Ко дню всемирного дня рок-н-ролла.
Что может объединять страстных любителей рок-музыки и интеллигентных поклонников театра? Рок-спектакли. Все чаще режиссеры обращаются к жанру рок, сотрудничают с музыкантами и делают совместные постановки, которые собирают в одном пространстве разных, но одинаково любящих искусство людей. «КиноРепортер» нашел оперы, мюзиклы и спектакли в стиле рок, которые можно увидеть на сценах московских театров.
«Орфей»
Ольга Вайнер, постановщик рок-оперы «Орфей», работала над ней с 2018 года – тогда она приступила к разработке концепции и сюжета. Изначально она планировала обыграть древнегреческий миф о похищении Персефоны Аидом, но в процессе ее внимание привлекла история небезызвестных Орфея и Эвридики. Она решила совместить две линии и отправить Орфея за возлюбленной в Царство мертвых как раз в момент похищения Персефоны.
Поэтому, когда он добирается до самых глубин Аидова царства, то понимает: даже если Эвридику удастся вернуть – возвращаться им некуда, потому что земной мир охвачен вечной зимой и холодом. Герой решает сделать все возможное, чтобы вернуть миру свет и тепло, даже ценой собственного счастья, и вступает на тропу тяжелейших испытаний. Только звуки его лиры, музыка и любовь способны победить все, что его ждет.
Интересный факт: У оперы есть приквел – «Гермес», где Евгений Егоров в роли бога Гермеса рассказывает о судьбах, характерах второстепенных персонажей и обо всем, что осталось вне «Орфея». Приквел также поставлен в жанре рок.
Режиссер: Ольга Вайнер
Где: Vegas City Hall
Когда: 25 мая
«Юнона и Авось»
Спектакль «Юнона и Авось» идет на сцене с 1981 года. И каждый раз это аншлаг и буря эмоций. Рок-опера уже давно стала визитной карточкой Ленкома. Без этой постановки и пронзительной истории любви театр просто невозможно представить. Режиссер Марк Захаров и сценограф Олег Шейнцис создали абсолютно новаторское для того времени представление, которое остается актуальным и сегодня. Спектакль основан на тексте Андрея Вознесенского и музыке Алексея Рыбникова, а хореографией занимался танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев.
Графа Резанова почти четверть века играл Николай Караченцов, вкладывая в эту роль душу. Позже эстафету перехватил Виктор Раков, а сегодня в него перевоплощаются Дмитрий Певцов, Сергей Пиотровский и Игорь Коняхин. Первой исполнительницей роли Кончиты, прождавшей погибшего возлюбленного всю жизнь, была прекрасная Елена Шанина. На сегодняшний день это Александра Волкова, Алена Митрошина и Сафия Яруллина.
Меняются исполнители, меняется сам спектакль, приобретая современное звучание, а любовь главных героев остается все такой же крепкой и побеждающей даже время.
Интересный факт: Количество представлений «Юноны и Авось» шагнуло за отметку 1800.
Режиссер: Марк Захаров
Где: Ленком Марка Захарова
Когда: 20, 21, 13 апреля; 24, 25 мая.
«Вий»
Премьера рок-драмы на сцене Театра на Таганке состоялась в 2016 году, и спектакль до сих пор пользуется зрительской любовью. Текст самой жуткой повести Николая Гоголя про встречу философа Хомы Брута сначала с молодой панночкой-ведьмой, а после и с самим Вием («Поднимите мне веки!»), переплетается с музыкой, поэзией и современной драматургией. Все это придает рок-спектаклю особую свежесть и привлекает молодую аудиторию, падкую на все необычное.
Создатели говорят о трех литературных источниках, которые помогли создать «Вия» таким, какой он есть. Это, собственно, повесть Николая Васильевича Гоголя, песни Вени Д’ркина, автора-исполнителя, которого называли Высоцким 1990-х (его композиции звучат в постановке), и пьеса Нины Садур «Панночка».
Интересный факт: В 2014 году была опубликована книга «Песни в пустоту» о жизни Вени Д’ркина – музыкант умер в 29 лет.
Режиссер: Александр Баркар
Где: Театр на Таганке
Когда: 18 мая
TODD
Сюжет мюзикла TODD основан на лондонской истории XVII века о парикмахере Суинни Тодде. Это музыкальный рассказ о предательстве, любви и верности, страсти и разрушении, правде и лжи, мести и надежде.
TODD – это рок-мюзикл, или «зонг-опера», сложное многоуровневое произведение, объединяющее драматический, музыкальный и хореографический аспекты. Для отечественной постановки было создано новое либретто, на основе которого Михаил Горшенев написал музыку для спектакля. Постановка сопровождается живой музыкой: их можно увидеть на сцене за стеклянной стеной, которая является частью декораций.
Премьера состоялась в 2012 году. Автор – Кристофер Бонд, либретто – Михаил Бартенев и Андрей Усачев, композиторы – Михаил Горшенев, Алексей Горшенев и Павел Сажинов.
Интересный факт: июньские показы рок-мюзикла приурочены к 50-летию Михаила Горшенева.
Режиссер: Владимир Золотарь
Где и когда: показы должны были пройти в «Крокус Сити Холле» 7-8 июня, но в связи с терактом мероприятие было отменено. Новое место и время пока не известно.
«Дракула»
Уже этой весной зрители смогут познакомиться со свежим прочтением знаменитого романа Брэма Стокера «Дракула» – рок-оперой, написанной Сергеем Прушинским (музыка) и Валерией Захаровой (либретто). Автором идеи стал Руслан Герасименко, который создал нечто, не вписывающееся в привычные нам каноны театра и музыки. Но тем интереснее.
Мюзикл включает в себя композиции из металкора, ню-метала, дженты, гроулинга и даже рэпа, которые перемежаются приемами иммерсивного театра и втягивают в происходящее на сцене всех зрителей – они становятся частью шоу. Каждый найдет здесь что-то для себя: и вампирскую готику, и романтичность, и драматический накал, и даже легкость вперемешку с абсурдом.
Интересный факт: Спектакль будет проходить на сцене не театра, а клуба, что вносит свою атмосферу – ритмичной современности и единения с искусством.
Где: Клуб 1930 Moscow
Когда: 26 мая
«Преступление и наказание»
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» в представлении не нуждается – его знают во всем мире. А вот о существовании рок-оперы на музыку Эдуарда Артемьева и стихи Юрия Ряшенцева подозревают далеко не все. А зря: постановка не оставляет равнодушным – в нее либо влюбляешься до слез, либо яростно споришь о расхождениях с литературным источником. Спектакль отличается неповторимым авторским стилем, проникновенными художественными образами и символами, которые только усиливают глубину главной идеи романа – путь к светлой, очищающей и всепрощающей любви.
Действие спектакля перенесено в 1990-е, место – все тот же Петербург. Над эскизами к декорациям работал британский сценограф Мэтт Диили, а над самими декорациями – компания, которая сотрудничает с ведущими театрами Вест-Энда.
Интересный факт: Спектакль – лауреат «Золотой Маски» в номинациях «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» (Эдуард Артемьев) и «Оперетта-мюзикл/Женская роль» (Мария Биорк, роль Сони).
Режиссер: Андрей Кончаловский
Где: Московский театр мюзикла
Когда: 1-2 июня
«Волосы»
Рок-хиппи-мюзикл «Волосы» в театре Стаса Намина пока остается первой и единственной постановкой легендарного мюзикла Голта МакДермота (музыка), Жерома Раньи и Джеймса Рэйдо (либретто) в России. С этого спектакля начал свою историю и сам театр в 1999 году. Драматическо-психоделический мюзикл рассказывает о свободе и войне, против которой восстают герои, называющие себя единым племенем.
Американская версия мюзикла была адаптирована для российских реалий Стасом Наминым вместе с Бо Кроуэллом, который также поработал хореографом – и пластика спектакля действительно впечатляет.
«Волосы» для театра Стаса Намина стали знаковым спектаклем – из тогдашнего «племени любви» выросла сегодняшняя труппа, которая продолжает радовать и удивлять своими постановками.
Интересный факт: В 1979 году режиссер Милош Форман поставил киноверсию мюзикла под тем же названием.
Режиссеры: Стас Намин и Бо Кроуэлл
Где: Театр Стаса Намина
Когда: 30 апреля, 18 мая
«Иисус Христос – суперзвезда»
Рок-мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» появился на сцене Моссовета только через 20 лет после его премьеры на Бродвее – в 1990 году. До этого времени в Советском Союзе такое вольнодумство было не в почете.
Мюзикл рассказывает о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета, увиденных глазами его ученика Иуды Искариота. Он разочаровался в учении учителя и в нем самом, увидев, что перед ним всего лишь человек, догмы которого люди воспринимают как нелепые пророчества и коверкают их истинный смысл. Заканчивается все довольно трагично.
Уже больше 30 лет спектакль идет на сцене, а число зрителей у него не сокращается. Режиссер не стал делать кальку с бродвейского оригинала – он переосмыслил его для современного российского зрителя, показав, что в каждом из нас живет как светлая сторона, так и темная. И только от самого человека зависит – какая из них возьмет над ним верх.
Интересный факт: В разные годы рок-спектакль в России пытались запретить, однако Московский патриархат заявил, что «эта опера не является нарушением прав и законных интересов прихожан Русской православной церкви».
Режиссер: Павел Хомский
Где: Театр им. Моссовета
Когда: 13, 19, 28 апреля, 3, 15, 18 мая
Комментарии