Рассказываем о сериале, посвященном одному из самых вдохновляющих эпизодов Великой Отечественной войны.
В День народного единства вспоминаем один из самых знаковых примеров сплоченности нашего народа перед лицом врага. Речь идет о дне, когда в блокадном Ленинграде была сыграна Седьмая симфония Шостаковича. Исторический концерт в Ленинграде был объявлен как вызов фашистам, а во время его исполнения велся беспрецедентный по мощи обстрел вражеской авиации. Ни одна бомба не помешала легендарному исполнению Седьмой симфонии. Именно этот вдохновляющий эпизод, а также многомесячная подготовка к нему легли в основу многосерийной драмы, которую уже через несколько дней покажет телеканал «Россия».
«Этот фильм больше, чем эмоции и впечатления. Это возможность задуматься о действительно важных и глубоких вещах: об исторической правде, о духовной высоте, о вере, любви и надежде в жизни каждого человека и всего народа. О том, что Россия способна пережить любое бедствие, преодолеть любую трагедию – и возродиться, но никогда не забывать пережитое. Все это есть в Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. И я верю, это есть в фильме «Седьмая симфония», – считает генеральный директор телеканала «Россия» Антон Златопольский.
Режиссер и соавтор сценария «Седьмой симфонии» Александр Котт подчеркивает, что речь в сериале пойдет не о композиторе, а о людях, которым большой ценой далось первое исполнение его легендарной музыки.
«Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив», – говорит постановщик.
Для анализа большого количества исторических материалов и создания сюжетной канвы была собрана большая команда авторов. В нее вошли Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, а также Георгий Кесоян и Семен Воронин. При работе сценаристы опирались в основном на документальные источники, но также обращались к консультантам и историкам из Санкт-Петербурга.
«Его задача была не допустить искажения и передергивания фактов и событий. В нашем фильме существует художественная правда, а не художественный вымысел. В картине есть реальные герои, про которых мы рассказываем, исходя из фактов их биографий. К примеру, о дирижере Карле Ильиче Элиасберге знаем больше, чем об остальных, потому что лично встречались с его родственниками. Но в картине преобладают собирательные образы, в основе которых – истории реальных музыкантов из оркестра. Мы вносили некие изменения в их биографии, поэтому их фамилии – вымышленные», – объясняет Александр Котт.
В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга. При работе с ними композитор Юрий Потеенко, четыре раза получавший «Золотого орла», почерпнул немало интересного.
«Надо сказать, у музыкантов есть особые жесты, движения пальцев, они по-своему говорят, ходят, ведут себя. И я тщательно следил за этими вещами, мы вносили коррективы в сценарий, чтобы все выглядело правдиво и достоверно», – говорит композитор.
Уникальным «Седьмую симфонию» делает и то, что исполнители главных ролей в многосерийном фильме «Седьмая симфония» играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно.
Однако Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съемок брать уроки игры на альте. Сыгравший дирижера Алексей Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко.
«Моя героиня Екатерина Прудникова в силу своей должности – человек сильной воли, но с неустроенной женской судьбой. Гобой, на котором я играю, очень сложный инструмент. Мне было важно сделать так, чтобы зритель поверил, что я умею играть на нем. Я училась правильно держать инструмент, расставлять пальцы, делать вдох и выдох, не фальшивить и правильно передавать настроение, – говорит Лидия Вележева. – Наше кино сделано очень деликатно и тонко, с уважением к каждому персонажу. Каждый их них прошел свой путь к исполнению Седьмой симфонии, который был полон боли, потерь и страданий. Нам хотелось, чтобы люди узнали имена тех, кто, может, и не держал оружия, и не был на передовой, но при этом совершил равноценный подвиг».
«Когда дирижер Элиасберг получил партитуру, предполагающую практически двойной состав, от оркестра радиокомитета оставалось всего 15 музыкантов. Они и начали репетиции – постепенно к ним присоединялись другие музыканты, пока не собрались 80 человек для финального концерта. Перед съемками мы записали несколько исполнений в разном составе, точно соответствующем тому, сколько человек и какие музыканты присутствовали на той или иной репетиции в действительности. Кроме того, мы использовали запись исполнения симфонии Санкт-Петербургским симфоническим оркестром, который является в некотором смысле наследником оркестра радиокомитета. Для нас такая преемственность и достоверность были крайне важны», – говорит продюсер Сергей Мелькумов.
В повествовании появляется и лейтенант НКВД, которому начальство поручило во что бы то ни стало провести концерт в осажденном городе. Героя, вносящего в происходящее еще больший драматический конфликт, сыграл Алексей Кравченко.
«Мой герой, как нормальный гражданин своей страны, мечтает пойти на фронт, но начальство его не отпускает, потому что он нужен здесь, в осажденном городе. Он получает задание собрать музыкальный коллектив, хотя не любит музыку, не понимает ее и считает, что это глупое, пустое занятие, когда страна воюет, пиликать на каких-то инструментах. Но приказ есть приказ, и он намерен выполнить его во что бы то ни стало», – рассказывает актер о мотивации своего персонажа.
Конечно, не обошлось и без музы блокадного Ленинграда Ольги Берггольц – ее сыграла Виктория Толстоганова.
«Каждый день она выступала по радио, стараясь дать ленинградцам надежду и веру в спасение, читала стихи, призывала людей быть сильнее смерти, продолжать жить, бороться и побеждать. Не представляю, откуда она сама брала силы. Как и все ленинградцы, Берггольц сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти. Но от эвакуации отказывалась, даже после того, как умер муж. Она – олицетворение мужества, стойкости и, конечно, героизма, великой любви к людям. Для меня очень важно прикоснуться к этой судьбе», – подчеркнула актриса.
Сцену легендарного концерта снимали там же, где он состоялся в 1942 году, – в Большом зале филармонии. Художникам пришлось возвращать аутентичный военным годам вид кресел, хотя в целом интерьер сохранился. Не обошлось без съемок батальных сцен, а также эпизодов, показывающих жизнь жителей города, пытавшихся выжить всеми силами.
«Главное отличие нашей картины от других фильмов о блокадном Ленинграде в том, что мы показываем город в основном в весенний и летний периоды. В летних видах есть какой-то просвет, проблеск надежды, не так все ужасающе выглядит, как зимой, когда холод и голод воспринимаются острее. Надеюсь, нам удалось создать свою атмосферу и какой-то особый, светлый мир в этой картине», – говорит художник-постановщик Сергей Иванов.
«Седьмая симфония» будет выходить на канале «Россия» с 7 ноября в 21.20.
Комментарии