Триумфатором кинофестиваля «Сандэнс-2024» стала драма Алессандры Локарццы «Летом» о двух сестрах, приехавших на летних каникулах к отцу и пытающихся найти с ним взаимопонимание. Помимо Гран-при картина взяла специальную награду жюри за лучшую режиссуру. К этому фильму определенно стоит приглядеться: как показывает многолетняя практика, проекты, представленные на «Сандэнсе», часто становятся громкими хитами и на других фестивалях, уверенно наращивая высокие рейтинги и любовь зрителей.
Перед самым стартом американский фестиваль независимого кино опубликовал список наиболее значимых фильмов, показанных за все годы его существования. В тройку лидеров вошли «Одержимость» (2013) Дэмьена Шазелла, «Бешеные псы» (1991) Квентина Тарантино и «Прочь» (2017) Джордана Пила.
Смотр авторского и независимого кино регулярно открывает имена режиссеров, которые со временем становятся звездами. Так было, например, с братьями Коэн и их фильмом «Просто кровь» в 1985 году. Еще одна фишка «Сандэнса» заключается в том, что взять Гран-при может лента любого жанра – от черной комедии до остросоциальной драмы и хоррора. Тем интереснее оглянуться назад и посмотреть, какие картины становились триумфаторами фестиваля за последние 7 лет и что стало с их создателями.
В прошлом году лучшим фильмом на «Сандэнсе» признали дебютный полный метр Алины Виктории Рокуэлл «Тысяча и один». Драма рассказывает о 22-летней Инес (Тейяна Тейлор), которая вышла из тюрьмы и выкрала своего 6-летнего сына из приемной семьи, чтобы начать с ним новую жизнь. На протяжении 10 лет они выживали в Гарлеме, и все шло неплохо до того момента, как мальчику пришло время поступать в колледж.
После «Тысячи и один» Рокуэлл новых фильмов не снимала, а вот Тейяна Тейлор, певица и танцовщица, стала на фестивале открытием. В роли Инес она выглядит великолепно: яркая внешность, естественность и искренность вызывают к ней симпатию. Глаз не оторвать. Актриса продолжает сниматься, и в 2023 году вышло еще две картины с ее участием – «Книга Кларенса» и «Белые люди не умеют прыгать».
В 2022 году всех фаворитов «Сандэнса» обошел хоррор Никиату Джусу «Няня». Еще один полнометражный дебют и история «отцов и детей». Иммигрантка из Сенегала Аиша (Анна Диоп) устраивается работать няней в богатую нью-йоркскую семью. При этом своего маленького сына она оставляет на родине до тех пор, пока не накопит денег, чтобы перевезти его к себе. Женщина вынуждена угождать эгоистичным родителям своей подопечной, дарить любовь чужому ребенку и испытывать из-за этого чувство вины, которое визуализируется для нее в страшных образах африканских мифологических существ. Во главе истории – вопросы об иммиграции, расизме, классовых различиях, материнстве и одиночестве.
После «Сандэнса» фильм показали на Международном кинофестивале в Торонто и на AFI FEST. Зрители и критики благосклонно восприняли картину: на сайте Rotten Tomatoes она имеет рейтинг 90% свежести. Однако на этом все. Других наград у фильма нет. Исполнительница главной роли сыграла в «Книге Кларенса» (как и Тейяна Тейлор), а Никиату Джусу пока больше ничего не сняла.
Триумфатором «Сандэнса-2021» стала драмеди Шан Хейдер «CODA: Ребенок глухих родителей». В центре истории находится Руби (Эмилия Джонс), 17-летний подросток. Так оказалось, что в своей семье, зарабатывающей на жизнь ловлей и продажей рыбы, она – единственная, кто слышит. Все остальные – глухие. И перед девушкой встает сложный выбор: поступать в престижный музыкальный вуз или остаться с семьей.
Для роли Руби Эмилии Джонс пришлось учить язык жестов: Трой Коцур и Марли Мэтлин, сыгравшие родителей девушки, в реальной жизни не слышат, как и их герои. После триумфа на «Сандэнсе» фильм отправился за «Оскаром» и забрал статуэтки сразу в трех номинациях: «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана». Трой Коцур стал вторым в истории глухим лауреатом. Первой, кстати, была его напарница по «CODA» Марли Мэтлин за роль в «Детях тишины» (1986).
Шан Хейдер после «Сандэнса» сбавила режиссерские обороты: при ее участии вышел только сериал «Маленькая Америка». А вот Эмилия Джонс активно снимается: среди ее недавних проектов – сериал «Лок и Ключ» (2020–2022) по графическому роману Джо Хилла «Ключи Локков» и «Кошки-мышки» (2023) по скандально знаменитому феминистическому рассказу Кристен Рупениан «Кошатник». Значимых наград у актрисы пока нет, но ее проекты на слуху, да и рейтинги у них неплохие. Так что Джонс становится все более узнаваемой.
«Минари», лента американского режиссера корейского происхождения Ли Айзека Чуна, на «Сандэнсе-2020» не только стала лучшим фильмом, но и забрала приз зрительских симпатий. В основе этой семейной драмы лежат воспоминания самого постановщика. Действие происходит в конце 1980-х в Арканзасе, куда переезжает молодая корейская семья, ранее жившая в Калифорнии. Глава семейства (Стивен Ян) купил кусок земли и мечтает выращивать корейские овощи, чтобы продавать их на американском рынке. Его жена (Хан Е-ри) не разделяет восторгов и надежд мужа и переживает за сына с больным сердцем (Алан С. Ким), от лица которого и ведется повествование.
Этот прием придал истории необходимой искренности и толику наивности, превратив ее в кино, над которым можно в равной степени посмеяться и поплакать. Особенно всех покорила игра Юн Е-джон в роли бабушки мальчика, обожающей рестлинг, карты и минари – съедобную корейскую траву. Фильм получил огромное число номинаций на разных фестивалях и собрал неплохой улов из побед. Среди них «Золотой глобус» («Лучший фильм на иностранном языке»), SAG Awards, «Независимый дух» и «Оскар» (все три – за лучшую женскую роль второго плана).
Ли Айзек Чун сейчас работает над сериалом «Смерчи», который выйдет летом 2024 года. Актеры тоже активно снимаются. Особенно отметился Стивен Ян, сыгравший главную роль в мини-сериале «Грызня», который завоевал три «Золотых глобуса» в этом году.
Чинонье Чукву, режиссер фильма-победителя «Сандэнса-2019», стала первой чернокожей женщиной, удостоенной Гран-при фестиваля. Ее «Помилование» – это депрессивная психологическая драма о тюремной надзирательнице Бернардин Уильямс (Элфри Вудард), в чьи обязанности входит подготовка заключенных к смертной казни и, собственно, ее проведение. За внешней холодностью и беспристрастностью скрываются назревающий срыв и выгорание. Даже самые железные нервы не способны справиться с бесконечной чередой смертей, особенно когда заключенные, возможно, невиновны.
Фильм выдвигался среди прочего на премии «Независимый дух», BAFTA и «Готэм». Режиссер и актеры продолжают активно работать. В их копилках есть более-менее успешные проекты, но по-настоящему «звездных» пока не случилось.
В 2018 году «Сандэнс» открыл дорогу фильму Дезире Акхаван «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» с Хлоей Грейс Морец в главной роли. Актриса играет девочку-подростка, которую тетка отправляет в клинику для лечения гомосексуальных наклонностей. Фильм не удивляет необычной тематикой или гениальной актерской игрой, однако после просмотра оставляет ощущение свежести и легкости. Забыть его точно будет сложно.
Хлоя Грейс Морец успела показать себя и до «Неправильного воспитания Кэмерон Пост», но именно после «Сандэнса» вышли прекрасная «Суспирия» (2018), получившая премию Soundtrack Stars на Венецианском кинофестивале, и мультфильм «Нимона» (2023), номинированный на «Оскара».
Дезире Акхаван же продолжает радовать зрителей качественными работами, которые получают заслуженные награды. Среди них, в частности, сериалы «Рами» 2019 года («Золотой глобус» за лучшую мужскую роль на ТВ) или «Хитрости» 2021-го («Золотой глобус» за лучшие сериал и женскую роль на ТВ).
Интересно сложилась судьба создателей триумфатора «Сандэнса-2017». Комедийный триллер о Рут (Мелани Лински) и ее странном соседе Тони (Элайджа Вуд), которые пытаются найти тех, кто ограбил дом героини, проходится по всему человечеству разом, обвиняя его в безразличии, хамстве и нетерпимости. После «Сандэнса» картина также получила несколько наград уровня Golden Trailer Awards и Austin Film Critics Association, но в широкий прокат так и не вышла.
Для режиссера Мэйсона Блэра фильм стал дебютом. И сразу же победил на «Сандэнсе» – неплохой старт. Однако впоследствии он вернулся к тому, с чего начинал, – к актерству. Он снимался в «Проекте Флорида» (2017), «Охоте» (2019), «Болотной твари» (2019) и «Оппенгеймере» (2023), который номинирован на «Оскара» в 13 номинациях. Мелани Лински после 2017 года, похоже, начала коллекционировать проекты, которые регулярно претендуют на знаковые кинопремии. В ее кинопортфолио имеются сериалы «Миссис Америка» (2020), «Шершни» (2021), «Одни из нас» (2023–…), фильм «Не смотрите наверх» (2021). А вот Элайджа Вуд, напротив, с наградных радаров исчез.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…