Кино

«Диспетчер»: Опасные связи в сфере фармацевтики

Иногда сценарии лежат в ящиках годами, пока до них не доходят руки. История «Диспетчера» как раз такая. Проект, который назывался «Брокер», отмечали в черных списках лучших нереализованных сценариев, пока в 2023 году Дэвид МакКензи («Любой ценой») не взял его в работу и не отправил съемочную группу на улицы Нью‑Йорка и Джерси‑Сити. Создатели обещали, что картина станет реверансом параноидальным триллерам 1970‑х: никакой электроники, только аналоговые уловки, много бумаги и телефонных переговоров. В сентябре 2024‑го фильм показали на фестивале в Торонто. Разбираемся, насколько триллер о скандале в мире фармацевтики оправдал ожидания.

Главный герой – молчаливый брокер по имени Джон (Риз Ахмед), специализирующийся на деликатных услугах. Он является связующим звеном между людьми, располагающими опасными секретами, и корпорациями, готовыми пойти на все, лишь бы тайное не стало явным. Клиенты Джона – вовсе не благородные борцы за правду, а скорее разочарованные одиночки, предпочитающие тишину скандалу. Герой возвращает компромат влиятельным противникам, обменивая улики на гарантии безопасности и солидное вознаграждение.

При этом Джон действует предельно скрытно: избегает цифровых технологий и любых личных контактов. Все переговоры он ведет через специальную диспетчерскую службу для слабослышащих – ее ни о чем не подозревающие операторы передают слова посредника обеим сторонам сделки. Если же ситуация требует личного присутствия, у героя всегда под рукой продуманный маскарад – от добротного смокинга и униформы курьера до полицейского мундира. Оказывается, Джон еще тот актер и стратег, умеющий затеряться в толпе и остаться на шаг впереди преследователей.

Новый заказ приводит Джона к Саре (Лили Джеймс) – бывшей сотруднице биотехнологического стартапа, случайно обнаружившей серьезный побочный эффект у перспективной разработки своей компании. Девушку заставили замолчать, отодвинули от дел, а затем и вовсе уволили, но проблема не исчезла: за Сарой следят суровые люди в черных костюмах. Испуганная героиня передумала идти в полицию и прессу – ей бы только выйти из этой истории живой и невредимой. 

«Диспетчер» быстро превращает корпоративный конфликт в настоящий триллер: стоило Джону взяться за дело, как противостояние с топ-менеджерами приобретает осязаемую угрозу. В ход идут слежка, погони, перестрелки – на экране куда больше экшена, чем можно ожидать от истории про украденные документы. Герой Ахмеда, привыкший держать все под контролем, оказывается в смертельно опасной игре с командой безжалостных наемников. Во главе этой группы – хладнокровный оперативник в исполнении Сэма Уортингтона. Но Джон не робкого десятка: находчивости ему не занимать, и зритель с азартом наблюдает, как он хитроумно переигрывает противников раз за разом.

Самая любопытная линия – этика «обратного выкупа правды». Герой торгует молчанием как услугой, при этом искренне веря, что спасает жизни. Фильм не судит его прямо, но задает рамку: когда безопасность становится товаром, уязвимость – самое ликвидное сырье. В этом смысле «Диспетчер» – не про разоблачение корпораций, а про экосистему, где страх монетизируется всеми сторонами.

До поры до времени «Диспетчер» держит марку, делая ставку на саспенс и реализм. МакКензи действительно вдохновлялся стилем старых параноидальных политических триллеров: герой ведет жизнь «призрака», полагается на аналоговые уловки вроде телефонной диспетчерской связи, бумажной почты и миниатюрных жучков. Деталей такого шпионского быта в фильме множество, и они придают истории особый стиль – размеренный, методичный, заставляющий внимательно следить за каждым движением. Особенно впечатляет аутентичность Нью-Йорка в кадре – настоящие улицы и полутемные подъезды вместо навороченной компьютерной графики.

Риз Ахмед убедительно играет одинокого профессионала: минимум эмоций, максимальная сосредоточенность. Джон всегда настороже, продумывает планы на несколько шагов вперед и, кажется, не допускает ошибок. По крайней мере, так продолжается до тех пор, пока в его выверенный график не вмешается человеческий фактор. Постепенно между сдержанным посредником и растерянной Сарой возникает хрупкое доверие. Эта симпатия немного разогревает холодного героя, но одновременно сбивает его с ритма. Впервые Джон ставит на кон личный комфорт и принципы – и не ради очередного гонорара, а из простого сочувствия.

Ближе к финалу фильм теряет ту стройность, с которой уверенно стартовал. Авторы словно запутываются в собственной интриге и в итоге выбирают самый простой (и шумный) способ развязки. После неспешного повествования картина резко переключается в режим боевика: на экран обрушивается адреналиновая лавина погонь, перестрелок и взрывов. Логика событий начинает хромать, а персонажи совершают откровенно необдуманные поступки. Кульминационная погоня и финальный твист, призванные впечатлять масштабом, на деле вызывают недоумение. Создается впечатление, что «Диспетчер» старался выглядеть умнее и серьезнее, чем он есть. И эта иллюзия окончательно рассеивается к третьему акту. 

В итоге фильм производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, это стильный и атмосферный триллер с оригинальной задумкой: здесь есть корпоративные интриги, неуловимый главный герой и любопытные олдскульные шпионские приемы. С другой стороны, неровный финал и не до конца проработанный сюжет оставляют осадок. Впрочем, эти огрехи не списывают «Диспетчера» со счетов. Пусть история о молчаливом брокере, который угодил в фармацевтический скандал, и недотягивает до уровня знаковых триллеров, но заявляет о себе достаточно громко, чтобы дать ей шанс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Реслинг и WWE: Театр на ринге

Сегодня исполняется 85 лет Винсу МакМэну. Возможно, его имя вам незнакомо, но вы наверняка хотя бы раз сталкивались с делом…

9 часов назад

Сергей Сельянов – о героях нашего времени, рисках и авторском кино

Сергей Сельянов учился на строителя – на факультет Тульского политеха он поступил специально, чтобы снимать кино на любительской киностудии при…

1 день назад

«Случай с фортепиано»: Дикая трагикомедия о цене шок-контента

Капризная интернет-звезда Магали (Адель Экзаркопулос) уединяется в горном шале на пару с помощником (Жером Коммандер). Там ее достает настырная журналистка…

1 день назад

В Okko появятся фильмы для собак

26 августа в онлайн-кинотеатре Okko состоится премьера эксклюзивного проекта «Догументалки». Уникален он тем, что короткие метры, вошедшие в цикл, были…

2 дня назад

Марина Ворожищева: «Мне нравится выходить за границы предубеждений»

Если бы Марина Ворожищева придумала свою фамилию, а не получила ее при рождении, можно было сказать, что лучше и точнее…

2 дня назад

Ктулху фхтагн: Как ужасы Г.Ф. Лавкрафта ожили на экране

Принято считать, что почетное прозвище короля ужасов носит Стивен Кинг, чьи экранизации до сих пор сыплются как из рога изобилия,…

2 дня назад