Сериалы

«Садоводы»: История о великой любви, силе кино и двойном убийстве

Сьюзан и Кристофер Эдвардс были тихой чудаковатой супружеской парой. Однажды, весной 1998 года, родители Сьюзан бесследно исчезли. Спустя некоторое время супруги Эдвардс покинули свое скромное жилище в лондонском Ист-Энде и отправились странствовать. Еще через 15 лет Кристофер позвонил из Франции мачехе с просьбой занять денег и признался, что его теща и тесть закопаны на приусадебном участке рядом с их бывшим домом. Мачеха обратилась в полицию, и вскоре Эдвардсы предстали перед судом.

«Садоводы», новейший сериал от HBO, – на первый взгляд, очередной типичный представитель жанра true crime, испытывающего в последние несколько лет невероятный подъем. Достаточно сказать, что у одного только Ридли Скотта три последних фильма в той или иной степени соответствуют этой категории (заклинило старика, бывает). Но вообще-то ничего он не типичный, а вовсе и наоборот – из ряда вон, штучный экземпляр.

Хотя по содержанию ничего как будто особенного: вот вам прелюбопытный запутанный случай с двумя трупами, действительно имевший место, и вот вам подробное изложение деталей дела в игровом формате. Однако за это самое изложение взялся молодой британский талант Уилл Шарп – тот самый, который совсем недавно дебютировал c байопиком «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Если вы его смотрели, то с творческим методом Шарпа уже знакомы и представляете, чего ждать от «Садоводов». А если не смотрели, то что ж вы сидите-то?

Особенность метода в том, что Шарп проникает прямо в голову своих героев и воспроизводит для нас их несколько искаженное и причудливое восприятие. Не буквально, разумеется. Но очень правдоподобно. В «Кошачьих мирах» мы наблюдали мир глазами человека, который постепенно скатывается в пучину шизофрении, но при этом изо всех сил цепляется за реальность – посредством рисования котов. Герои «Садоводов» от реальности оторваны в меньшей степени, но также живут в собственном изолированном измерении, непостижимом для окружающих.

Они фанатеют от старых вестернов с Гэри Купером и французского кино, ведут переписку с Жераром Депардье. У них нет ничего, кроме этих общих увлечений и друг друга, и ничего им больше не надо. Она в нем видит своего защитника, бесстрашного ковбоя, а он эту роль для нее играет. По крайней мере, именно так Уилл Шарп интерпретирует мотивы совершенного ими преступления.

К божьим одуванчикам Эдвардсам, приговоренным в итоге к 25 годам каждый, режиссер относится с глубочайшим состраданием, на какое способен, пожалуй, лишь тот, кто читал и понял Достоевского. Детективов, которые их допрашивают и разоблачают, а также всех прочих представителей закона Шарп, напротив, показывает грубыми, циничными, карикатурно злобными сволочами.

И на основе этого противопоставления формирует то, что называется романтическим двоемирием. Которое позволяет ему перейти от тесной криминальной прозы к чистой поэзии и не отказывать себе в использовании абстрактных образов, метафор и кинематографических отсылок.

Физическое пространство неуютной комнаты для допросов вдруг превращается в метафизическое пространство кинопавильона с декорациями, а персонажи перевоплощаются в актеров. Судебное заседание, строго выдержанное в черно-белых тонах, предстает как кульминация вестерна, в виде перестрелки в лесу, когда враги со всех сторон окружают и силы неравны. Жерар Депардье и Катрин Денев вклиниваются сценой из «Последнего метро» Франсуа Трюффо. Четвертые стены ломаются, абсурд смешивается с реализмом, и посреди всего этого царят великолепные артисты Оливия Колман и Дэвид Тьюлис.

В свою очередь, история о достаточно неординарном в плане ряда обстоятельств, но в то же время банальном, вполне бытового характера преступлении трансформируется в историю о великой любви. Но и не только о любви. Еще о том, зачем нам вообще нужно кино и почему его нельзя сводить к развлекательной функции или к способу ретрансляции идеологических тезисов, как это сейчас повсеместно принято. Потому что кто-то им в самом прямом смысле живет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

7 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

10 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

12 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

17 часов назад