Кино

Сальвадор Дали в кино: Постановщик, сценарист, мультипликатор

Гений и психопат в одном лице, Сальвадор Дали славился в равной степени своим творчеством и своими выходками. Даже после смерти он умудрился устроить инсталляцию: тело знаменитого испанца замуровано в полу его театра-музея в Фигерасе. Но всегда стоит отделять создателя от его произведений, иначе посещение картинных галерей перестанет приносить удовольствие.

Между тем, в кино Дали тоже немало отличился: поработал с Диснеем, запустил жанр авангард на пару с Бунюэлем и создал декорации для фильма Хичкока. О любопытных киноработах великого сюрреалиста сегодня и поговорим.

«Андалузский пес» (1929)

Культовый короткометражный фильм с шокирующими кадрами ознаменовал начало эпохи авангарда в кино. Эксперименты с формой и содержанием, отказ от сюжета в классическом понимании, поток сознания и образное повествование – все это в концентрированном виде есть в «Андалузском псе». Его название в равной мере относится к испанской поговорке «Андалузский пес воет – кто-то умер!» и к обозначению приезжих с юга во времена Дали (они с Бунюэлем, по сути, и были так называемыми «андалузскими псами»).

В конце 1920-х Сальвадора выгнали из Художественной академии Сан-Фернандо в Мадриде: он назвал экзаменаторов «некомпетентными». Несмотря на то, что он активно развивался как художник, а в Барселоне уже состоялась его первая персональная выставка, окружение рекомендовало начинающему творцу попробовать свои силы в кино. В то время он дружил с Луисом Бунюэлем, так что оставалось просто воплотить общие замыслы на экране. Дали писал сценарий. Бунюэль снимал.

Главной целью было поразить и даже шокировать закостенелое европейское общество откровенно сексуальными и пугающими образами, в особенности легендарной сценой разрезания глазного яблока. Товарищи намеревались буквально «вонзить кинжал в самое сердце Парижа». При этом последовательность действий на экране была сознательно нарушена.

Кадр из фильма «Андалузский пес» (1929)

«Чувствуется, что все в этом фильме имело бы смысл, если бы сцены были собраны в правильном порядке. Но, каким бы ни был порядок, это не имело бы смысла в любом случае. Считаю, в этом и суть», – говорил о короткометражке писатель Дж. Г. Баллард.

Сейчас «Андалузский пес» не кажется чем-то невероятным, но в свое время он произвел настоящий фурор. Бунюэль даже опасался гнева зрителей и на всякий случай запасся камнями, рассовав их по карманам пиджака. К счастью для него, публика фильм полюбила – настолько, что он продержался в прокате порядка восьми месяцев. Среди преданных поклонников «Андалузского пса» оказался и Чарли Чаплин: великий комик предпочитал пересматривать картину у себя дома. Хотя лучшим доказательством долгосрочного влияния фильма можно считать тот факт, что Дэвид Боуи во время тура Isolar в 1976 году показывал его вместо разогрева в начале концертов.

Сотрудничество Дали и Бунюэля продолжилось работой над лентой «Золотой век» (1930), но после премьеры конфликт интересов помешал их дальнейшему взаимодействию.

Роли в кино

Сальвадор Дали в роли семинариста (справа) в фильме «Андалузский пес» (1929)

Дали наверняка был прекрасным актером. Однако по большей части он играл сам себя в телешоу и документалках, начиная «Дали в Нью-Йорке» (1965) и заканчивая «Музеем Прадо» (2019). И все-таки кое-где он снялся – в эпизодических ролях: в частности, в короткометражке «Андалузский пес» (1929) и в драме «Все, что касается любви» (1971). Технически он сыграл и в картине «Халды-Балды» (1968), и в сериале Aquarius (1970–1977), хотя это все еще документальные проекты.

Кроме того, Сальвадор мог появиться в роли падишаха-императора Шаддама IV в «Дюне» Алехандро Ходоровски, но фильм так и не был снят.

Тактильный кинотеатр

Сальвадор Дали, 1936. Фото: AP/ТАСС

Одним из нереализованных, но весьма любопытных кинопроектов Дали был Le cinéma tactile  – эдакий тактильный кинотеатр, задуманный художником в 1930-х. Сальвадор создал ряд сложных набросков, представив, что предметы выскальзывают из спинки сиденья, позволяя зрителям прикоснуться к вещам, увиденным на экране. Получается, великий сюрреалист придумал 3D, даже 5D-кинотеатр, вот только воплотить идею в жизнь так и не смог. Впрочем, в его карьере и других свершений хватало.

«Завороженный» (1945)

Коллаборация мечты: Альфред Хичкок и Сальвадор Дали работают над нуаром с Ингрид Бергман и Грегори Пеком. В этой психологической драме Дали, что неудивительно, отвечал за эпизод сна главного героя по имени Джон. Тот страдал амнезией и не мог сказать наверняка, причастен ли к преступлению. Греза же должна была поведать влюбленной в него даме, доктору Констанс, а заодно и зрителям, действительно ли Джон являлся убийцей.

Начиналось все банально: в 1945-м киноагент художника позвонил ему и заказал «ночной кошмар». Запрос поступил от Хичкока, который работал над последовательностью сновидений в новом триллере, – еще не «мастер саспенса», но уже на пути к «Веревке» и «Психо». В то время Дали несколько отошел от сюрреализма, однако репутация продолжала работать на него. Впрочем, Хичкок захотел нанять его не из-за славы.

«Я выбрал Дали из-за архитектурной остроты его работ», – пояснял режиссер в интервью 1962 года. Размытым голливудским грезам мастер предпочел «сон с визуальной резкостью и ясностью, более четкой, чем сам фильм». Позже он добавлял: «Я мог бы взять Де Кирико или Эрнста, но никто не был таким изобретательным и экстравагантным, как Дали».

«Завороженный» стал первой работой Дали в качестве художника-постановщика. Тем не менее, в итоге он оказался разочарован, так как Хичкок внес в эпизод сновидения значительные правки. По воспоминаниям современников, эта лента была одним из немногим проектов, которые Сальвадор практически не обсуждал. По словам биографа Эллиотта Кинга (книга «Дали, сюрреализм и кино»), «тот факт, что Дали мало высказывался о фильме, все объясняет, ведь обычно он очень много говорил».

Интересно, что именно в то время, когда Дали разрабатывал декорации для Хичкока, он познакомился с Уолтом Диснеем. Документальных свидетельств этому нет, но есть история, передающаяся из уст в уста: встреча произошла на вечеринке в доме Джека Уорнера (президента Warner Bros.) в 1944 году.

«Судьба» (2003)

Вот уж действительно долгострой в мире кино. Работа над этим мультфильмом совпала с окончанием Второй мировой войны и поэтому не была завершена в срок. Сотрудничество Уолта Диснея и Сальвадора Дали началось в 1945-м. В том же году художник на пару с Джоном Хенчем, сотрудником студии Disney, взялся за раскадровки.

«Многие люди считают их взаимодействие странным, но они были очень похожи, поскольку были разными. Дали на самом деле являлся поклонником Диснея. В какой-то момент он почувствовал, что Дисней – великий американский сюрреалист», – рассказывает сотрудник Disney Дэйв Боссерт в своей книге Dali and Disney: Destino: The Story, Artwork, and Friendship Behind the Legendary Film.

Процесс занял 8 месяцев, но проект в результате закрыли из-за финансовых сложностей. Хенч даже создал анимационный ролик длительностью 18 секунд, чтобы вернуть интерес к Destino (исп. «судьба»), но это не сработало. Ленту заморозили как невыгодную – естественно, на неопределенный срок.

Кадр из мультфильма «Судьба» (2003)

Эта неопределенность прервалась спустя 50 с лишним лет. В 1999-м Рой Дисней, племянник Уолта, занимался полнометражкой «Фантазия 2000» к юбилею оригинального мультфильма и поглядывал в сторону той самой полки, на которую «Судьбу» положили много лет назад. Его поддержал французский аниматор Доминик Монфери, в итоге взявшийся за режиссуру.

Для работы над проектом задействовали филиал Disney Studios в Париже: там шла расшифровка дневников жены художника Галы и хаотичных рисунков Сальвадора Дали и Джона Хенча, которой занималась группа из 25 (!) специалистов. Что еще удивительнее, сам 90-летний Хенч согласился довести дело до конца.

Кадр из мультфильма «Судьба» (2003)

Помимо анимации, проблемой оказался саундтрек: старый звук никуда не годился, а для Disney это было вопросом репутации. Единственной композицией, которая должна была звучать в кадре, стала испанская баллада Destino мексиканского музыканта Армандо Домингеса. Эту песню перевел Рэй Гилберт: его вариант My Destiny of Love записали в 1940-х. Боссерт вспоминал, что в 1998-м слушал оригинальную версию, и качество ее было кошмарным. К счастью, хлопки, шипение и прочие огрехи удалось исправить благодаря современной технике, так что в ленте звучит первоначальная, «родная» композиция.

В 2003 году, спустя 58 лет после старта работы над проектом, свет увидел 7-минутный мультфильм «Судьба», созданный при помощи двух техник – классической и компьютерной анимации. 18-секундный ролик Хенча тоже попал в картину: это эпизод с двумя черепахами. Красивая сюрреалистическая история любви Хроноса к земной женщине претендовала на «Оскара», но других номинаций или премий не получила.

Сальвадор Дали в кино: XXI век

Сальвадор Дали на фото «Смерть в наслаждении» Филиппа Халсмана и постер к фильму «Спуск» (2005)

Встретить Дали немудрено и в наше время, причем речь не о многочисленных байопиках художника – его произведения в том или ином виде регулярно проникают в кинематографический мир. Постер к триллеру «Спуск» (2005), например, копирует фотографию Филиппа Халсмана «Смерть в наслаждении», на которой запечатлен сам Сальвадор и подобие черепа, составленного из женских тел.

Еще одну отсылку можно увидеть на афише фантазии Тарсема Сингха «Запределье» (2006): постер напоминает картину «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты». Афиша хоррора «Призраки в Коннектикуте» (2009) отсылает к произведению «Христос Святого Иоанна Креста». А в драме Ридли Скотта «Дом Gucci» (2021) Маурицио Гуччи хвастает перед любовницей Паолой Франки диваном Bocca (ит. «губы»), который придумал Дали в 1930-х.

Если же абстрагироваться от конкретных проектов, то творения Сальвадора Дали в целом очень кинематографичны. Художники, режиссеры, операторы нередко вдохновляются ими при создании фильмов, анимационных лент и сериалов. Его образы – часы, пугающие фигуры, вышедшие из ночных кошмаров, обнаженные изможденные тела, ключи, лестницы – мгновенно запоминаются и служат идеальной базой для триллеров, хорроров и авторских внежанровых картин. И будут служить еще долго – если, конечно, их место не займет искусственный интеллект.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад