Рецензии

«С любимыми не расставайтесь»: Символичная премьера в Театре Олега Табакова

Сезон в Театре Олега Табакова начался с радостной новости – после долгого ремонта открылась историческая сцена на Чаплыгина, «подвальный театр», с которого началась наша жизнь», как справедливо отметил художественный руководитель Владимир Машков. Первым в обновленном пространстве сыграли вампиловского «Старшего сына», а месяц спустя пришел черед другого драматурга, увековеченного перед самым входом в здание, – Александра Володина. Из-за чего премьеру молодого режиссера Артура Касимова (для него это полноценный дебют на профессиональной сцене, ранее он в соавторстве ставил «Атом солнца») «С любимыми не расставайтесь» можно назвать глубоко символичной.

Касимов не в первый раз берется за этот материал: еще в 2021-м он выпустил одноименную учебную постановку в Школе Олега Табакова. Некоторые артисты, задействованные в ней, за это время успели не только окончить обучение, но и войти в труппу театра. В их числе Антон Рогачев, в нынешней версии – Вадим, послуживший формальным поводом к глупому и безмерно трагичному разводу главных героев. В ревнивца Митю в премьере перевоплотился Севастьян Смышников, его бывшую жену Катю сыграла Нелли Хаперская, а без памяти влюбленную в него же приятельницу Иру – Арина Автушенко.

Почти буквальное следование тексту не вступает в конфликт со взвешенным режиссерским подходом. Подробные психологические эпизоды рождаются на обломках семейной жизни, где один всегда претендует на телевизор, а другой на диван-кровать. Лавровы лишены даже такой роскоши: на голой сцене – лишь стол на колесиках, кушетка да пара стульев. Смышников говорит, что в камерном пространстве малейшее движение глаз становится заявлением, и в стесненной квартирке, которую герои вынуждены делить после развода, оно мгновенно отражается от стен.

Порой в буквальном смысле благодаря многочисленным зеркалам. И искренняя злость – Митя, которого разрывают противоречивые чувства, подсознательно ощущает, что не прав, – быстро находит виновника: в одной из сцен он со всей силы замахивается на собственного двойника.

В зеркало можно подсмотреть и то, что способно ускользнуть даже от внимательного взгляда: «Табакерке» по-прежнему отлично подходит фраза «в тесноте, да не в обиде», но чтобы разглядеть абсолютно все нюансы, стоит брать либо первый ряд (вариант для бесстрашных – риск пересечься взглядом с артистом огромен), либо от пятого и выше. Там начинается подъем, а значит, можно увидеть картину целиком.

Тем более что массовые сцены в спектакле тоже есть. Это и свадебные конкурсы, где фотографом выступает тот самый вихрастый блондин в исполнении Рогачева, и душевная дискотека, куда Павел Шевандо переносит зажигательную энергию вампиловского Сильвы. Один из редких случаев, когда временная канва рвется намеренно, лишь поддерживая мысль о вечной природе человеческих проявлений.

Явная кинематографичность с затемнением и «сменой кадра» заложена и в сцены слушаний. Основное действие по-прежнему сменяют заседания по разводам (Марина Салакова при этом играет как регистратора в загсе, так и судью, пропуская через себя чужие радость и горе), и в начале каждого такого эпизода с потолка сыпятся пожелтевшие листки.

Это бесконечное повторение не просто работает на атмосферу, но и создает ощущение живого времени и разряжает накопившееся напряжение: взвинченные выпады, ловко схваченные драматургом, регулярно превращают происходящее в лиричную трагикомедию, позволяя перевести дыхание. Кроме того, второстепенные герои тоже редко способны честно поговорить друг с другом; перед чужим человеком – в данном случае довольно пристрастным – они смущенно отводят взгляд или, напротив, пытаются всмотреться друг в друга со страхом или надеждой.

Любовь – это тотальное внимание, говорит Артур Касимов. И во многих володинских героях, в том числе эпизодических, она проявляет себя лишь тогда, когда они оказываются на самом краю пропасти. Но беда в том, что к ней можно прийти разными путями. «Счастливый человек» Валера (Шевандо) предпочитает не просто игнорировать то, что ему не по нраву, а насильно вытеснять из сознания. Ира едва не шагает в нее из самых благих побуждений – искреннее чувство превращает самодостаточную девушку в безвольную собачонку, заставляет намертво прикипеть к приятелю, который выглядит, да и ощущает себя абсолютно потерянно.

Сам Митя отчетливо видит перед собой бездну, когда слышит слова безымянного героя, пришедшего по объявлению о размене комнаты (участие Виталия Егорова делает небольшую гендерную рокировку блестящей): «Казалось бы, зачем расставаться с близкими? Ради того, чтобы потом расстаться со всеми вместе?»

Случайный, почти лишенный смысла вопрос гипнотизирует его, все глубже затягивает в экзистенциальную воронку. И одновременно подсвечивает спасительный ориентир в мире, где нет и не может быть верных решений и готовых схем.

Ирония заключена в том, что для Кати Митя и сам становится маяком, и когда девушка в совершеннейшем помрачении целует ему руки, она делает это потому, что наконец-то видит свет. До этого уязвленная гордость не позволяла ей опуститься до лишних обвинений, но и совет «не думай» был напрасным: к нервному срыву героиня двигалась почти на автомате, несмотря на весь лоск внешнего благополучия.

Новая постановка в Театре Олега Табакова дает возможность со стороны увидеть, как иногда поворачивается жизнь. Без мнимого осуждения (почти все здесь – порядочные люди) и без прикрас, иногда лирично, иногда нежно, иногда яростно. Показывает, как люди и вправду могут вести себя как дураки, которые в запале осознают, что делают что-то не то, но остановиться уже не могут. Как и не могут сами себе ответить на вопрос о том, как верить в собственные чувства. Особенно если и сами не понимают, что именно переживают.

Сравнивать премьеру с советской картиной, пожалуй, бессмысленно, театральная версия – скорее выхваченный из бурного потока времени момент, а не слепок конкретной эпохи. В постановке ощущается экспериментальный дух (к примеру, Касимов попытался раскрыть героев с помощью музыки Леонида Федорова и «Агаты Кристи») и эскизная легкость. И в результате из лаконичного пространства, где артистов ничего не отделяет от зрителя, можно вынести очень ценные впечатления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

9 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

12 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

13 часов назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

16 часов назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

19 часов назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

1 день назад