Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Короли пластилина: История успеха анимационной студии Aardman

Короли пластилина: История успеха анимационной студии Aardman

6 декабря 2023 /
Короли пластилина: История успеха анимационной студии Aardman

К 65-летию знаменитого аниматора и обладателя четырех «Оскаров» Ника Парка.

Что это вообще за слово такое дурацкое – Aardman? В переводе с нидерландского aard означает «земля», но это мало что проясняет и к истории создания британской студии не имеет никакого отношения. А история вот какая. В начале 1970-х двое талантливых юношей, Питер Лорд и Дэвид Спрокстоны, одержимых анимацией еще со школьной скамьи, подготовили коротенький мультипликационный скетч для передачи Vision On, которую BBC разработала специально для детей с нарушениями слуха. В нем и появился персонаж-супергерой по имени Aardman (друзья просто посчитали забавным скрестить два слова, «Супермен» и «трубкозуб» – aardvark). Получив первый чек за свою работу, они решили открыть собственную контору и не придумали в качестве названия ничего лучше, чем странное имя их протагониста. Так в 1972 году появилась компания Aardman Animations.

Одноклассники Питер и Дэвид начали вместе заниматься анимацией в качестве хобби, используя 16-миллиметровую кинокамеру отца Спрокстона. Ребята играли с цветными вырезками из журналов и рисунками мелом, проводя недели за созданием забавных одноминутных роликов. Папа Дэвида, к слову, был фотографом-любителем и по совместительству продюсером BBC. Благодаря ему дуэт и получил первую работу. Спрокстон позже признал, что тот случай со скетчем для Vision On был проявлением «исключительного непотизма», но он позволил юным дарованиям основать собственную студию и спустя четыре года после этого переехать в Бристоль.

Итак, деньги и компания у ребят уже были, им оставалось только определиться со стилем анимации. Долгое время Лорд и Спрокстон не могли прийти к единому мнению, пока однажды они не увидели по телевизору работу американского аниматора Элиота Нойеса Clay or the Origin of Species. Дуэт вдохновился мультфильмом-номинантом на «Оскара» и принял судьбоносное решение – делать пластилиновые произведения.

«Это натолкнуло нас на мысль, что можно «оживить» пластилин. Рисованная анимация была для нас своего рода тупиком», – считал Лорд.

И Aardman начали творить. Лорд и Спрокстон продолжили сотрудничество с BBC, которая готовила новую детскую программу на замену Vision On – Take Hart. Для проекта дуэт придумал одного из своих самых знаменитых персонажей – Морфа (Morph), пластилинового человечка, говорящего на тарабарщине и живущего в деревянной коробке. В то же время основатели студии продолжали изучать направление анимации для взрослых, к чему они всегда стремились. В конце 1970-х они сделали для BBC два коротких проекта, Down and Out и Confessions of a Foyer Girl, с записанными разговорами из реальной жизни. Эта технология стала основой для фирменного стиля студии в использовании липсинка для пластилиновых моделей (синхронизации движения губ со звуком).

В начале 1980-х на британском телевидении должен был вот-вот появиться новый канал, Channel 4, который остро нуждался в контенте. Продюсеры обратили внимание на творчество Aardman, в особенности на те два вышеупомянутых коротких метра, и заказали у студии серию подобных работ – концепция «анимационных бесед» превратилась в Conversation Pieces, сборник из пяти пятиминутных мультиков. Дела у студии шли в гору, и в этот период Питер и Дэвид получают приглашение от Ника Парка – талантливый аниматор и студент Национальной школы кино и телевидения позвал основателей Aardman прочитать лекцию в его учебном заведении. Тогда же он приступил к работе над дипломным проектом «Пикник на Луне» (A Grand Day Out), истории об изобретателе Уоллесе и его псе Громите. Лорд и Спрокстон оказались впечатлены мастерством Парка. В итоге 27-летний Ник получил работу мечты, а для Aardman наступила новая эпоха.

Студия корпела не только над анимационными короткометражками, но и над другими форматами. Aardman придумывала сюжеты для реклам и даже участвовала в создании музыкальных клипов. Самым известным в этой сфере их проектом стало видео на песню Питера Гэбриела Sledgehammer. Работа, созданная с помощью пластилина и покадровой анимации, стала триумфатором премии MTV Video Music Awards 1987 года – она удостоилась девяти наград, что по сей день остается рекордом среди музыкальных клипов.

К концу десятилетия Парк укрепил свои позиции в Aardman. «Четвертый канал» заказал у студии новую серию коротких метров, один из которых поручили Нику. Аниматор придумал «В мире животных» – мокьюментари-мультфильм, состоящий из интервью с представителями фауны. Работа Парка превзошла все ожидания и стала жемчужиной сборника под названием Lip Sync. В это же самое время Ник закончил «Пикник на Луне», который из дипломного проекта преобразился в полноценный продукт Aardman. Так получилось, что оба проекта вышли в 1989 году, оба получили похвалу критиков, оба оказались номинированы в последующие пару лет на BAFTA и «Оскара». Британскую награду (первую в истории церемонии) забрали Уоллес и Громит, а вот статуэтка киноакадемии за лучший анимационный короткий метр досталась «В мире животных». Парк принес студии первый «Оскар», выведя Aardman на совершенно новый уровень и заработав себе статус суперзвезды.

1990-е только закрепили успех студии и ее ключевого сотрудника. Вслед за «Пикником на Луне» Aardman и Парк выпускают продолжения приключений Уоллеса и Громита – «Неправильные штаны» (1993) и «Стрижку под ноль» (1995), в которой, кстати, появился Барашек Шон, другой культовый персонаж студии. Обе анимационных короткометражки получили по «Оскару», что в том числе сподвигло мультипликаторов нарастить масштабы производства.

Набравшаяся уверенности Aardman решила попробовать свои силы в полноценных пластилиновых мультсериалах для детей и взрослых, и первым подобным проектом за авторством Ричарда Старзака стал сюрреалистичный «Коротышка Рекс» (1998), который получился весьма успешным. Вслед за ним последовал довольно непривычный для Aardman хулиганский «Злобный мальчик» от аниматора Даррена Уолша. Сериал про сквернословящего и жесткого рыжеволосого пацана позволил студии начать экспансию на другую набирающую популярность платформу – интернет. «Злобный мальчик» стал первым сериалом Aardman, выпущенным исключительно в сети, где он со временем привлек большое внимание пользователей.

И пока Aardman предоставляла творческий простор для других аниматоров, руководство студии вместе со своей главной звездой Ником Парком готовились к своему, возможно, самому амбициозному проекту – пластилиновому полному метру. Идея анимационного фильма пришла в голову создателю «Уоллеса и Громита», когда он в шутку предложил сделать пародию на «Великий побег» (1963). Aardman развила концепцию в «Побег из курятника», но для создания такого масштабного проекта требовались большие деньги. Финансировать проект согласились французская Pathé и американская DreamWorks Animation, с которой в дальнейшем британцы выстроят противоречивое сотрудничество.

Два года Парку и Лорду потребовалось только на дизайн персонажей и раскадровку. Полноценное производство «Побега из курятника» стартовало в январе 1998 года и продлилось 18 месяцев. В общей сложности мультфильмом занимались около 250 человек, а на озвучку Aardman удалось привлечь Миранду Ричардсон, Тимоти Сполла и самого Мэла Гибсона, оказавшегося большим поклонником «Уоллеса и Громита». При бюджете в $45 млн анимационная лента смогла собрать $227,8 млн, став самым успешным проектом DreamWorks на тот момент (в 2001 году рекорд побьет «Шрек») и самым кассовым кукольным мультфильмом («Побег» до сих пор удерживает лидерство в этой категории).

После успеха их дебютного полного метра Aardman наконец-то смогла выдохнуть. Аниматоры понимали, что с «Побегом из курятника» идут ва-банк: в конце 1990-х – начале 2000-х индустрию захватывала компьютерная графика с Pixar и их «Историей игрушек» во главе. Но, как отмечал Парк, им удалось остаться на прежнем пути.

«Многие люди используют изображения, созданные с помощью компьютерной графики. Как бы я ни восхищался «Историей игрушек», я думаю, что мы действительно нашли свою нишу. Я думаю, что мы создаем что-то совершенно особенное. Я не люблю сравнивать эти две вещи. Мы все зависим от хорошей режиссуры, хорошего сценария, хороших шуток, воображения и всего такого, чего невозможно сделать на компьютере или из пластилина. Важно то, как вы реализуете идеи», – заявил Парк.

Aardman действительно заняла свою нишу, но и игнорировать важный тренд в анимации она не могла. После вышедшего в 2005 году оскароносного мультфильма «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (четвертая статуэтка Парка и британской компании и первая за полный метр) студия выпустила свой первый проект, выполненный целиком с помощью компьютерной анимации, – «Смывайся» (2006). Несмотря на положительные отзывы, картина провалилась в прокате. Это стало концом сотрудничества Aardman и DreamWorks в 2007 году, хотя СМИ утверждали, что творческие разногласия начались еще до премьеры мультфильма. Якобы американцы слишком активно пытались контролировать процессы производства. Так или иначе, британцы лишились важного партнера, но уже через несколько месяцев заключили договор с Sony Pictures.

Пока руководство Aardman решало организационные и финансовые вопросы, аниматоры не теряли времени даром. В 2007 году они запустили сериальный спин-офф «Уоллеса и Громита» про Барашка Шона, который оказался на удивление успешным – мультипликационное шоу продержалось в эфире 12 лет, получив шесть сезонов, два фильма и несколько «спешлов», включая 3D-версию приключений персонажа. Студия также продолжила выпускать другие мультсериалы («Отряд курят кун-фучих»), короткие метры и рекламные ролики (за один только 2009 год сняли более 100 видео).

2010-е прошли для Aardman продуктивно, но относительно спокойно. Аниматоры подготовили пять полнометражных мультфильмов, из которых ни один не принес значимых наград (за исключением премии «Энни» Биллу Найи за озвучивание «Секретной службы Санта-Клауса»). Зато их тепло приняли как критики, так и преданные поклонники. В том же промежутке времени студия отпраздновала свое 40-летие серией специальных мероприятий, выставок, а также изданием биографии и документальным фильмом BBC.

Традиционные эксперименты Aardman тоже никуда не делись. В сотрудничестве с музыкальной группой Coldplay аниматоры выпустили клип на песню Daddy, в котором совместили кукольную анимацию с 2D-графикой. В том же году студия показала свой первый 4D-мультфильм «Медведь и белка», позволивший зрителю ощутить запахи, дуновения ветра и брызги воды. Аниматоры также не могли пройти мимо игровой индустрии. Начиная с 2000-х многие продукты Aardman обзаводились игровыми адаптациями для ПК, консолей и мобильных устройств. Особняком среди видеоигровых проектов стоит приключение 11-11 Memories Retold, разработанное собственными усилиями британских аниматоров совместно с разработчиками из DigixArt. Эту трогательную историю о двух солдатах Первой мировой войны, находящихся по разные стороны баррикад, отличал особый визуальный стиль, вдохновленный импрессионизмом.

За свою 50-летнюю историю Aardman из небольшой студии трансформировалась в одну из крупнейших и важнейших фигур мира анимации. Компания уже давно стала достоянием Великобритании, а ее персонажи – кумирами миллионов детей по всему миру и самых разных поколений. Сейчас мультипликаторы загружены работой над сиквелом «Побега из курятника» и фильмом про новые приключения Уоллеса и Громита. И хотя студия в срочном порядке ищет нового поставщика пластилина из-за закрытия прежнего производства, мы уверены, что Aardman справится с этой проблемой и будет еще очень долго радовать нас своими мультипликационными (и не только) шедеврами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: