Кино

«Сердце пармы»: Взрослое фэнтези про непокорного князя

Фильмом открытия ММКФ стал долгожданный эпик «Сердце пармы», снятый Антоном Мегердичевым по книге Алексея Иванова. Выпущенный почти 20 лет назад «роман-легенда» основан на реальных событиях и изобилует историческими фигурами – правителями, полководцами и завоевателями, приходившими на землю Великой Перми. Но чем дальше от княжества московского, тем больше мистики – суровая природа и многовековые верования местных берут свое, и в сюжете возникают золотые идолицы, колдуны, ламии-перевертыши и прочие сверхъестественные силы.

А потому «Сердце пармы» близко к определению фэнтези – вопреки Федору Бондарчуку в образе Ивана III, собирателя земли русской. Причем, фэнтези не славянского, каковым пытались сделать, например, «Волкодава», и не западного, хотя при просмотре возникают неизбежные сравнения с «Игрой престолов». Это полотно более самобытное, скрепленное огнем и кровью. Плавильный котел, в котором бурлит насилие и желание отстоять свое – веру, землю, душу.

Можно сколько угодно шутить про Илью Маланина из рода Таргариенов или про князя Асыку, въезжающего в покоренный город на огромном лосе, словно Трандуил, но эти эпизоды не выглядят инородно в контексте всей истории. Разве не логично предположить, что в нашей общей культуре, а особенно на клочке земли, где сошлись русы, татары, пермяки, вогулы и бог знает кто еще возможно появление белокурых воинов? И разве не так работает жанр, в котором художественные допущения призваны усилить авторскую мысль, а не разрушить ее до основания?

Разумеется, при столь объемном первоисточнике было бы глупо ожидать ровного, не провисающего темпа повествования, а потому насыщенные экшеном боевые сцены перемежаются с эпизодами мирной жизни. Или попытками жить таковой, наплевав на правила и условности. Но вскоре оказывается, что Выбор должен быть сделан. А еще позднее – что даже единственно верное решение может принести лишь горечь сожалений.

Возможно, среднестатистическому зрителю, которому «Сердце пармы» вполне может прийтись по нраву, будет тяжело высидеть почти три часа. Эта литературная сага, в которой главной герой фактически проживает всю свою жизнь – от детства до лет весьма преклонных, могла бы лучше раскрыться в формате сериала. Тогда, быть может, в глаза не так бросалась бы постоянная нагота Елены Ербаковой в роли Тиче, а каждая батальная сцена впечатляла бы еще сильнее.

К тому же, эпизоды могли бы разделяться за счет второстепенных героев, между которыми зритель вынужден разрываться. Короля, как известно, делает свита, и Александр Кузнецов, который невероятно уместно смотрелся в «Скифе», слегка уступает своим экранным партнерам, составляющим многоликий и красочный ансамбль.

Здесь и Сергей Пускепалис, играющий верного соратника и друга, и Евгений Миронов в роли епископа, готового принести слово божье на языческие земли, и одержимый жадностью и похотью дьяк в исполнении Михаила Евланова. Хороши и те, кто возникает совсем ненадолго – невероятно уместен Александр Горбатов в роли отца Михана, органична его няня Роза Хайруллина.

За счет сжатого – настолько, чтобы не терялась мотивация героев, – повествования часть их помыслов и деяний все равно остается за кадром и выглядит, например, как внезапное перевоспитание. В числе странных моментов и реакция Михана на предательство – его можно понять, поскольку ситуация чрезмерно драматична, но вот реализация заставляет улетучиться любые переживания.

Еще один немаловажный минус – неразборчивость речи некоторых героев. Субтитры, которые сопровождают каждый показ ММКФ, помогают уловить суть некоторых реплик, но в обычных кинозалах такая роскошь не предусмотрена. Аутентичность взамен доступности – не лучшая сделка.

В итоге «Сердце пармы» оказывается отличным аттракционом, по которому можно было соскучиться за время вынужденного простоя кинотеатров. Фильм легко вписывается в рамки взрослого фэнтези за счет обилия наготы и  кровавых сцен, при этом сохраняет понятный всему населению страны культурный код, развлекает и заставляет задуматься над некоторыми вещами.

Несколько несбалансированное повествование уравновешено отличными актерскими работами и грамотным подходом к проработке мира, в котором материальное и духовное слились воедино. Наконец, «Сердце пармы» можно смело называть событием – по количеству сил, времени и денег, которые были вложены в производство. И если вы следите за состоянием отечественной индустрии, это уже достойный повод пойти в кинозал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Уэс Андерсон – о хаосе, театральности и черно-белом кино

О собственном стиле Возможно, прозвучит странно, но мне действительно не кажется, что я выбрал какой-то определенный стиль. Стиль – это…

5 часов назад

«Жадно смотрю в сейчас»: Интервью Аллы Сигаловой

Хореограф, танцовщица, режиссер, актриса, участница многочисленных телешоу – в каких только качествах мы не знаем и любим Аллу Сигалову. А…

11 часов назад

«Летучий корабль» отправится в новое плавание

Сказочный фильм-мюзикл «Летучий корабль» получит продолжение. Об этом рассказал продюсер Алексей Учитель: по его словам, премьера сиквела намечена на 2026…

12 часов назад

Джереми Аллен Уайт: Бунтарь и причины

Джереми Аллен Уайт похож одновременно на Джеймса Дина и Боба Дилана. Да и играет, как правило, харизматичных бунтарей с темным…

17 часов назад

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене Театра имени Вахтангова еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию Шапошникову…

2 дня назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

2 дня назад