Кино

Зачем Скорсезе, Миядзаки и Содерберг уходили на пенсию, но возвращались

С великими режиссерами уходят великие эпохи. Квентин Тарантино вовсю работает над десятым (или одиннадцатым, если разделять дилогию «Убить Билла») фильмом, который, по словам постановщика, должен стать последним в его карьере. 92-летний Клинт Иствуд не отстает от коллеги и тоже создает свою лебединую песню. Однако ушедшие на пенсию мастера нередко возвращаются в индустрию спустя какое-то время. Вспоминаем знаменитых режиссеров, которые слишком любят свою работу, чтобы проститься с ней навсегда.

Стивен Содерберг

О своем уходе из мира кино Стивен Содерберг предупредил общественность заранее. Перед премьерой «Заражения» на Венецианском кинофестивале в 2011 году режиссер подтвердил ходившие в то время слухи: да, в ближайшем будущем он намерен завершить карьеру, чтобы сосредоточиться на живописи. Через пару лет, накануне выхода «Побочного эффекта», Содерберг резко попрощался с Голливудом, заявив, что сегодня фильмы уже не имеют такого большого культурного значения, как раньше.

«Худшее в кинопроизводстве, особенно за последние пять лет, – то, как обращаются с режиссерами. Ужасно, что люди с деньгами думают, что могут портить воздух на кухне. Это не просто студии – это те, кто финансирует фильм. Когда я рос, существовало своего рода разделение: уважали людей, снявших отличные картины, и людей, создавших ленты, которые принесли солидную прибыль. Сегодня подобного разделения нет: есть только те, кто зарабатывает много денег, – разразился тирадой постановщик.

На следующие пару-тройку лет Содерберг действительно пропал с радаров большого кино, если не считать его работы над сериалом «Больница Никербокер». Однако уже в 2017-м на широкие экраны ворвалась «Удача Логана» с Ченнингом Татумом, Адамом Драйвером и Дэниэлом Крэйгом. Видимо, режиссер решил повременить с карьерой художника: в дальнейшем он снял еще семь лент, включая вышедшего в этом году третьего «Супер Майка». Сам Содерберг в шутливой форме прокомментировал свое возвращение:

«Я долго болтал о тех аспектах кинобизнеса, которые меня разочаровали. Я делаю много громких заявлений, от которых мне потом приходится отступать. Но я думаю, что все уже привыкли к этому».

Хаяо Миядзаки

С Хаяо Миядзаки зрители прощались дважды: в конце 1990-х и в 2013-м. И оба раза японскому аниматору не сиделось на заслуженной пенсии. После первого перерыва Миядзаки вернулся с аниме «Унесенные призраками» (2001), взявшим «Оскара» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм». До 2020 года лента также оставалась самой кассовой в истории Японии. Сейчас же Миядзаки вместе с продюсером студии «Гибли» Тосио Судзуки наводит последние штрихи в своем новом творении «Как поживаете?».

Свое возвращение аниматор объяснил кратко: «Потому что захотел». В присущем ему философском стиле Миядзаки добавил, что снимает этот фильм, «поскольку у него нет ответа». О самом аниме известно немного, хотя до его выхода осталось всего три месяца. Название взято из одноименного романа Есино Гэндзабуро 1937 года, но при этом для картины написали оригинальную историю. Судзуки приоткрыл завесу тайны над творческими мотивами Миядзаки, заявив, что «Как поживаете?» станет прощальным подарком внуку аниматора.

«Миядзаки делает новый фильм для своего внука. Это его способ сказать: «Дедушка переходит в другой мир, но он оставляет после себя эту картину», – поведал продюсер.

Кен Лоуч

Британский классик Кен Лоуч, обладатель 15 (!) призов Каннского фестиваля, включая две «Золотых пальмовых ветви», рассчитывал поставить точку в режиссуре игрового кино в 2014 году, когда состоялась премьера «Зала Джимми». Продюсер Ребекка О’Брайен заявляла, что эта историческая драма, возможно, станет последней работой Лоуча. Фильм получил хорошие отзывы прессы и участвовал в основном конкурсе Канн – казалось бы, лучший момент для завершения карьеры. Правда, совсем уходить из кино Лоуч не собирался: он планировал вплотную заняться документалистикой.

В любом случае надолго постановщика не хватило. Не прошло и года, как он признал, что пока не готов проститься с художественным кинематографом. Запал у Лоуча действительно не иссяк: его следующая работа, драма «Я, Дэниел Блэйк» о борьбе пожилого мужчины с государственной бюрократией, получила главный приз в Каннах. Позже режиссер рассказал, что идея фильма родилась у него во время беседы со своими бессменным сценаристом Полом Лаверти.

«Когда мы с Полом начали обсуждать, что происходит в Великобритании с бедностью, продовольственными банками и санкциями, мы исследовали, какое влияние это оказывает на жизнь обычных семей. И мы должны были что-то сказать. Вот почему вышел «Я, Дэниел Блэйк». Я вернулся с пенсии, дабы снять его, но это было нечто большее. Не сделать его я просто не мог», – поделился Лоуч.

На вопрос о том, будет ли «Я, Дэниел Блэйк» финальной лентой в его карьере, режиссер пошутил, что однажды его уже поймали на таком вопросе, и впредь он будет воздерживаться от комментариев на эту тему. И правильно сделал: через три года Лоуч снял еще одну картину – «Извините, мы вас не застали».

Брюс Робинсон

Брюс Робинсон входит в число режиссеров, которые снимают по принципу «редко, но метко». Его дебютный фильм «Уитнэйл и я» (1986) по праву считается одной из лучших британских картин всех времен: он повлиял на таких постановщиков, как Шейн Блэк («Поцелуй на вылет»), Дэвид Гордон Грин («Сильнее», франшиза «Хэллоуин») и Александр Пэйн («Небраска»). После «Уитнэйла» Робинсон снял еще две ленты, а затем дал слово, что больше не сядет в режиссерское кресло. И не нарушал обещание 17 лет, пока в один прекрасный день ему не позвонил Джонни Депп.

Звезда «Пиратов Карибского моря» был заинтересован в проекте по мотивам «Ромового дневника» Хантера С. Томпсона, и он предложил Робинсону написать для фильма сценарий. Тот согласился, но Деппу этого было мало: Джонни сказал, что, если Брюс придумал историю, то и поставить картину должен он. По словам Робинсона, он просто не мог отказать артисту такого уровня.

«Я действительно отказался в начале, но Джонни был так уверен в проекте, что я подумал: «Ну, это не я демонстрирую свой талант на экране. Не я рискую. Даже если я облажаюсь, и что с того?» – говорил режиссер.

В прокате фильм провалился, собрав $30 млн при бюджете $45 млн. Возможно, Робинсону следовало и дальше держать данное когда-то обещание. Но в таком случае ему не удалось бы стать частью драмы, за которой через десять лет будет следить весь мир. Ведь именно на съемках «Ромового дневника» познакомились Джонни Депп и Эмбер Херд, чьи отношения завершились громким судебным процессом.

Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе никогда не делал категоричных заявлений о завершении карьеры. Даже в преклонном возрасте он находил в себе силы работать с полной самоотдачей. Однако в разгар рекламной кампании «Волка с Уолл-стрит» (2013) Скорсезе признался, что с каждым годом былого энтузиазма в нем становится все меньше. Неудивительно, что многие тут же поспешили отправить живого классика на заслуженный отдых.

«Я хочу снять много фильмов, но сейчас мне 71 год, и у меня осталась только парочка проектов, если я вообще смогу к ним приступить. Скучаю по тому времени, когда я горел жаждой экспериментов и пробовал свои силы в разных жанрах, но теперь с этим покончено. Когда ты становишься старше, у тебя появляется семья, новые обязанности. В последние десять лет мне повезло найти проекты, над которыми я хотел работать, которые помогли выполнить обязательства перед моими близкими и инвесторами», – поделился режиссер.

Как бы то ни было, Скорсезе по-прежнему радует поклонников своим творчеством. За минувшие десять лет он снял несколько коротких метров, три дока, пилот сериала «Винил» и три полнометражки: «Молчание», «Ирландец» и «Убийцы цветочной луны». Премьера последней пройдет в мае на Каннском кинофестивале. Возможно, именно там Мартин и объявит о завершении карьеры. Но что-то подсказывает, что 80-летний мастер еще не раз удивит зрителей и критиков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад