Статьи

Семерка последних победителей «Сандэнса»: Кто они и что с ними стало

Триумфатором кинофестиваля «Сандэнс-2024» стала драма Алессандры Локарццы «Летом» о двух сестрах, приехавших на летних каникулах к отцу и пытающихся найти с ним взаимопонимание. Помимо Гран-при картина взяла специальную награду жюри за лучшую режиссуру. К этому фильму определенно стоит приглядеться: как показывает многолетняя практика, проекты, представленные на «Сандэнсе», часто становятся громкими хитами и на других фестивалях, уверенно наращивая высокие рейтинги и любовь зрителей. 

Перед самым стартом американский фестиваль независимого кино опубликовал список наиболее значимых фильмов, показанных за все годы его существования. В тройку лидеров вошли «Одержимость» (2013) Дэмьена Шазелла, «Бешеные псы» (1991) Квентина Тарантино и «Прочь» (2017) Джордана Пила.

Смотр авторского и независимого кино регулярно открывает имена режиссеров, которые со временем становятся звездами. Так было, например, с братьями Коэн и их фильмом «Просто кровь» в 1985 году. Еще одна фишка «Сандэнса» заключается в том, что взять Гран-при может лента любого жанра – от черной комедии до остросоциальной драмы и хоррора. Тем интереснее оглянуться назад и посмотреть, какие картины становились триумфаторами фестиваля за последние 7 лет и что стало с их создателями.  

2023 год: «Тысяча и один»

В прошлом году лучшим фильмом на «Сандэнсе» признали дебютный полный метр Алины Виктории Рокуэлл «Тысяча и один». Драма рассказывает о 22-летней Инес (Тейяна Тейлор), которая вышла из тюрьмы и выкрала своего 6-летнего сына из приемной семьи, чтобы начать с ним новую жизнь. На протяжении 10 лет они выживали в Гарлеме, и все шло неплохо до того момента, как мальчику пришло время поступать в колледж.

После «Тысячи и один» Рокуэлл новых фильмов не снимала, а вот Тейяна Тейлор, певица и танцовщица, стала на фестивале открытием. В роли Инес она выглядит великолепно: яркая внешность, естественность и искренность вызывают к ней симпатию. Глаз не оторвать. Актриса продолжает сниматься, и в 2023 году вышло еще две картины с ее участием – «Книга Кларенса» и «Белые люди не умеют прыгать».

2022 год: «Няня»

В 2022 году всех фаворитов «Сандэнса» обошел хоррор Никиату Джусу «Няня». Еще один полнометражный дебют и история «отцов и детей». Иммигрантка из Сенегала Аиша (Анна Диоп) устраивается работать няней в богатую нью-йоркскую семью. При этом своего маленького сына она оставляет на родине до тех пор, пока не накопит денег, чтобы перевезти его к себе. Женщина вынуждена угождать эгоистичным родителям своей подопечной, дарить любовь чужому ребенку и испытывать из-за этого чувство вины, которое визуализируется для нее в страшных образах африканских мифологических существ. Во главе истории – вопросы об иммиграции, расизме, классовых различиях, материнстве и одиночестве.

После «Сандэнса» фильм показали на Международном кинофестивале в Торонто и на AFI FEST. Зрители и критики благосклонно восприняли картину: на сайте Rotten Tomatoes она имеет рейтинг 90% свежести. Однако на этом все. Других наград у фильма нет. Исполнительница главной роли сыграла в «Книге Кларенса» (как и Тейяна Тейлор), а Никиату Джусу пока больше ничего не сняла.

2021 год: «CODA: Ребенок глухих родителей»

Триумфатором «Сандэнса-2021» стала драмеди Шан Хейдер «CODA: Ребенок глухих родителей». В центре истории находится Руби (Эмилия Джонс), 17-летний подросток. Так оказалось, что в своей семье, зарабатывающей на жизнь ловлей и продажей рыбы, она – единственная, кто слышит. Все остальные – глухие. И перед девушкой встает сложный выбор: поступать в престижный музыкальный вуз или остаться с семьей.

Для роли Руби Эмилии Джонс пришлось учить язык жестов: Трой Коцур и Марли Мэтлин, сыгравшие родителей девушки, в реальной жизни не слышат, как и их герои. После триумфа на «Сандэнсе» фильм отправился за «Оскаром» и забрал статуэтки сразу в трех номинациях: «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана». Трой Коцур стал вторым в истории глухим лауреатом. Первой, кстати, была его напарница по «CODA» Марли Мэтлин за роль в «Детях тишины» (1986).

Шан Хейдер после «Сандэнса» сбавила режиссерские обороты: при ее участии вышел только сериал «Маленькая Америка». А вот Эмилия Джонс активно снимается: среди ее недавних проектов – сериал «Лок и Ключ» (2020–2022) по графическому роману Джо Хилла «Ключи Локков» и «Кошки-мышки» (2023) по скандально знаменитому феминистическому рассказу Кристен Рупениан «Кошатник». Значимых наград у актрисы пока нет, но ее проекты на слуху, да и рейтинги у них неплохие. Так что Джонс становится все более узнаваемой.

2020 год: «Минари»

«Минари», лента американского режиссера корейского происхождения Ли Айзека Чуна, на «Сандэнсе-2020» не только стала лучшим фильмом, но и забрала приз зрительских симпатий. В основе этой семейной драмы лежат воспоминания самого постановщика. Действие происходит в конце 1980-х в Арканзасе, куда переезжает молодая корейская семья, ранее жившая в Калифорнии. Глава семейства (Стивен Ян) купил кусок земли и мечтает выращивать корейские овощи, чтобы продавать их на американском рынке. Его жена (Хан Е-ри) не разделяет восторгов и надежд мужа и переживает за сына с больным сердцем (Алан С. Ким), от лица которого и ведется повествование.

Этот прием придал истории необходимой искренности и толику наивности, превратив ее в кино, над которым можно в равной степени посмеяться и поплакать. Особенно всех покорила игра Юн Е-джон в роли бабушки мальчика, обожающей рестлинг, карты и минари – съедобную корейскую траву. Фильм получил огромное число номинаций на разных фестивалях и собрал неплохой улов из побед. Среди них «Золотой глобус» («Лучший фильм на иностранном языке»), SAG Awards, «Независимый дух» и «Оскар» (все три – за лучшую женскую роль второго плана).

Ли Айзек Чун сейчас работает над сериалом «Смерчи», который выйдет летом 2024 года. Актеры тоже активно снимаются. Особенно отметился Стивен Ян, сыгравший главную роль в мини-сериале «Грызня», который завоевал три «Золотых глобуса» в этом году.

2019 год: «Помилование»

Чинонье Чукву, режиссер фильма-победителя «Сандэнса-2019», стала первой чернокожей женщиной, удостоенной Гран-при фестиваля. Ее «Помилование» – это депрессивная психологическая драма о тюремной надзирательнице Бернардин Уильямс (Элфри Вудард), в чьи обязанности входит подготовка заключенных к смертной казни и, собственно, ее проведение. За внешней холодностью и беспристрастностью скрываются назревающий срыв и выгорание. Даже самые железные нервы не способны справиться с бесконечной чередой смертей, особенно когда заключенные, возможно, невиновны.

Фильм выдвигался среди прочего на премии «Независимый дух», BAFTA и «Готэм». Режиссер и актеры продолжают активно работать. В их копилках есть более-менее успешные проекты, но по-настоящему «звездных» пока не случилось.

2018 год: «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»

В 2018 году «Сандэнс» открыл дорогу фильму Дезире Акхаван «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» с Хлоей Грейс Морец в главной роли. Актриса играет девочку-подростка, которую тетка отправляет в клинику для лечения гомосексуальных наклонностей. Фильм не удивляет необычной тематикой или гениальной актерской игрой, однако после просмотра оставляет ощущение свежести и легкости. Забыть его точно будет сложно.

Хлоя Грейс Морец успела показать себя и до «Неправильного воспитания Кэмерон Пост», но именно после «Сандэнса» вышли прекрасная «Суспирия» (2018), получившая премию Soundtrack Stars на Венецианском кинофестивале, и мультфильм «Нимона» (2023), номинированный на «Оскара».

Дезире Акхаван же продолжает радовать зрителей качественными работами, которые получают заслуженные награды. Среди них, в частности, сериалы «Рами» 2019 года («Золотой глобус» за лучшую мужскую роль на ТВ) или «Хитрости» 2021-го («Золотой глобус» за лучшие сериал и женскую роль на ТВ).

2017 год: «В этом мире я больше не чувствую себя как дома»

Интересно сложилась судьба создателей триумфатора «Сандэнса-2017». Комедийный триллер о Рут (Мелани Лински) и ее странном соседе Тони (Элайджа Вуд), которые пытаются найти тех, кто ограбил дом героини, проходится по всему человечеству разом, обвиняя его в безразличии, хамстве и нетерпимости. После «Сандэнса» картина также получила несколько наград уровня Golden Trailer Awards и Austin Film Critics Association, но в широкий прокат так и не вышла.

Для режиссера Мэйсона Блэра фильм стал дебютом. И сразу же победил на «Сандэнсе» – неплохой старт. Однако впоследствии он вернулся к тому, с чего начинал, – к актерству. Он снимался в «Проекте Флорида» (2017), «Охоте» (2019), «Болотной твари» (2019) и «Оппенгеймере» (2023), который номинирован на «Оскара» в 13 номинациях. Мелани Лински после 2017 года, похоже, начала коллекционировать проекты, которые регулярно претендуют на знаковые кинопремии. В ее кинопортфолио имеются сериалы «Миссис Америка» (2020), «Шершни» (2021), «Одни из нас» (2023–…), фильм «Не смотрите наверх» (2021). А вот Элайджа Вуд, напротив, с наградных радаров исчез.         

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

1 час назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

3 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

5 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

7 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

9 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

12 часов назад