной достоверности, да и в попадании Безрукова в образ не следует сомневаться.
Комментарии