Леденящая душу документалистика, морок от автора «Психо» и один из лучших фильмов ужасов последних лет.
В этом году 15 марта (а вообще – в пятницу перед днем весеннего равноденствия) отмечается Всемирный день сна, пропагандирующий правильный и здоровый сон. Самое время вспомнить самые страшные (или просто необычные) фильмы ужасов, посвященные сновидениям. При этом «Кошмар на улице Вязов» мы в наш список не включили – слишком очевидный выбор.
«Ночной кошмар» (2015)
Это документальный фильм о пугающем и необъяснимом явлении – сонном параличе. Восемь человек из разных городов и стран, друг с другом не знакомых, делятся собственным опытом. И все они рассказывают примерно одно и то же: вы засыпаете, затем сразу просыпаетесь, но не можете пошевелиться. Тогда приходят они – темные фигуры, похожие на объемные тени. Как правило, эти фигуры просто стоят и наблюдают. Но иногда и не просто наблюдают. Бывает, что-нибудь говорят. Или угрожающе действуют.
Звучит как выдуманная страшилка, но переживших подобное слишком уж много, и этот феномен находит отражение в культуре разных народов по всему миру (Уэс Крэйвен тоже Фредди Крюгера не с потолка взял). А самое главное – никто толком не может сказать, что это за чертовщина такая. Создатели фильма, впрочем, не пытаются до сути докопаться, а лишь визуализируют показания очевидцев, нагоняя жути. Что у них отменно, надо сказать, получается – спокойно заснуть после «Ночного кошмара» будет посложнее, чем после любого художественного ужастика.
«Кошмары» (2020)
Изможденного вида худенькая большеглазая старшеклассница не ночует дома и испытывает проблемы со сном. Однажды она натыкается на объявление, приглашающее принять участие в научном исследовании: надо всего лишь спать под наблюдением в специальном костюме с датчиками (за это еще и деньги приплачивают). Какова цель исследования, правда, – большой-большой секрет. Девушка радостно соглашается, вот только легче ей не становится. Напротив, к прежним проблемам присовокупляются панические атаки и другие неприятные ощущения.
Выдающийся без преувеличения хоррор, один из лучших за последние годы, чертовски изобретателен, ненавязчиво стилизован под 1980-е и убедительно иллюстрирует термин «гипнагогия». В нем как раз сонному параличу уделяется достаточно внимания – в частности, приоткрывается дверь в то пространство, откуда приходят люди-тени. Но вообще-то фильм (не сочтите за спойлер) является экранизацией одной довольно популярной крипипасты (жанр интернет-фольклора – небольшие рассказы–страшилки). Что даже смешно.
«Темные углы» (2006)
Блондинка Сьюзан счастлива в браке, дом – полная чаша, муж души в ней не чает, романтики вдоволь, разве что детей завести никак не получается. А как глаза закроет, то снится ей, что она брюнетка Карен, которая живет натурально в аду. Всюду трупы, кровища, грязища, одержимые дети, слепые полицейские, да еще и маньяк ее постоянно убивает, избивает и пытает. А как Карен глаза закроет, то снится ей, что она блондинка Сьюзан.
Не самая банальная вариация хрестоматийной истории про китайского философа, которому снится, что он бабочка, которой снится, что она китайский философ, в формате мрачного сюрреалистического хоррора. Если угодно, британский «Малхолланд Драйв» – куда менее затейливый, но все равно забористый. Будто бы Клайв Баркер руку приложил. В главной роли (в обеих главных ролях) – некогда большая звезда Тора Берч, дочь героя Кевина Спейси из «Красоты по-американски».
«Приходящий по ночам» (1964)
Замужней леди регулярно снится загадочный молодой любовник. О чем узнает ее муж – благодаря тому, что она во сне разговаривает. А муж – старый слепой изобретатель, к тому же зверски ревнивый – подозревает супругу в неверности. Но однажды в результате взрыва в своей лаборатории погибает. После чего сны с участием любовника делаются все более реальными и вместе с тем зловещими.
Старорежимный хоррор Уильяма Касла (оригинальный «Дом ночных призраков», продюсировал «Ребенка Розмари» Полански) по сценарию Роберта Блоха – того самого, который среди прочего «Психо» написал. По большей части это детективная история с легким фантастическим налетом в духе популярных антологий того времени вроде «Альфред Хичкок представляет» и «Сумеречной зоны». Но фрагменты сновиденческого морока до сих пор впечатляют – особенно сцена венчания в церкви, где вместо свидетелей и священника фигурируют говорящие манекены.
«Сомния» (2014)
Супружеская пара усыновляет малолетнего мальчугана-сиротку, с которым по закону жанра что-то не так. Пока он бодрствует, все в порядке, милейшее создание. Но как заснет, тут же вокруг начинает твориться какая-то мистика. Если хорошее ему снится, то по всему дому светящиеся бабочки материализуются, и «гости», как в «Солярисе», приходят. Если плохое – тоже приходят «гости». Точнее – «гость». Свирепый бабайка с недобрыми намерениями.
Ранняя работа Майка Флэнагана («Призраки дома на холме», «Полуночная месса»), где еще присутствует некоторая шаблонность, но уже виден почерк будущего мастера. То есть, на первый взгляд все до скукоты стандартно. Но тот же бабайка – не просто заурядный злобный монстр какой-нибудь, а воплощение кое-чего неожиданного. Благодаря ему фильм приобретает дополнительное измерение.
«Сновидения» (1998)
Женщине снятся непонятные сны про яблоки, какую-то девочку, затопленный город. А потом вдруг до нее доходит, что к ней в голову пробрался маньяк-психопат и специально ей туда это все транслирует. Но бедняжке, естественно, никто не верит. Даже собственный муж. И в конце концов она попадает в психиатрическую лечебницу. Но все равно не сдается и изо всех сил стремится душегуба найти и покарать.
Маньяка того, между прочим, играет Роберт Дауни-младший. Играет не то чтобы как-то тонко, искусно. Скорее – уморительно. То же справедливо будет сказать и в отношении самого фильма, снятого оскароносным Нилом Джорданом («Интервью с вампиром», «Завтрак на Плутоне»). Воспринимать всерьез его не только сложно (зачем там столько яблок, во имя всего святого!), но и вредно. Однако при кардинально противоположном к нему подходе он расцветает, словно, простите, яблоневый сад.
«Видение» (1984)
Обаятельный экстрасенс, промышляющий мелким мошенничеством, принимает участие в засекреченном правительственном научном проекте, суть которого – научиться проникать в чужие сновидения. А тем временем президента США в преддверии важного саммита одолевают ночные кошмары про ядерную войну.
«Кошмар на улице Вязов», только как бы политический триллер, в котором есть огромный человек-змей и мужик с ножами в пальцах. С какой стороны ни посмотри – прелесть что такое. Кстати, один из сценаристов спустя три года поставит «Кошмар на улице Вязов 3» (ничего себе совпадение). А еще здесь в главных ролях сплошь заслуженные люди – Деннис Куэйд, Кристофер Пламмер, Кейт Кэпшоу (жена Спилберга) и Макс фон Сюдов.
Комментарии