Рецензия: «Суспирия» Луки Гуаданьино - КиноРепортер

Рецензия: «Суспирия» Луки Гуаданьино

29 ноября 2018 / Сергей Сергиенко
Рецензия: «Суспирия» Луки Гуаданьино

Заумная и топорная картина с легким налетом шарма.

1977 год, Берлин, все еще разделенный стеной. Молодая американка Сьюзи Беннион (Дакота Джонсон) приезжает учиться в одной из лучших танцевальных школ мира. Однако, с первого же дня девушка понимает, что в школе под началом мадам Блан (Тильда Суинтон) все далеко не так хорошо, как кажется на первый взгляд. И совсем скоро уже остро станет вопрос, как здесь вообще выжить.

Лука Гуаданьино неоднократно делился своими восторгами по поводу «Суспирии» Дарио Ардженто и планами не то, чтобы на ремейк – скорее, на фантазию по мотивам. Все же переснимать картину, ставшую классикой, решиться довольно трудно, а вот сделать что-то свое, взяв за основу культовую вещь, вполне можно. Чем и воспользовался Гуаданьино: уже с первых кадров становится понятно, что фильмы разные и темы чаще всего подниматься тоже будут разные.

Начало фильма демонстрирует прием у психиатра под аккомпанемент телевизора, где вещают о разделении страны и терроризме. Попутно камера будет выхватывать книги (томик Юнга) и символы (странным образом напоминающие Иллюминатов). Следом фильм раскрывает один из главных твистов оригинала: школой заправляют всамделишные ведьмы – коварные, жестокие и опасные. Смещаются акценты, изменяется история, и на смену загадочной, почти что детективной истории приходит триллер, в котором, кажется, все карты раскрыты с самого начала. Само собой, в итоге все же найдется место паре твистов.

Где-то в плоскости «сложных тем» у фильма и начинаются просадки: возникает ощущение, что Гуаданьино и Дэйв Кайганич, уже дважды поработавший с итальянским режиссером, слишком боятся, что зритель может чего-то не понять в их задумке, и начинают разжевывать свои темы, вновь и вновь вываливая на зрителя эту кашу. При этом темы не то, чтобы сильно сложные, все в рамках актуальной повестки: феминизм, разделенность общества, нацизм и ворох тем помельче. С первым тут, к примеру, доходит до абсурда: в кадре почти нет мужчин, единственная хоть сколько-нибудь значимая мужская роль досталась Тильде Суинтон (которая играла актера, играющего в фильме, вдумайтесь). Про разделенность тоже фарс: постоянные напоминания по радио и ТВ о том, что творится в это время (тут и террористы, что самолеты захватывают во имя своих идеалов, и новости про тюремные заключения, и регулярно переходящий границу Йозеф Клемперер, тот самый психоаналитик-перевертыш).

Вокруг фильма вообще много удивительных слухов курсировало с самого анонса: начиная от вдохновения из различных источников (от Райнера Вернера Фассбиндера до японского фотографа Нобуеси Араки, известного работами с применением бондажа) до переделки целого отеля в Италии под нужды фильма. Излишняя претенциозность остро чувствуется в фильме: это помпезная и вычурная картина, редко отходящая от прописных истин и умудряющаяся даже о них говорить в лоб. Чего не позволял себе Ардженто более 40 лет назад, работая в рамках джалло – жанра, прямо скажем, не претендующую на интеллектуальность.

Сравнивать напрямую фильмы и вовсе губительно: разная визуальная стилистика, разный подход к материалу и разные же акценты позволяют тут говорить о том, что новая «Суспирия» со старой не имеет ничего общего, кроме пары имен и завязки. Складывается ощущение, что фильм бы только выиграл, разорви он связь с оригиналом полностью, так как в голове все равно то и дело идут какие-то сравнения. Главное здесь, само собой, вопрос выбранной стилистики: картина Ардженто отличалась инфернальными цветами и безумной геометрией вкупе с яркими интерьерами. Гуаданьино в противовес делает словно нарочито вытравленные цвета и общую приглушенность всего.

Пожалуй, единственный момент, где Гуаданьино выигрывает подчистую – это сцены танцев. В фильме Ардженто их практически не было, а те, которые в сюжете все же фигурировали, выглядели мягко говоря непрофессионально. В новой же картине один только Volk способен заворожить, а самой мощнейшей сценой фильма и вовсе является именно танец в исполнении Дакоты Джонсон (которая специально для этого училась балету).

Жаль, но кроме танцев смотреть-то толком и не на что: очень топорный и лобовой. Визуально симпатичный, но подчистую проигрывающий на этом поле оригиналу. Да и как хоррор куда слабее – обходится без ярких сцен насилия или хотя бы саспенса почти весь хронометраж. Но попадание в актуальную повестку и линию «умных хорроров» наряду с «Реинкарнацией» и «Тихим местом» вполне могут создать картине культовый статус – пусть и на пустом месте.

«Суспирия» в российском прокате с 29 ноября 2018 года.

Читайте также

О жадинах, хвастунах и дураках: Рецензия на фильм «Тройная граница» Кино
15 марта 2019

О жадинах, хвастунах и дураках: Рецензия на фильм «Тройная граница»

На стримере Netflix состоялась премьера боевика-долгостроя, в котором Бен Аффлек, Оскар Айзек, Чарли Ханнэм и Гаррет Хедлунд объявляют войну латиноамериканскому наркобарону. «Кинорепортер» разбирается, стоило ли ждать проект десять лет.

Рыцарь детского стола: «Рожденный стать королем» Кино
15 марта 2019

Рыцарь детского стола: «Рожденный стать королем»

Режиссер культовой британской комедии «Чужие на районе» Джо Корниш переосмысляет древнюю легенду, с которой не справился даже Гай Ричи.

Жизнь – большая рампа: «Середина 90-х» Джоны Хилла Кино
14 марта 2019

Жизнь – большая рампа: «Середина 90-х» Джоны Хилла

«КиноРепортер» раскладывает по полочкам автобиографичный дебют комедийного актера и номинанта на премию «Оскар».

Пять пудов любви: Рецензия на фильм «Чайка» Кино
13 марта 2019

Пять пудов любви: Рецензия на фильм «Чайка»

Дотошная и на редкость удачная экранизация классической пьесы Антона Чехова