В повторный прокат выходит «Жить», первый полнометражный фильм Юрия Быкова, который ознаменовал новую эру «сурового реализма» в современном российском кинематографе. И ведь такой мощный старт не редкость! Вспоминаем самые яркие дебюты российских режиссеров последнего десятилетия.
Юрий Быков сейчас – современный классик, который продолжает показывать «суровую реальность» вслед за Алексеем Балабановым. Только это уже не постсоветская жесть, а современно-российская, с не меньшей безысходностью, которую при этом Юрий умело вписывает в канон хорошего зрительского кино. Наблюдать за его героями интересно, хоть и грустно, а стиль Быкова буквально ни с чем не перепутаешь.
«Это фильм о двух абсолютно разных людях, которые встречаются в заброшенной, но некогда жилой местности. Трагедия в том, что и местность, и ситуация, в которой они оказываются – производная от того образа культуры и жизни, который сложился в обществе… В конечном счете для меня лично этот фильм о том, что стране – конец, и очень скоро, если он уже не наступил. Но с другой стороны, «Жить» – жанровое кино с погоней и множеством перестрелок», – Юрий Быков.
«Жить» застает героев посреди погони – то ли от смерти, то ли за жизнью: Андрей, заручившись помощью охотника-проводника, намерен добраться до города, где будет в безопасности. Позади, а точнее, на хвосте – трое неизвестных с кучей огнестрела. Впереди – яркие локации, засвидетельствовавшие распад эпохи, от полуразрушенного кирпичного храма до бесконечного поля на границе сезонов.
Ничего такого, на первый взгляд – простые «пацанские разборки», почти вестерн: идеальное зрительское кино на понятном языке, которое и про душу, и про экшен. Трус тут может проявить себя как спаситель, а с виду смельчак – скатиться в панику и предать. А незнакомцы стать настоящими товарищами, если только их ценности сойдутся – ведь пока один размахивает стволом направо и налево, другой, несмотря на то, что сам охотник, жалеет каждое живое существо.
Московский психоз, который бросается в глаза каждому переезжающему, предстал энциклопедией неадекватности в дебюте Каримова.Что интересно, после дебюта он к такого рода инди-кино практически не обращался – до 2020 года, когда вновь вернул своих неадекватных на большой экран. Хотя «Вдребезги» (2011) и «Все и сразу» (2013) продолжили тему вскрытия шаблонов и сохранили атмосферу непринужденных философствований на фоне житейского абсурда.
«Неадекватные люди»… Я, скажем так, ими профессионально горд, но при этом я никогда не стал бы их смотреть, мне такое кино вообще не близко. Я его делал специально, чтобы разогреть аудиторию, чтобы заявить о себе, чтобы ко мне хорошо относились в индустрии», – Роман Каримов.
Главный герой – «понаехавший в Москву» Виталий, – ну просто идеальный парень. Работает много и упорно, окружающих женщин не харасит, розетки соседям ремонтирует и вообще весь из себя адекватный. В отличие от буквально всех, кто ему на пути встречается. Босс – дама, которая не терпит отказов, особенно если они касаются секса. Свиду дружелюбный приятель – психолог Паша, – оказывается садомазохистом. Школьница из соседней квартиры так и вовсе ураган Кристина…
Но не все то, чем кажется: идеальным может казаться любой незнакомец, пока его тараканы наружу не покажутся. У Виталия их тоже много, просто они – другие. И поток неадекватов вокруг главного героя только и намекает ему, что он просто еще не нашел свой психотип. Как говорится, стучаться в стену головой легче, если знаешь, что по ту сторону – родственная душа. Та самая, без которой ни в убойной Москве, ни в скучном Серпухове Виталию (да и каждому из нас) не выжить.
Все мы знаем, что благодаря Меркуловой и Чупову некто «Капитан Волконогов» обежал весь земной шар в 2021 году – несмотря на коронавирус и жесткие организационные ограничения фестивалей и всяческих смотров. Но началась история режиссерского тандема гораздо раньше, в 2013 году на «Кинотавре», где «Интимные места» удостоились награды как лучший дебют. Тогда-то Алексей предложил Наташе руку и сердце, а их режиссерский дуэт только крепче с каждым проектом.
«Мы давно хотели сделать историю про наших друзей, знакомых, коллег – москвичей среднего класса, который недавно появился. Эти люди чрезвычайно интересны, про них, их рефлексии и фрустрации надо снимать», – рассказала Наташа Меркулова.
Сатирическая мелодрама поначалу интригует детализированными откровенными сценами, а затем резко оборачивается в свободное и легкое, понятное всем высказывание. О сексе, о счастье, о любви, о принятии себя. Главных героев в фильме несколько: это и «блюстительница морали», по шею упакованная в скучный костюм, и несчастливые супруги, и психолог, и фотограф, снимающий те самые интимные места – и так далее.
Плавно перемещаясь от одного персонажа к другому, герои не только рассказывают о сложных взаимоотношениях каждого с самим собой и с близкими, но и позволяют, уже в отрыве от сюжета, по-новому посмотреть на знакомых актеров. Так, обросший кудрями Юрий Колокольников здесь играет ню фотографа, а музыкант Павел Артемьев – мага, в которого влюбилась вышеупомянутая супружеская пара…
Прямо сейчас у Твердовского-младшего выходит полуфантастический сериал «Люся» с неожиданным амплуа Козловского, два года назад он выпустил очень прямолинейную «Конференцию», которая воплотила на экране травму Нод-Оста… А начинал Иван и вовсе с документальных проектов, планировал пойти по стопам отца: Иван Твердовский – документалист, и, например, картину «Пианизм» (2012) семья режиссеров снимала вместе.
«Мы вот узнали про эти классы коррекции и поняли, что это какой-то лютый ад, про который почему-то никто ничего не говорит. То есть перед глазами черт знает что происходит, и вроде бы множество документальных фильмов снимается, а про это не снимал никто. Есть фильмы про инвалидов, их много, но у нас же не про инвалидов», – Иван И. Твердовский.
«Класс коррекции» стал для Ивана полнометражным дебютом, который показали на «Кинотавре». Главная героиня Лена Чехова – колясочница, которая переходит на школьное обучение, в так называемый класс коррекции, где учителя заполняют пробелы домашних занятий. Она не знакома с внешним миром достаточно, чтобы ждать жестокости, она никогда не влюблялась, и ее история – сказка о первой любви. С другой стороны, это грустная повесть о том, что особенные люди – это «проблема» для современного общества, надо которой не хочет работать ни обычный человек, ни само государство.
Да и фон для сказки Лены – максимально несказочный: унижения, оскорбления, неприятие и всяческое подавление со стороны учителей, со стороны тех, у кого есть возможность воздействовать на еще не до конца сформированную психику подростка. Трэш о том, что в принципе может происходить в школе, мы уже многократно видели, а вот тему коррекционной «тюрьмы» никто до Твердовского не поднимал. И, что важно, сделал он это честно, смело и – аккуратно.
Здесь, что называется, все звезды сошлись. Необычный сеттинг, картинка от первого лица, как в игре-стрелялке, а еще Хейли Беннетт и Данила Козловский, много-много драйва и полное отсутствие четвертой стены. Потому что все происходящее мы видим собственными глазами. Вот так вот резво Найшуллер превратил зрителя в главного героя! А теперь и вовсе проявил себя как умелец мощные боевики снимать. Хотя поначалу снимал клипы для своей группы Biting Elbows и слегка зашел на территорию «Барвихи» (2009-2010) – был одним из трех режиссеров проекта.
«Моя задача была сделать хорошее кино. А то, что все получилось с прокатной точки зрения, – отдельно круто, потому что теперь в России ни у кого больше нет отмазок. А то все снимали раньше плохое кино и говорили: «Мы снимаем, а никому ничего не интересно». Нужно просто перестать снимать плохое кино», – говорил о своем фильме Илья Найшуллер.
Главный герой – некто Генри, который только что проснулся в неизвестном месте и не помнит ничего. Но его уже почему-то хотят убить, поэтому парень тут же отправляется на поиски правды, ну и спасения, конечно. Поправочка: Генри – киборг с искусственными конечностями и без речевого модуля, поэтому путь будет не из спокойных.
О том, кто он такой, герою рассказывает лаборантка Эстель, по совместительству его жена и любовь всей жизни. И как только Генри начинает осознавать, что с ним произошло, на лабораторию нападает злодей-телекинетик Акан… За этим следует бесконечное количество кровавых схваток, погонь, боев и неожиданных поворотов, что превращает картину в настоящее приключение.
Сложно представить, что спортивный ромком о преодолении и любви стал стартовой площадкой для режиссера супергеройского блокбастера. Сама разница уже впечатляет: «Лед» против «Майора Грома» – это как же над перестроиться. Однако Олег как будто знает хитрую формулу доброго и прекрасного зрительского кино.
«Я горжусь тем, что у нас вышло в итоге. Пусть кинокритики нас распяли, мне ничуть не стыдно: это кино не для них. Я знаю, какое огромное количество человеческих сердец осветилось чистыми светлыми эмоциями – это цель и это главная награда. Мы сделали максимально понятное, не выдающееся, но искреннее кино о любви. Нас наверняка забудут через какое-то время, – и пусть, это неважно», – Олег Трофим.
«Лед» – это очень, ну очень доброе и романтическое кино, местами даже слишком. Кроме того, это весьма удачный мюзикл, созданный по канонам классического музыкального кино, с поющими на трибунах зрителями и неожиданным/долгожданным воссоединением влюбленных. Главная героиня – упорная девушка по имени Надя (Аглая Тарасова), которая готова идти к цели через «не могу». Потому-то она и оказалась на вершине: с красавцем-партнером и кучей наград.
Вот только в один не самый прекрасный день все обрывается из-за травмы. Приходится возвращаться из Москвы в свой маленький городок на инвалидном кресле и попытаться найти новый смысл жизни. Тренер Нади дает ей в поддержку хоккеиста Сашу (Александр Петров), легкомысленного, но упертого хулигана, который решил во что бы то ни стало поставить девушку на ноги. И если поначалу фигуристка и думать не хотела о том, чтобы вернуться на лед, перед напором настоящей любви она не смогла устоять.
Кирилл Соколов пока первый, кому удалось сделать черную комедию с русским колоритом – и сделать ее хорошо. В центре его фильмов – семья, которую не выбирают, и разборки, которые редко заканчиваются хорошо. Соколов уже дважды доказал, что плохие родственники – отличная основа для сценария, и начал он с фестиваля «Окно в Европу», где его картину «Папа, сдохни» показали в 2018 году.
«Папа, сдохни» – универсальная история, но она все равно очень русская. Я не уверен, что мне есть что предложить американскому зрителю. Когда пишешь, проще писать про то, что знаешь и понимаешь», – Кирилл Соколов.
Матвей идет знакомиться с отцом своей девушки Ольги, которая попросила его убить батю. В качестве мести за детскую травму и доказательства твердой так сказать воли. Конечно же, все, что может пойти не так, идет не так. Потому что, во-первых, папаша – оперативник. А во-вторых, его друг тоже оперативник. И у них есть свои темные секретики.
История раскручивается быстро, наслаивая одну за другой любопытные детали и всякий раз добавляя новых черт персонажам. Матвей пришел убивать, но может быть убит сам, Ольга умывает руки, оставляя грязную работу парню, а батя так и вовсе сам может посоревноваться в безумии с настоящим маньяком. Чем все закончится, предугадать невозможно, и в этом главное удовольствие.
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…