«Побег из Шоушенка», отмечающий 30-летие, не раз признавался чуть ли не величайшим фильмом всех времен. Положим, он не величайший, а просто хороший. Но популярности ему и правда не занимать. А главное, сам побег в нем был продуман и реализован на совесть, со смекалкой и огоньком. В честь юбиляра мы решили поделиться с вами другими отличными картинами, герои которых проявляли чудеса изобретательности, сбегая из «мест не столь отдаленных».
1943 год. Оккупированная Франция изнывает под нацистским гнетом. Деятель Сопротивления по фамилии Фонтен (Франсуа Летерье) попадает в лионскую тюрьму Монлюк, где лютовали гестаповцы. Но гнить там в ожидании мрачной участи узник не желает. Обнаружив, что доски на двери камеры можно расшатать и снять, он готовит свой путь на свободу – при помощи ложки. Цена ошибки велика: беглецов здесь неизменно ловят и немедленно устраняют. Вдобавок юный сокамерник Франсуа подозрительно смахивает на шпиона.
В основе драмы Робера Брессона, вышедшей между «Дневником сельского священника» и «Карманником», – его воспоминания о пребывании в немецком лагере и история Андре Девиньи, участника Сопротивления, который совершил невероятный побег и согласился помочь постановщику в качестве консультанта. «Дух веет» – кино пуританской строгости и аскетической чистоты, где заключенный не просто шажок за шажком крадется к свободе, но решает попутно более заковыристую задачку, чем изготовление веревки из постельного белья: прикончить юнца или забрать с собой? Посмотрев этот фильм, вы поймете, почему Андрей Тарковский считал Брессона лучшим режиссером мирового кинематографа.
Еще одна французская классика прошлого века – творческое завещание Жака Беккера, автора замечательных лент с Жаном Габеном («Не тронь добычу») и Жераром Филипом («Монпарнас-19»). Как и «Приговоренный к смерти бежал», по мотивам реальных событий и с артистами-непрофессионалами. Клод Гаспар (Марк Мишель) инициатором побега не является, а приходит, так сказать, на все готовенькое. Его подселяют в камеру к группе товарищей, которые затевают побег (пробивают отверстие в полу) и посвящают новичка в свои планы. Но когда кажется, что еще чуть-чуть, и свобода их примет радостно у входа, в дело вмешивается его величество случай.
На фильмах про побег из тюрьмы логично болеть за осужденных. Тем более что часто они либо вообще невиновны, либо прегрешения их ничтожно малы по сравнению с безжалостным воздаянием. В «Дыре» за компанию свободолюбивых сокамерников тоже страшно переживаешь. Тем беспощаднее тебя срубает финал, печальная история одного предательства, пригвожденная всего двумя словами – зато до чего красноречивыми: «Бедный Гаспар».
Хит-парад эффектных побегов из тюрьмы осиротел бы без приключений лже-Доцента, Хмыря, Косого и Василия Алибабаевича в среднеазиатской колонии. Дорогой товарищ Трошкин (Евгений Леонов), как вы, несомненно, помните, по просьбе правоохранительных органов выдает себя за матерого рецидивиста, чтобы втереться в доверие к его подельникам и отыскать украденный шлем Александра Македонского. Этот хитрый замысел включал имитацию срока Трошкина, который разворачивался по всем канонам тюремных драм. Подставной зек столкнулся с жесткими порядками на зоне, попытался уладить конфликт мирно («давай, не безобразничай»), но в итоге начал качать права и доказал, что лев в клетке может быть только один («пасть порву»).
Побег, соответственно, тоже должен был проходить по тщательно разработанному плану. Беглецам требовалось залезть в пустую цистерну, а потом вылезти, когда водитель совершенно случайно отлучился бы чайку глотнуть. Но мужики перепутали автомобиль и вскоре уже бултыхались в цементном озере, а затем и заехали черт знает куда. Интерьер цистерны – это декорация, выстроенная в павильоне «Мосфильма», а вот кутузкой служила реальная тюрьма строгого режима. Леонов же посещал Бутырку и изучал поведение заключенных, чтобы сделать образ Доцента максимально правдоподобным (при всей комичности).
Названия многих фильмов о побеге из-за решетки начинаются собственно со слова «Побег». Название великолепной драмы Алана Паркера звучит иначе, хотя смысл в нем тот же: «Полуночный экспресс» на тюремном сленге – это и есть побег из тюрьмы. В частности, стамбульской, куда по глупости загремел американец Хэйс (Брэд Дэвис), попытавшийся втихаря вывезти из страны кое-что недозволенное. Но карма в лице доблестных пограничников тут же его настигла. Заключение для Хэйса стало натуральным порталом в ад, где широко практиковались издевательства над узниками и душилась сама мысль о возможности выхода на свободу.
Однако Хэйс не отчаялся. Точнее, отчаяться-то он успел. Смирился с неизбежным, лишился надежды, утратил человеческий облик. Но каким-то чудом в самый критический миг в нем пробуждается жажда жизни, которая и подталкивает страдальца к побегу. Никакой спецподготовки, никаких подкопов и тайных заговоров. Только спонтанность, только хардкор. И щепотка везения. Финальные кадры фильма – удивительно воодушевляющие, изумительно оформленные. А история, как часто бывает, абсолютно реальна: одноименные мемуары легли в основу сценария, над которым трудился небезызвестный Оливер Стоун.
В суперохраняемую тюрьму попадает дядя с необычайно высоким IQ. Начальник стращает его, что из Алькатраса не сбегал никто и никогда. «Вызов принят», – сквозит в фирменном прищуре Клинта Иствуда. Вооружившись ножничками, он начинает колупать стенку камеры. И понимает, что из-за влажности цемент размяк. Далее дядя находит братьев по разуму, подговаривает их мастерить бутафорские головы, чтоб охранников в заблуждение вводить, и делать что-то типа надувного плота. Ведь Алькатрас расположен на острове, и от суши его отделяет миля ледяной воды.
Как писал Квентин Тарантино, большой поклонник режиссера Дона Сигела и этого фильма, «В «Побеге из Алькатраса» Сигелу и Иствуду предстояло выйти в новое пространство. В пространство постаревшего, зрелого Иствуда». Когда-то ковбой Клинт стал копом. Теперь коп стал преступником. И с хладнокровной целеустремленностью подготовился к дерзкому побегу, на коленке собрав все для него необходимое. Ни грамма романтики – лишь повседневная рутина, упорный труд и план, просчитанный до мельчайших деталей. Кто бы мог подумать, что фильм, где Иствуд старательно ковыряет дырку в стене, выйдет таким захватывающим.
О сокровищах мультипликации тоже не следует забывать. Как обойтись без пластилинового хита «Побег из курятника», где загон для домашней птицы хуже любой настоящей тюрьмы. Потому что выбраться оттуда живым не суждено никому. Всех рано или поздно ждет незавидная участь – превращение в начинку для пирога. Но бравая курица Джинджер не намерена украшать обеденный стол. С помощью товарок-наседок и залетного петуха с голосом Мэла Гибсона она затевает грандиозный проект по спасению кур от кровожадной миссис Твиди.
Как и в лучших представителях жанра, пернатых узниц поджидают всевозможные препятствия на тернистом пути к воле-волюшке. То выясняется вдруг, что хвастливый петух не умеет летать. То крысы-контрабандисты заламывают звериную цену за инструменты для строительства летательного аппарата. То еще какая-нибудь оказия приключается. Отдельные эпизоды – вроде тех, где злющая миссис Твиди размахивает остро наточенным топором – вообще смотрятся как лютый хоррор. И доказывают, что плоха тюряга, из которой можно элементарно свалить. Но чем сложнее задача, тем увлекательнее кино, согласны?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…