1 июля — день голосования по поправкам к Конституции РФ. В связи с этим мы вспоминаем фильмы, в которых важные вопросы (а иногда и судьбы!) решались путем выяснения, кто за, а кто против.
Убита актриса. В преступлении обвиняют ее подругу — актрису Диану Баринг. Все против нее: на платье Дианы кровь жертвы, рядом с ней обнаружили кочергу — орудие убийства, соседка слышала громкие женские голоса… Присяжные большинством голосов решают: виновна. Баринг ждет виселица. Но один из присяжных, актер Джон Меньер, не уверен, что Диана — убийца, и начинает собственное расследование…
Сравнительно ранняя работа Альфреда Хичкока, снятая на заре звукового кино и содержащая несколько новаторских приемов. В частности, именно тут впервые в истории кино звучат закадровые мысли героя. Голосование здесь проведено тайное — виновна обвиняемая или нет, присяжные писали на бумажках. Но это ничуть не умаляет важности результата — на кону человеческая жизнь.
Подростку грозит электрический стул за убийство собственного отца. Его жизнь полностью зависит от решения жюри присяжных. И оно должно быть единогласным. Во время закрытого обсуждения лишь один из них выказал разумное сомнение, но попытки убедить его согласиться с большинством и разойтись по домам приводят к целому расследованию, в результате которого к одному голосу против начинают присоединяться другие…
Картина Сидни Люмета удостоилась «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, но в борьбе за главного «Оскара» ее обошел «Мост через реку Квай» Дэвида Линна. Тем не менее фильм стал классикой, а его сценические и операторские приемы изучают в киноинститутах. Сцены голосования — когда поначалу не желающие разбираться присяжные проникаются доводами героя Генри Фонды — безусловно, ключевые в драме.
Группа учеников английской школы чудом выживает в авиакатастрофе и оказывается на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда, взрослых нет, и мальчишкам приходится как-то приспосабливаться к новым условиям. Они выбирают лидера, устанавливают свои правила и поддерживают сигнальный огонь, надеясь, что однажды их все-таки найдут. Вот только чем дальше, тем труднее сохранять порядок, а вместе с ним и мир на острове…
Фильм снят легендой британского театра Питером Бруком (он, кстати, родился в семье эмигрантов из Двинска и является двоюродным братом Валентина Плучека, почти полвека руководившего московским Театром сатиры), который снял и несколько картин. В экранизации классического романа нобелевского лауреата Уильяма Голдинга мальчики до того, как потерять человеческий облик, все решали демократически. В частности, лидер был выбран именно путем голосования.
Бригадира строительного треста Потапова вызвали в партком. На повестке дня вопрос: почему бригада Потапова отказалась от премии за третье место в соцсоревновании. Выяснилось, что, по мнению строителей, ни им, ни стройке, ни стране в целом эта премия не выгодна, поскольку выписана за липовые достижения на фоне огромных простоев…
Один из лучших фильмов в жанре социалистического реализма выявил гниющее нутро эпохи позднего СССР, не зря названной застоем. По сути, драма Сергея Микаэляна позволяет понять, почему спустя полтора десятка лет страна развалилась. В картине задействован просто рекордный по звездности актерский состав: Евгений Леонов, Олег Янковский, Владимир Самойлов, Михаил Глузский, Армен Джигарханян, Нина Ургант, Светлана Крючкова, Александр Пашутин, Борислав Брондуков. В финале, после бурных дебатов члены парткома голосуют, и то, как разделились мнения, тоже о многом говорит.
Чтобы не сесть в тюрьму, Рэндл МакМерфи (Джек Николсон) изобразил помешательство. Да так натурально, что ему поверили и отправили в психушку. Там хитрец оказывается под началом сестры Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер). Она держит клинику в ежовых рукавицах, что, конечно, не нравится МакМерфи. Он пытается подбить пациентов на бунт, но слишком поздно понимает, что с Рэтчед ему не совладать…
Шедевр Милоша Формана получил 6 «Оскаров», включая четыре ключевых — за лучший фильм, режиссуру, мужскую (Николсон) и женскую (Флетчер) роли. На 32-й минуте более чем 2-часовой драмы во время сеанса групповой терапии МакМерфи впервые пытается бороться с системой, а именно внести небольшие изменения в расписание, чтобы высвободить время для просмотра по телевизору чемпионата мира по бейсболу. Сестра сама предлагает голосование, и Рэндл обнаруживает, насколько все ее боятся. Чуть позже он устраивает повторное голосование и вновь терпит неудачу. И именно тогда становится понятно, что между МакМерфи и Рэтчед началась настоящая война.
В НИИ «Охраны животных от окружающей среды» идет заседание гаражного кооператива. Вопрос крайне болезненный: из-за прокладки скоростного шоссе, которое пройдет по территории, отведенной под гаражи, часть пайщиков должна лишиться своих мест. Кто это будет? Попытки решить проблему быстро и бескровно встречает яростное сопротивление тех, кто определен в жертвы. Интеллигентные люди готовы биться до последнего за право получить вожделенный гараж…
Самая едкая сатира, снятая когда-либо Эльдаром Рязановым, «Гараж», как и «Премия» Микаэляна, ярко обозначил глубокие проблемы общества, назревшие в стране. Причем от того, что это комедия, а не драма, ничуть не легче. Как известно, фильм вообще чудом вышел на экраны и мог лечь на полку на долгие годы. Причем то, что и тут собрался невероятный ансамбль (Валентин Гафт, Ия Саввина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Вячеслав Невинный, Игорь Костолевский, Ольга Остроумова, Леонид Марков, Семен Фарада, Борислав Брондуков и др.), ничего не решало. Как и все попытки голосования по ходу сюжета. Все решил лишь слепой жребий.
США, 1930-е. В маленький городок Догвилль, затерянный в Скалистых горах, забрела девушка по имени Грейс (Николь Кидман), скрывающаяся от преследующих ее гангстеров. Местный житель Том (Пол Беттани) укрывает ее в шахте и лжет бандитам, что никого не видел, а позже уговаривает горожан дать беглянке шанс доказать, что она достойна того, чтобы рискнуть ради нее. Но постепенно власть над судьбой Грейс развращает жителей Догвилля…
Экспериментальная работа Ларса фон Триера — по сути спектакль, где все условно. Актеры играют в несуществующих декорациях, где стены лишь обозначены линиями на полу и даже собака — и та нарисована. Реквизит минимально необходимый, и это помогает выставить на первый план авторский посыл. Останется Грейс в Догвилле или должна будет уйти, она узнает по количеству ударов колокола. Их должно прозвучать не меньше 15.
18-летний чеченский юноша обвинен в убийстве своего приемного отца — офицера российской армии, воевавшего в Чечне. Приговор будет объявлен по решению 12 присяжных, которые собираются ради этого в школьном спортзале. Решение должно быть единодушным, но после первого голосования один из собравшихся — физик (Сергей Маковецкий) — ко всеобщему удивлению, голосует против, инициировав обсуждение. В дальнейшем, взвешивая факты и вспоминая собственную жизнь, присяжные один за другим встают на защиту мальчика…
Драма Никиты Михалкова — ремейк «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета, также присутствующих в сборке, но тут нельзя было обойтись без обеих картин. Слишком много важных аспектов было привнесено в российскую версию. Из лежащего на поверхности — тема войны и национальный вопрос. Глубже — социальный раскол, обозначенный предельно разными присяжными. Неслучайно на Венецианском кинофестивале, где участвовал фильм, Михалков удостоился специального «Золотого льва» за вклад в киноискусство с формулировкой «За творчество в целом и за подтвержденные в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом».
Сандра (Марион Котийяр), мать двоих детей, возвращается на работу после долгого отсутствия и узнает, что коллеги проголосовали за ее увольнение. Бригадир обманул всех, сказав, что кого-то надо уволить. У Сандры есть два выходных дня, чтобы убедить каждого персонально сохранить ей работу, несмотря на риск лишиться годовой премии…
Драма братьев Дарденн, снятая совместно с Бельгией, Францией и Италией, участвовала в Каннском кинофестивале, а Котийяр получила за работу в ней номинацию на «Оскара». Хотя фактически сотрудникам компании приходится выбирать между совестью и деньгами, на деле месседж глубже: Дарденны сняли фильм о свободе выбора, социальной ответственности и необходимости каждому иметь мужество определиться и не стоять в стороне.
Недалекое будущее. В Японии свирепствует собачий грипп, и четвероногих друзей отлавливают и отправляют на остров, из которого устроили гигантскую свалку. В центре сюжета — 12-летний мальчик Атари, который с помощью пяти собак Шефа, Рекса, Босса, Дюка и Кинга ищет там своего любимца Спотса…
Кукольный мультфильм Уэса Андерсона, номинированный на «Оскара», «Золотой глобус» и BAFTA. Остросоциальный сюжет, обращающий внимание на проблему загрязнения окружающей среды и жестокое обращение с животными, содержит массу фирменных приемов режиссера, до этого снявшего в сходной стилистике мультфильм «Бесподобный мистер Фокс». В «Острове собак» пятерка собак все решает между собой максимально демократически — путем открытого голосования. Ну а почему бы и нет?
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…