6 июня отмечается не только день рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), но и Международный день русского языка, учрежденный ООН. Второй праздник появился гораздо позже, чем великий русский писатель, – всего лишь в 2010 году. Однако дата выбрана неслучайно: вклад Пушкина в развитие языка и литературы необъятен, да мы и не планируем его объять. А вот рассказать о самых любопытных экранизациях его произведений – запросто.
Фильм любопытен тем, что он – самый первый, снятый в России по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина. По крайней мере, самый ранний из ныне доступных. «Мазепу» снял Василий Гончаров, премьера фильма состоялась 27 октября 1909 года. Это 16-минутная черно-белая немая картина по мотивам поэмы «Полтава» и либретто оперы Петра Ильича Чайковского «Мазепа».
Считается, что этой ленте предшествовал «Бахчисарайский фонтан» (1909) Якова Протазанова. Нет точной информации о том, вышел ли фильм на экраны или показы отменили из-за того, что он был снят в расфокусе. Вдобавок на данный момент лента считается утраченной.
Главный герой истории – гетман Мазепа, влюбленный в дочь Кочубея. Отец против союза влюбленных, а потому они тайком сбегают. В свою очередь Кочубей доносит Петру на гетмана.
Возвращаемся к Якову Протазанову, который одним из первых взялся за экранизацию произведений Пушкина. Его следующий фильм основан на повести «Пиковая дама». Но интересен он в первую очередь как ранний пример российского кино: немой, черно-белый, снятый еще во времена Российской империи – и при этом полнометражный. К тому же «Пиковая дама» (1916) считается одной из лучших дореволюционных российских картин.
Что интересно, эта лента стала одной из первых, где применили движущуюся камеру. Это сделал Евгений Славинский, один из основоположников российской операторской школы. Кроме того, в «Пиковой даме» используется ночная съемка и съемка сверху.
По сюжету, за карточной игрой друзья обсуждают тайну некой графини о «трех верных картах», которые гарантируют выигрыш. Главный герой по имени Германн, обычно избегавший азартные игры, загорелся идеей выведать заветную тайну, а потому знакомится с Лизой, племянницей графини. Однако одержимость идеей и обманный путь, которым пошел Германн, доводят молодого человека до сумасшествия…
Получасовой фильм хотя и называется сказкой, да создан не только для детей: недаром главные его герои – старик со старухой. Повествование начинается с любимой многими присказки о Лукоморье, русалке, ученом коте и других персонажах сказок Пушкина.
Кроме «Сказки о рыбаке и рыбке», есть немало анимационных экранизаций произведений Александра Пушкина. Например, «Сказка о попе и его работнике балде» получила три версии – в 1940, 1956 и 1973 годах. А также «Сказка о царе Салтане» (1943 и 1984), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1951), «Сказка о золотом петушке» (1967). Но именно история рыбака, рыбки и бесконечно алчной рыбачьей жене первой всплывает в памяти, когда речь идет о сказках Пушкина.
Сказка рассказывает о старике и старухе, которые живут на отшибе в ветхой избе. Однажды старику везет: вместо обычной рыбы в его невод попадает золотая, и за свое освобождение она обещает исполнить любое желание. Увы, главный герой решает посоветоваться с женой, которая не может остановиться и всякий раз просит больше и больше, отказываясь ценить то, что и так имеет.
«Онегин» – безусловная классика, это буквально первое имя, которое звучит при упоминании произведений Александра Пушкина. И неудивительно, что именно фильм «Евгений Онегин» 1958 года стал своего рода точкой отсчета для целой серии экранизаций по произведениям великого писателя. «Капитанская дочка» (1958), «Пиковая дама» (1960), «Моцарт и Сальери» (1962), «Метель» (1964), «Выстрел» (1966): фильмы выходили подряд один за другим.
Но интереснее прочего – киносказки, снятые Александром Птушко. Начинал он экранизировать произведения Пушкина с кукольного мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937), однако два последних режиссерских проекта Птушко – «Сказка о царе Салтане» (1966) и «Руслан и Людмила» (1972) – это по-настоящему эпические масштабные адаптации, которые до сих пор рады пересматривать дети и взрослые.
Повествование начинается с трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком». Каждая мечтает стать царицей, представляя, что бы она сделала, сев на трон. Только третья обещает родить царю богатыря, и тот берет ее в жены. Две другие становятся Бабарихой и ткачихой и от зависти то и дело устраивают новоиспеченной царице пакости… Но любовь побеждает!
Сергей Соловьев («Сто дней после детства» и «Асса») снял фильм, премьера которого состоялась лишь в двух странах – СССР и Венгрии. Однако именно этот телепроект считается одной из самых удачных экранизаций повести «Станционный смотритель». Кроме того, Никита Михалков в этой ленте играет любопытного и весьма неприятного персонажа – гусара Минского, что заслуживает отдельного внимания.
В картине звучат романсы на стихи Александра Пушкина: «Дорожные жалобы», «Не спрашивай, зачем» и «Я ехал к Вам». Отдельную композицию под названием «Красотки томный взор», которую написал Булат Окуджава для гусара Минского, вырезали из фильма после исключения Окуджавы из партии.
Сюжет рассказывает о Самсоне Вырине, который служит смотрителем на станции. Он один растил дочь Дуню и души в ней не чает. Однако, когда ее предлагает подвезти до церкви состоятельный гусар Минин, смотритель убеждает дочь сесть в карету – и теряет ее навсегда…
Фильм во многом уникален: его снимал Александр Митта по неоконченному роману Александра Пушкина «Арап Петра Великого». Книга стала первым (и весьма успешным) произведением писателя в прозе: это было историческое исследование, которое также относилось к генеалогическим корням Александра Сергеевича. Главный герой романа – арап, «сын чернокожего царя» по имени Ибрагим Петрович Ганнибал, который, предположительно, был дедом великого писателя.
Во время работы над книгой Пушкин тщательно изучил историческую базу и в итоге создал первое обширное и подробное описание периода правления Петра I. Прежде подобных исследований попросту не существовало. А потому и экранизация романа, пусть и вольная, имеет особое значение.
Главную роль – Арап Петра Великого – исполнил Владимир Высоцкий: эта работа считается самой яркой в фильмографии знаменитого барда. По его словам, он был рад сыграть «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире».
По сюжету, когда Петру I дарят арапа, тот становится не рабом, а приближенным царя, да еще и получил при крещении царское отчество. Ибрагим Петрович Ганнибал быстро впитывал новые знания, стал доблестным воином и любимцем женщин, но из-за скандала был выслан из Франции, где учился, обратно в Россию. А там, конечно, повзрослевшего и возмужавшего юношу ждала отеческая забота Петра Великого и первая настоящая любовь.
Экранизацию одной из самых известных пьес Пушкина, номинированную на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, снял Сергей Бондарчук и сам же исполнил в фильме главную роль. Эта работа стала последней прижизненной картиной режиссера, выпущенной в широкий прокат. На момент создания фильма Бондарчук уже успешно экранизировал монументальный труд Льва Николаевича Толстого «Война и мир», а дебютировал так и вовсе лентой по повести Михаила Шолохова.
«Борис Годунов» (1986) создавался в сотрудничестве с СССР, Чехословакией, Польшей и ФРГ. Это очень тщательно проработанный 2,5-часовой фильм с тяжелой мрачной атмосферой, который воспроизводит тревогу смутного времени (1598–1613). Однако фестивальных наград он не снискал, да и среди зрителей считается недооцененным.
Непростой исторический период лег в основу трагедии «Борис Годунов». События произведения охватывают 1598–1604 годы: с момента смерти царя Федора Иоанновича до провозглашения Лжедмитрия новым царем. В центре сюжета – собственно Борис Годунов, ставший царем по решению Земского собора, и его сын Федор. Бесконечные интриги, таинственные смерти, интервенция и государственный переворот – в картине есть все, за что зрители любят историческое кино (и Пушкина).
Из всех зарубежных экранизаций, а было их много – от «Пиковой дамы» (1918) Артура Веллина до «Бориса Годунова» (1989) Анджея Жулавски – это, пожалуй, самая удачная. Причем снимала фильм по роману в стихах «Евгений Онегин» Марта Файнс (сестра Джозефа и Рэйфа Файнсов), на счету которой всего 2 игровых фильма. Так что ее «Онегин» – это исключение из всех возможных правил, высказывание ради, вероятнее всего, любви к Пушкину.
Лив Тайлер, Рэйф Файнс – кто бы мог подумать, что эти двое отлично впишутся в историю о русском дворянстве? Однако им удалось разыграть романтическую трагедию о неверном выборе, глупой заносчивости, страхе и вечной любви. Но если Файнс выглядит довольно привычно в амплуа героя-любовника, то Тайлер – вовсе не очевидный выбор на роль Татьяны. Но прекрасный, согласитесь.
По сюжету, повеса и петербургский «светский лев» Евгений Онегин приезжает в глубинку, чтобы проститься с дядей, когда тот «не в шутку занемог». Там же он встречает нового друга Владимира Ленского, который влюблен в дочь помещика Ольгу Ларину. Во время знакомства с возлюбленной приятеля Онегин встречает любовь всей своей жизни – Татьяну Ларину. Но он слишком ленив и эгоистичен, да и заскучал в глубинке, а потому, вместо того чтобы признаться в чувствах, он совершает жестокую ошибку и уезжает, потеряв шанс на счастье.
Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…