Кадр из фильма «Воздух»
Академик Туполев когда-то сказал, что хорошо летают только красивые самолеты. Но для современного военного кино этого мало. Надо, чтобы самолеты летали не просто хорошо, а эффектно. Да еще и реалистично, а это вдвойне сложная задача. Но благодаря технологиям, смекалке и сноровке – выполнимая. К премьере военной драмы «Воздух» рассказываем о том, как снимали и снимают самолеты в кино.
Сейчас-то, конечно, можно все на компьютере нарисовать. Но это, во-первых, неспортивно и неинтересно, а во-вторых, никакие трехмерные модели, как бы они ни были совершенны, не обеспечат полной достоверности. Графика все равно присутствует почти всегда в том или ином объеме, однако уважающие себя кинодеятели стараются по возможности обходиться без нее.
С другой стороны, взять и поснимать настоящие самолеты тоже ведь непросто. Хотя бы потому, что их не достать. Тем более в требуемом количестве, нужных моделей и конфигураций. Да и летать на них – уметь надо. Даже сразу после Великой Отечественной войны с этим уже начались проблемы: «лишние» единицы вооружения оперативно переплавлялись на что-то более насущное, для съемок в основном оставались лишь музейные экспонаты, да и к полетам они были по большей части непригодны.
Соответственно, приходилось прибегать к комбинированным съемкам. Мастерили разных размеров макеты, приспосабливали их к тонким проволокам, а проволоки цепляли к высоченным железным конструкциям. И либо на фоне натуральных пейзажей, либо в павильонах двигали макеты и таким вот нехитрым образом имитировали боевые маневры. А в воздухе еще вешали пакетики со смесью магния и хлората калия, выкрашенные под цвет небесной синевы, чтобы потом их взрывать – как будто зенитные снаряды бабахают.
Реальные машины также, разумеется, задействовали. Правда, роли истребителей и бомбардировщиков – как наших, так и немецких (да хоть американских) – зачастую исполняли перекрашенные учебные и пассажирские модели. Для легендарного фильма «В бой идут одни «старики» (1973) Як-18 «гримировали» под Ла-5, а чешский Zlin Z-326 – под немецкий МЕ-109, он же «Мессершмитт».
В «Балтийском небе» (1960) боевые Як-18 изображали И-16. В «Нормандии – Неман» (1960) Як-11 заменял Як-1, Як-3 и Як-9. Не менее востребован был легендарный Ли-2, который переделывали и в бомбардировщик Ил-4, и в десантный «Юнкерс» Ю-52. При этом перекраска не в лучшую сторону влияла на аэродинамические характеристики и сильно затрудняла управление.
С тех пор на самом деле изменилось немного. Также используются макеты, комбинированные съемки (прокачанные хромакеем и прочими дарами прогресса, но принцип тот же) и реже , собственно, самолеты. Разве что вариативность заметно расширилась, инструментов стало гораздо больше.
Современные образцы военной техники на экране появляются в исключительных случаях, что вполне объяснимо: светить на весь мир многомиллионными разработками легкомысленно. И все же удается иногда с Министерством обороны договориться.
В «Небе» (2021) Игоря Копылова можно увидеть, как рулят по аэродрому и взлетают наши смертоносные ласточки, а все прочее, что уже на высоте происходит, – виртуальное. Александру Золотухину с его недавним «Братом во всем» больше повезло, все полеты ему удалось вживую запечатлеть. Но там не про асов, а про курсантов, которые только учатся. И на этом заметные примеры за последние годы практически исчерпываются.
Военные фильмы про авиацию как снимались в основном про Великую Отечественную, так и снимаются. В создаваемом на народные деньги фильме «Литвяк» – про нашу красавицу аса Лидию Владимировну Литвяк – снова макеты, в том числе полноразмерные. Но это для павильонных съемок. А для натурных мастерят уменьшенные копии «Яков» и «Мессершмиттов», моторчики в них вставляют и запускают. Тут, конечно, свои нюансы. Маленькие «Яки» ведь не так себя в полете ведут, как полноценные большие боевые самолеты. Стало быть, требуются определенные поправки, калибровки.
Но кинематографисты на месте не стоят и все время что-нибудь новое придумывают. Скажем, в производство бекмамбетовского «Девятаева» (2021) буквально компьютерную игру внедрили. Сначала срежиссировали весь воздушный бой прямо в популярном симуляторе War Thunder, а потом на монтаже полученную запись доработали: задники поменяли на натуральное небо, 3D-модельки вставили получше, освещение подкрутили.
Так были созданы общие планы. А для кадров из кабины Павла Прилучного усадили в специальную конструкцию – что-то среднее между летным тренажером и огромным игровым контроллером. Вокруг разместили экраны, на которые транслировалась все та же War Thunder. И Прилучный, получается, одновременно рубился по сети и играл в кино. Тогда как Тимур Бекмамбетов всем процессом управлял дистанционно.
Похожую технологию применил Алексей Герман – младший при создании фильма «Воздух» (2022). Было построено свыше десятка макетов самолетов, их устанавливали напротив огромных изогнутых LED-панелей, на которых воспроизводилось динамическое окружение, сгенерированное при помощи другого игрового движка – Unreal Engine.
Точно так же, кстати, «Мандалорца» снимают (только самолетов там, естественно, нет). Это гораздо удобнее, чем с «зеленкой» мучиться, – сразу результат виден и можно не сомневаться в том, что на экране все будет выглядеть натурально. Вот оно, будущее.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…