«Будущее начинается с мечты»: Избранные цитаты Ричарда Викторова
Этот замечательный режиссер будущего ушел из жизни слишком рано. Если бы Ричарду Викторову суждено было и дальше снимать фильмы, наша кинофантастика, возможно, достигла бы гораздо больших высот популярности. Даже Стэнли Кубрик поражался, как мастерски удалась невесомость автору культовой дилогии «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Но не только спецэффекты, а и важные проблемы генетики, сохранения окружающей среды, войны и мира волновали российского кинофантаста. Предлагая их решение, Викторов не претендовал на научное прогнозирование: он стремился всему происходящему на экране придать достоверность, потому что в этом залог доверия зрителя. О чем мечтал автор культовых картин, что думал о настоящем и будущем человечества и любимого жанра – в его избранных цитатах.
Будущее всегда начинается с мечты. А поднимаемся мы к нему каждый день, шаг за шагом.
Я считаю, что кино неразрывно связано с педагогикой. Причем эта педагогика сильно воздействующая, эмоциональная. Когда делаю картину, всегда имею в виду, что ее будет смотреть зритель от 7 до 70. О чем бы она ни была, кто бы ни был ее героем, мне важно, чтобы каждый из разновозрастной аудитории унес с собой после просмотра частичку добра.
Люблю работать над разнообразными жанрами и формами. Считаю, что чем неизвестнее, тем интереснее, хотя и можно сломать себе шею. Не меняю только своего отношения к миру, в котором главное для меня – совершенствование человеческой личности в борьбе добра со злом.
Если мы в целом рассмотрим феномен нашего искусства, который называется «современный кинематограф для детей», то надо сказать, что наряду с литературой оно может стать школой жизни, школой нравственности. Но для того, чтобы осуществить эту высокую гражданскую миссию, наши фильмы должны отвечать как нравственным и идейным, так и подлинно художественным критериям.
Кинематограф для подростков и юношества – явление особенно сложное. Наших юных друзей в общем-то волнуют те же нравственные проблемы, что и взрослого человека, только волнуют более остро. И они, как никто другой, ждут картин и книг, помогающих человеку жить. Правдивых и честных.
Изображение молодого героя на войне никогда не утратит своей актуальности и воспитательного значения. Во-первых, существуют проблемы человеческого поведения в экстремальных ситуациях, которые всегда остаются остро современными: проблемы долга, нравственного выбора. А во-вторых, помнить о подвиге нашего народа все мы обязаны.
Я не хочу оказаться в роли сороконожки, вздумавшей было уточнить, с какой ноги ей следует начать ходить. Как известно, она размышляет об этом, стоя на месте, и по сей день. А зритель ждет, ибо кинофантастика нужна всем. Молодым – особенно.
Я убежден, что фантастика необходима. Поэтому и снял уже три фантастических фильма, хотя скажу вам откровенно: «Ох, и трудная это работа…»
Все, что совершается на свете, сначала возникает в человеческом воображении. И новый дом, и новая машина, и новое лекарство, и новые отношения между людьми.
Фантастика… Это слово – как имя дальней страны, где все возможно, где исполняются любые мечты и можно стать участником дел и событий необыкновенных. И все равно, сколько вам лет – открывать ее никогда не рано и не поздно.
Действительность обгоняет экран со скоростями поистине космическими. Космос уже обжит международным экипажем, а мы все еще топчемся на крохотном кинопятачке и никак не решимся подняться над своими частными кинопроблемами.
Вторгаясь в будущее, думается, совершенно не обязательно изобретать какие-то невероятные костюмы, не стоит, наверное, и изощряться в предсказании эстетики быта того времени. Думается, что, говоря о будущем, вернее все-таки исходить из проблем сегодняшних, насущных, наших, живых, чисто человеческих проблем.
Сегодняшняя молодежь не удовлетворяется просто сказками, ее интересует, что будет с миром завтра, и кинофантастика призвана говорить об этом. Научно-техническая революция меняет психологию людей – это верно. Но так называемый техницизм вызывает и желание человека остаться наедине с собой. Разобраться в себе, подумать, поразмышлять…
Человек чувствует малые размеры Земли, ее непрочность. А многие прогнозы будущего человечества не всегда оптимистичны. И фантастика обретает поэтому особенно важное звучание.
Кинофантастика нужна всем. Она необходима для прогресса общества в целом и каждому человеку в отдельности, обостряя его чувства и предлагая его разуму свободу дерзать.
Нелегко в фантастических фильмах и актерам. Им порой приходится «входить в образы» самые необычайные. Но, по моему опыту, все, кого мы приглашаем, охотно отправляются с нами в страну Фантастика. И все вместе мы считаем: стоит потрудиться, чтобы вы нам поверили.
Фантастика – не просто сказка, игра ума. Она – постижение мира, постижение строго научное и при этом конкретно образное. Мы изучаем в школе, в институте теоретически прекрасные предметы. Но по преимуществу наши знания абстрактны. Не находя применения, они в дальнейшем изживают себя. Фантастика же облекает разнохарактерные сведения о мире и прогнозы на будущее в плоть художественной реальности.
Кинорежиссер, на мой взгляд, не может замыкаться в одной теме, в одном жанре. Он должен уметь делать все – от комедии до трагедии. Главное, чтобы это было необходимо и интересно людям.
Мне не хотелось бы возвращаться к ранее найденному и тем самым себя ограничивать. Я не летчик, не моряк, но во мне заложена потребность риска. Эту потребность в какой-то мере удовлетворяет мое обращение к различным темам и жанрам.
Какие счастливые режиссеры, которые могут работать с большими артистами в серьезных «взрослых» фильмах! Ведь работая с детьми, ты постоянно отдаешь и ничего не приобретаешь в знаниях, мастерстве, возможно, и в таланте. Им нужно только отдавать! А как же быть мне? Очевидно, детский фильм необходимо снимать в лучшем случае через раз! Иначе твоей режиссуре, голубчик, конец! И бесповоротный, так-то!
Я увлекся фантастикой, будучи уже взрослым человеком. И могу сказать, что мир будущего заставил меня относиться к настоящему еще серьезнее и ответственнее.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…