Журнал

Самопробы против традиционного кастинга: За и против

Онлайн-читки и самопробы – явление, которое расцвело пышным цветом в пандемию. Но если тогда это было вынужденной мерой, то сейчас формат self-tape стал привычным в работе актеров. «КиноРепортер» разбирается, во благо ли индустрии новый стандарт.

Главным популяризатором самопроб стала изоляция – видео актеры и кастинг-агенты использовали и раньше, но в 2020-м процесс стал массовым. И похоже, необратимым.

«Я записывала самопробы на английском языке, – рассказывает Соня Присс, сыгравшая главную роль в отечественной фантастике «Сквозь время» (2022). – Потом меня пригласили на zoom-встречу, там мы попробовали ту же самую сцену и немножко пообщались. Меня спросили, читала ли я сценарий, я, по-моему, сказала, что нет. Через какое-то время мне позвонила агент со словами, что меня утвердили».

Режиссер фильма Александр Богуславский шутит, что все просто хотели есть и поэтому закончили побыстрее, но факт остается фактом – самопробы действительно экономят время. В случае с большими расстояниями между участниками кастинга эта техника и вовсе не имеет аналогов.

«Меня просто просили записать самопробы. Через какое-то время позвонили и сказали: «Все, готовься», – делился с «КиноРепортером» Никита Ефремов, рассказывая о работе над фильмом «Тетрис» (2023) для Apple TV.

И это далеко не единичный случай. Для Даниила Воробьева и Стаси Милославской самопробы тоже стали счастливым билетом. Первый остался недоволен обычным кастингом, после чего разыскал скайп-аккаунт режиссера Робена Кампийо и отправил ему психоделическое видео, записанное прямо в квартире. Итог – съемки в драме «Мальчики с Востока» (2015), выигравшей приз в Венеции.

Вторая записывала self-tape для шпионского сериала «С холода» (2022) для Netflix: в первый раз – под руководством друга-режиссера Семена Литовчина на английском, во второй – самостоятельно и на русском, прямо из номера отеля, куда она приехала на другие съемки.

Как это ни парадоксально, в самой Америке, где случился настоящий бум self-tapes, ситуация грозит стать критичной. Да, пока что идет бурный рост: с помощью крупных инвесторов развиваются специальные платформы, на которые артисты загружают терабайты видео, а режиссеры как никогда свободны в своем выборе. Но кастинговые агентства не справляются с такой нагрузкой, а для артистов самопробы оказываются слишком затратными – требуются дорогое оборудование, правильный свет, специальная одежда и даже курсы по монтажу.

Кроме того, исполнители недовольны отсутствием обратной связи – в новой реальности не осталось даже фразы «Мы вам перезвоним». Доходит до абсурда – эмоциональные реплики за стенкой побуждают бдительных соседей вызывать полицию. Кричать вполсилы тоже нельзя – в материал нужно быть погруженным полностью. А еще задания часто поступают внеурочно, и это дополнительное психологическое давление. Тревогу уже забили профсоюзы – возникшие проблемы собираются решать на законодательном уровне. Как именно – пока загадка, только что завершившаяся забастовка сценаристов доказала, что согласовывать условия работы в Голливуде могут месяцами.

В России проблемы, связанные с самопробами, сейчас носят скорее творческий характер. А все потому, что не существует четких инструкций – каждое задание можно обыгрывать по-разному и остается лишь гадать, правильно ли сыграл. Для многих основной проблемой становится отсутствие «направляющей руки». Актер, оставшись без поддержки и возможности уточнить режиссерскую задачу, может не понимать, что именно от него требуется. Растеряться без партнера извне. Или банально не обладать достаточными техническими навыками, ведь в момент записи необходимо быть не только актером, но также режиссером, оператором и осветителем. От малейшей шероховатости зависит успех всей операции. И как тут расслабиться и выдать лучший результат?

«Было бы классно, чтобы почаще было без проб, особенно без самопроб, потому что это такое мучение! Сам себе задачи ставишь, сам на себя смотришь, сам выставляешь кадр. Да и люди к себе не объективны: сложно оценить, какую энергию ты транслируешь», – говорит Григорий Чабан.

За счет знакомой обстановки и неограниченного числа дублей удается расслабиться немногим. На то, чтобы прислать запись, обычно выделяют несколько дней с поправкой на то, что артисты – люди занятые и могут быть вне доступа, в том числе из-за экспедиций и гастролей.

Время нужно и для того, чтобы настроиться, и чтобы найти закадрового напарника. Хотя бы для того, чтобы не разговаривать с воздухом, а хоть как-то реагировать на партнера. Воображение воображением, но в пустой комнате диалог с самим собой, да еще и перед камерой – почти раздвоение личности, а это дополнительный источник напряжения, который отвлекает от главной задачи.

Бывает и так, что время, место и партнер удивительным образом совпадают. Так произошло у Елены Николаевой и Романа Евдокимова, которым кастинг-агент предложила записать самопробы для сериала Федора Бондарчука «Актрисы» (2023).

«Я не поняла, кто режиссер, и в итоге тянула, тянула, тянула… – рассказывает актриса в интервью «КиноРепортеру». – А параллельно этот материал прислали еще и Роме Евдокимову. И не получив от нас обоих ничего, агент предложила: «Может быть, вы как-то вместе запишете?» Мы с Ромой случайно столкнулись в столовой Театра наций, поели, пошли в гримерку и быстренько все сняли. Там была парная сцена и еще одна, в которой он просто кидал мне текст. И конечно, невероятно, что потом нас обоих и утвердили».

При всей нелюбви некоторых артистов к традиционным кастингам (причин может быть множество), когда выбор встает между живым разговором и его потенциальным отсутствием, для большинства все же предпочтителен первый вариант.

Примечательно, что пресловутое деление на зумеров и бумеров никакой роли тут не играет:

«Нужно понять, как мне будет с этим режиссером работаться. Мне, например, может не понравиться сценарий, но я все равно прихожу на пробы, чтобы убедиться, не видит ли режиссер эту историю по-другому», – говорит звезда «Перевала Дятлова» и «Черного облака» Маша Мацель.

А Андрей Мерзликин рассказал, что на пробах оценивает не только материал и потенциальных коллег, но и собственные силы:

«Пробы вообще полезны для актера, ты и режиссера видишь сразу, и себя соизмеряешь с контекстом сценария. Бывает, вовремя понимаешь: все хорошо, но тридцать смен в этом проекте тебе не выдержать. Отказываешься. И наоборот».

Среди режиссеров мнение о самопробах тоже неоднозначное. Например, Евгений Стычкин изменил мнение после того, как сам встал за камеру.

«До того как перешел на «сторону тьмы», я считал иначе: «Зачем вам меня пробовать? У меня 130 фильмов, ну посмотрите пять из них! Что еще такого неожиданного я вам могу на пробах, на бегу, за полтора часа выдать?» И теперь я понимаю, что нет ничего унизительного и в самопробах, и в том, что полмира сидит на этих self-tapes», – говорит постановщик «Нулевого пациента».

Режиссеры старой закалки настаивают на проведении «очной ставки».

«Самопробы – это абсолютная чушь, дребедень и профанация, – считает Сергей Урсуляк. – Это неуважение к профессии. Я еще понимаю, когда это происходило во время пандемии, все-таки по телефону заразиться сложнее. Но это прижилось. Так ведь и режиссер может сидеть дома и снимать кино по скайпу. Не занимайтесь этим и не верьте тем, кто говорит, что это новое слово в кинорежиссуре. Это халтура!»

Владимир Хотиненко – тоже сторонник классических проб. Более того, каждый раз постановщик старается открыть в артистах новое и посмотреть на ситуацию под другим углом. Например, строит фотоателье, где отводит себе роль владельца, а приглашенным артистам предлагает на время стать его «клиентами» – так было на съемках «72 метров» (2004).

Одних подобный подход мобилизует, других ввергает в стресс, однако в любом случае контакт происходит. Проявляются и искренние эмоции:

«Я понимаю, что пробы на роль нужны и от них никуда не деться. Свои всегда стремлюсь сделать максимально непохожими и не следую принципу «пришел в комнату, сиди – общайся», – делится соображениями режиссер.

Да, истории про видео, которые принесли кому-то главную роль или знакомство с влиятельным продюсером, случаются. И да, они вдохновляют. Но все же стоит помнить о том, что самопробы – не гарантия успеха и уж точно не панацея. Три прошедших года доказали, что мир все-таки достаточно прочен, а банальная фраза «человеку нужен человек» оказалась истиной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

42 минуты назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

2 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

5 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

7 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

9 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

23 часа назад