Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Полеты наяву: Культовые советские фильмы про космос

Полеты наяву: Культовые советские фильмы про космос

12 апреля 2024 /
Полеты наяву: Культовые советские фильмы про космос
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» (1986)

Тоска по родине от Андрея Тарковского, экспериментальная «Планета бурь» и фантастическая сатира Георгия Данелии.

Фантастика – тем более космическая – была в советском кино редким жанром, а потому практически любой подобный фильм неизменно приковывал к себе внимание всей страны. Причем истории о далеких планетах в одинаковой степени манили и взрослых, и детей. Продолжая праздновать День космонавтики, «КиноРепортер» вспомнил культовые отечественные фильмы о космосе, повлиявшие не только на киноиндустрию, но и на нашу жизнь.

«Планета бурь» (1961)

Апрель 1961 года. Весь мир чествует великое советское достижение – Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. И всего через пару дней после легендарного полета на отечественных экранах показали научно-фантастическое приключение об экспедиции на Венеру.
Успех был гарантирован. Но не столько из-за удачного стечения обстоятельств, сколько благодаря нетривиальным, даже в какой-то мере революционным творческим решениям. Ради создания эффектных эпизодов режиссер Павел Клушанцев применил особый подход к комбинированным съемкам, который позже позаимствуют у него Стэнли Кубрик («2001: Космическая одиссея», 1968) и Джордж Лукас («Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», 1977).

«Планета бурь» их действительно вдохновила. Чего только стоят неуклюжий робот-компаньон Джон (внутри железной махины был реальный человек), который в последний момент спасает героев, но сам погибает в кипящей лаве (мотив позже использует Джеймс Кэмерон в финале второго «Терминатора» 1991 года). Главное же, планета (или обособленная от людей локация) с живущими на ней динозаврообразными животными. И летающая машина на воздушной подушке, чей футуристичный дизайн покажется знакомым поклонникам некогда великой космической оперы.

Картина также примечательна варварским подходом к зарубежному релизу. Компания American International Pictures выкупила фильм для проката в США и перемонтировала его. Режиссер обновленной версии Кертис Харрингтон добавил в него новые сцены (некоторые эпизоды были взяты из другой российской фантастики «Небо зовет»), удалил ненужные эпизоды и сменил название на «Путешествие на планету доисторических женщин».

Критики разгромили получившегося монстра. Один из них даже назвал картину «актом кинематографического каннибализма». Однако это не помешало через несколько лет снова бросить «Планету бурь» под монтажные ножницы – в 1968 году в американских кинотеатрах вышла третья версия ленты. В ней, в отличие от предшественницы, была более цельная структура повествования, но она все равно получилась намного хуже оригинала.

«Солярис» (1972)

Выдающееся кинополотно, несмотря на законы жанра, концентрирует внимание зрителей не на спецэффектах, а на психологизме сложной человеческой натуры. Именно это отхождение от литературной основы стало причиной конфликта между режиссером фильма Андреем Тарковским и автором романа Станиславом Лемом.
Если оригинальное видение Лема заключалось в отображении космоса как чего-то прекрасного, то у Тарковского внеземное пространство представляется чужим, неприятным и пугающим. Земля же, напротив, ассоциируется у героев с теплотой и уютом.

Тема родины и дома – одна из ключевых в ленте. Там, на просторах космоса, главный герой Кельвин пребывает в перманентной меланхолии, сопряженной не только с гибелью жены, но и с ностальгией по родным краям, семье и былой жизни. Именно поэтому получился такой камерный фильм с земным настроением, где Кельвин больше сосредоточен на образах близких и дома, по которым он тоскует.

Это, разумеется, не та космическая научная фантастика, к которой привыкла аудитория. Но именно многогранность и гибкость жанра позволила Тарковскому зайти на ранее неизвестную территорию, чтобы представить противоречивый, но все же любопытный взгляд на природу далекой неизвестности.

Дилогия «Москва – Кассиопея» (1974) и «Отроки во Вселенной» (1975)

Старт эры покорения космоса увеличил интерес зрителей к развлекательному научно-фантастическому кино, в том числе адресованного юному зрителю. Самым заметным подобным проектом той эпохи стала дилогия Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», посвященная полету группы советских школьников к далекому созвездию.

Ориентируясь на «Космическую одиссею», режиссер хотел поставить ленту такого же качества, как у Кубрика, уделив особое внимание спецэффектам. И Викторову это удалось: многие эпизоды, включая сцены в невесомости, и по сей день выглядят очень убедительно.
Несмотря на флер семейного приключения, дилогии удалось избежать присущей жанру наивности. Авторы устами молодых артистов говорят со зрителями на серьезные темы, что, например, позволило им предвосхитить особо яркие и эмоциональные моменты «Интерстеллара» (2014) Кристофера Нолана.

Первоначально Викторов планировал сделать один фильм, но материала оказалось так много, что пришлось обратиться в Госкино СССР с неожиданным предложением. Как результат, всего через полгода последовало продолжение «Отроки во Вселенной».

Обе картины получили высокие оценки критиков (особо они отмечали талантливых молодых актеров и работу со спецэффектами) и удостоились нескольких наград – как советских, так и международных. Режиссер в 1977 году заслуженно получил за свою работу над дилогией Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

«Большое космическое путешествие» (1974)

«Москва – Кассиопея» вышла на экраны в сентябре 1974-го, а спустя полтора месяца состоялась премьера «Большого космического путешествия». Сюжет этой семейной ленты строится вокруг первого в истории детского космического полета. Счастливчиками становятся трое школьников – Света, Саша и Федя, которые в компании единственного взрослого отправляются бороздить просторы Вселенной. Ребята сталкиваются с различными трудностями, которые приводят их к неожиданному открытию.

Кажущийся поначалу антигуманным и обесценивающим финал получает вполне достойное и логичное объяснение. Оно подкрепляется эпилогом картины, в котором настоящий космонавт Алексей Леонов обращается к подрастающей аудитории с полной надежды речью о будущих детских космических полетах.

В основу фильма легла пьеса Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001», в которой, как и в самой ленте, отчетливо прослеживаются аллюзии на «Космическую одиссею». Однако по тону советская лента, разумеется, заметно отличалась от работы Кубрика. Путешествие получилось местами наивным, однако по-своему любопытным и увлекательным. Особенно для детской аудитории, которая не замечала ни художественных допущений, ни простеньких спецэффектов, хоть авторы и пытались компенсировать это футуристичными декорациями. Самое главное, фильм дарил юным мечтателям дух космических открытий, подталкивающий к великим свершениям.

«Через тернии к звездам» (1980)

«Через тернии к звездам». Космос в советском кино

Спустя несколько лет после своей дилогии Ричард Викторов, заручившись помощью Кира Булычева, снова погрузился в кинематографическое исследование космоса. В центре новой истории – взаимодействие человечества с пришельцем, гуманоидной инопланетянкой, оставшейся единственной выжившей после крушения своего звездолета.

За ее адаптацию среди людей берется специалист по контактам с внеземным разумом Сергей Лебедев, которому спустя некоторое время удается найти с девушкой общий язык. В результате инопланетянка заново открывает в себе сверхспособности и вспоминает о важной миссии, которую ей поручили. Земляне решают помочь героине и вместе с ней отправляются на погибающую планету.

У Викторова получился космический опус-магнум с запоминающимися образами, неожиданными антиутопическими настроениями, убедительным видением будущего и важным экологическим посылом. И все это было сдобрено прекрасным саундтреком за авторством Алексея Рыбникова. Двухсерийный проект режиссера в очередной раз доказал, что в Советском Союзе могут снимать научную фантастику не хуже Голливуда. Спустя пару лет после премьеры Викторов, Булычев и другие члены съемочной группы удостоились одной из самых значимых наград в отечественной индустрии – Государственной премии СССР.

«Кин-дза-дза!» (1986)

Знакомая почти наизусть история великого космического путешествия двух простых советских граждан – строительного прораба дяди Вовы и скрипача Гедевана. Неожиданные звездные туристы в компании новых знакомых-пришельцев оказываются на другой планете под названием Плюк. Там некогда процветала высокоразвитая цивилизация, в какой-то момент столкнувшаяся с неизбежной деградацией.

Социальная катастрофа привела к массовому упрощению буквально во всем, начиная от экономики и классовой дифференциации и заканчивая языком и одеждой. В подобной неприятной и непонятной для чужестранцев атмосфере неунывающий дуэт пытается вернуться домой. Туда, где все еще есть надежда на светлое будущее.

Остроумная фантастическая сатира Георгия Данелии в полной мере раскрыла свой смысл и очарование не сразу. Подающаяся зрителю как трагикомичное приключение, «Кин-дза-дза!» на деле куда более глубокое произведение. Фильм удачно сочетает в себе сатиру, фантастику, антиутопию и утильпанк. При желании в картине Данелии можно разглядеть и отраженное в кривом зеркале общество того времени, и критику капитализма, и предостережение. Пророчество через призму космической фантастики, в котором планета Плюк с жителями в разноцветных штанах может оказаться не таким уж и вымышленным местом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: