Тобину Беллу, известному в первую очередь по роли инженера-садиста Джона Крамера из «Пилы», исполняется 80 лет. В честь этого «КиноРепортер» составил ультимативный рейтинг всех фильмов серии, расположив их в порядке убывания от худшего к лучшему.
Прежде всего, определимся с критериями. Это не так уж сложно, поскольку все без исключения фильмы в списке состоят из одних и тех же элементов.
Важнейшим из перечисленных элементов, безусловно, являются испытания, так как именно в них заключено то, ради чего, собственно, и смотрят «Пилы» – хитроумные карательно-воспитательные механизмы, взаимодействие с которыми неминуемо причиняет увечья или смерть. То, насколько изобретательно и затейливо они устроены, насколько зрелищный эффект они производят при непосредственной эксплуатации, и будет для нас если не определяющим, то решающим – с учетом прочих равных – фактором.
Пока небольшая кучка людей проходит ряд совсем примитивных, без искры придуманных испытаний вида «дерни за рычаг, чтобы отсечь себе ногу», зрителя зачем-то убеждают, что Джон Крамер каким-то образом может быть до сих пор жив. А в итоге оказывается, что он – кто бы мог подумать! – все-таки мертв, и это на голубом глазу выдается за твист. Первая попытка воскресить уже законченную, казалось, франшизу, предпринятая братьями Спириг (смехотворный хоррор «Винчестер: Дом, который построили призраки») в 2017 году, мягко говоря, не удалась: море бестолкового, наваленного в кучу фансервиса, а больше ничего. Откровенно ленивая спекуляция на добром имени, подлежащая вечному забвению.
Прямой сиквел оригинальной картины, начиная с которого «Пилы» и пошли в серийное производство. Технология, правда, еще не была как следует обкатана, поэтому «Пилу 2» справедливо рассматривать скорее как опытный образец, со всеми вытекающими отсюда неровностями, шероховатостями и недоделками. В распоряжении Крамера на этот раз – впервые – был целый дом, который он вроде бы и начинил ловушками, но ничего примечательнее ямы со шприцами и ящика с дырками, куда руки можно засунуть, а вынуть обратно проблематично, выдумать не смог.
Кроме того, эта часть – самая отталкивающая в визуальном плане. Вырвиглазная цветокоррекция с обилием кислотно-зеленого и выкрученной контрастностью, конвульсивный монтаж и использование эффекта замедленной съемки (когда объекты в кадре резко ускоряются) – все это в нулевых стало почему-то дико модным, и сменивший Джеймса Вана на посту режиссера Даррен Линн Боусман очень старался моде соответствовать. Но увлекся, переборщил, и оттого смотреть на его старания сейчас невыносимо.
Если называть вещи своими именами, пятая «Пила» – это такой патч, который затыкает дыры, нежданно-негаданно образовавшиеся тут и там из-за финала четвертой «Пилы». А по сути – приквел, задним числом интегрирующий во вселенную главнейшего после Крамера злодея, детектива Марка Хоффмана. Злодей-то он, вообще говоря, недурной, и закрывающая сцена гибели бедного агента ФБР хороша.
Но это не отменяет того, что фильм по большей части состоит из таких бесценных флэшбэков, как, например, сцена поимки того парня, застрявшего в зарослях колючей проволоки еще в «Игре на выживание» (сидел в машине, и тут его поймали, невероятно). Не говоря уже о том, что над параллельной линией, где очередная группа незнакомых друг с другом людей проходит очередную полосу испытаний, явно никто не перетруждался, и она присутствует здесь чисто для галочки – сверх того о ней сказать нечего.
После «Пилы 2» градус вырвиглазности заметно снизился, но те фильмы серии, которые снимал Боусман, все равно отмечены его узнаваемым почерком. Последний – не исключение: снова яркие, контрастные цвета, но теперь уже с преобладанием грязно-оранжевого. В остальном новая «Пила» очень хочет казаться свежей, актуальной, злободневной, одновременно играясь с жанрами и выдавая социальный комментарий на тему полицейского произвола, что, естественно, похвально.
Но за этими косметическими изменениями скрывается все та же знакомая «Пила», причем не в лучшей своей форме. Хотя и не в худшей. Парочки умеренно зажигательных сцен и коронной реплики Сэмюэла Л. Джексона, положим, недостаточно для того, чтобы считать перезапуск безусловно успешным, но и кромешным провалом его назвать нельзя. Сносно.
Тот момент, когда «Пила» из пыточного хоррора неожиданно трансформировалась в сильно замороченную кровавую мыльную оперу. Что отнюдь не обязательно плохо, тоже ведь своего рода новаторство. Но создатели впихнули в стандартный полуторачасовой хронометраж такое количество персонажей и сюжетных линий, утрамбовав их по кускам вперемежку, что сам черт ногу сломит. Зато от такой интенсивности не соскучишься, и конкурсы, что называется, интересные. Пожалуй, наиболее противоречивый фильм серии, насыщенный всякими эффектными расправами и содержательно переусложненный.
«Спираль» – вовсе не первая «Пила», снабженная четким социальным комментарием. Задолго до нее «Пила 6» уже аргументированно бичевала американскую систему здравоохранения, подвергая адским мучениям характерного представителя этой системы, директора страховой конторы. Топ-менеджеру предлагалось, в частности, решить парочку этических дилемм, одна из которых шла в комплекте с едкой сатирой на тему корпоративной культуры и была реализована в формате веселой карусели. То есть шестой «Пиле», в отличие от «Спирали», очень даже удалось гармонично совместить эстетически приятное с общественно полезным, не растеряв ни посыла, ни зрелищности.
Вторая и последняя «Пила», к написанию сценария которой приложились оба демиурга франшизы, Джеймс Ван и Ли Уоннелл. Это заметно уже по тому, какая она крутая с драматургической точки зрения. Одним изящным твистом распутать сразу несколько сюжетных нитей, преподать нравственный урок об умении прощать и фактически завершить историю знакового антагониста (дальше Джон Крамер будет являться исключительно во флэшбэках), а не просто ошарашить зрителя, перевернув все с ног на голову, – это вам не чих бараний, а призрак высочайшего мастерства.
Разумеется, никак нельзя пройти мимо испытания с бассейном, стремительно наполняющимся жидкими гнилыми свиньями. В иных фильмах серии встречались механизмы куда антигуманнее и хитроумнее. Но не встречалось ничего столь же, на первый взгляд, незатейливого и при этом неповторимо омерзительного. Блестящий образчик извращенной фантазии.
Предвосхищая возгласы праведного негодования: никто не спорит с тем, что «Пила» 2004 года – эталон, феномен, веха и так далее. Если рассматривать ее как самостоятельное, самоценное произведение, это великое в определенном смысле кино, вопросов нет. Но если взглянуть чуть с иного ракурса, в контексте всей серии, то мы увидим всего лишь пилотный эпизод.
Да, он предопределил дальнейшее развитие, обозначил законы, очертил границы. Показал нам Джона Крамера, встающего с залитого кровью кафеля, и исступленно орудующего ножовкой доктора Гордона. Показал Разрыватель Челюстей и захлопывающуюся на словах «игра окончена» дверь. Запустил процесс эволюции. Следовательно, по определению не может считаться венцом. И ничего тут уже не попишешь, как ни крути, наука есть наука.
А венец эволюции «Пилы» – вот он. Все элементы доведены до совершенства, все гештальты закрыты. Наконец-то исполнил свое предназначение (в 3D!) Разрыватель Челюстей, который до сих пор все маячил в поле зрения, но ни одной челюсти так и не разорвал. Наконец-то вернулся – и триумфально – доктор Лоуренс Гордон. Наконец-то во всю ширь развернулся детектив Марк Хоффман, представ чертовски крутым злодеем, без собственной этической системы, но в разы более чудовищным, чем Джон Крамер.
Наконец-то история завершилась – там же, где началась, сделав полный оборот. Ну а что касается доведения до совершенства, то стоит напомнить только об одной сцене, той самой, с приклеенным к сиденью автомобиля Честером Беннингтоном. Объективно ничего грандиознее по замыслу и исполнению не было ни в одной «Пиле». Абсолютный безупречный идеал.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…