«Битва не на смерть, а на жизнь, точнее, ради жизни» – так можно одной фразой обозначить новый спектакль Театра Олега Табакова в постановке Владимира Машкова.
В основу постановки «Схватка» легла пьеса Ripcord знаменитого американского драматурга и сценариста Дэвида Линдси-Эбейра, знакомого многим по киносценариям мультфильма «Роботы», драмы «Кроличья нора» и сказки «Оз: Великий и ужасный». Его произведение 6 лет с успехом шло на Бродвее, но на российской сцене представлено впервые.
Уже с первой сцены зрителя погружают в увлекательное шоу в бродвейских традициях: то предлагают эффектный хоррор с зомби и летающими пауками, то экстремальный аттракцион, то комические номера с хлопушками, фейерверками и танцами.
Главные героини пьесы – две пожилые обитательницы дома престарелых Абби и Мерилин. Казалось бы, прекрасный материал для возрастных звезд. Но труппа Владимира Машкова – самая молодая в театральной Москве, поэтому режиссер выбрал Яну Сексте и Алену Лаптеву – актрис ярких, состоявшихся, но которым пришлось пойти на эксперимент – с помощью сложного грима, пластики, голоса талантливо перевоплотиться в старушек.
Выбор молодых артистов сыграл и на месседж спектакля «Схватка» о том, что интерес к жизни можно сохранять до самого конца. Мы же помним, как считал Оскар Уайлд: «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым».
Сюжет «Схватки» закручивается вокруг характеров героинь. Дамы вынуждены жить в одной комнате, будучи прямыми противоположностями, словно «лед и пламень». Абби – замкнутая пессимистка с какой-то печалью на сердце, Мерилин – неисправимая оптимистка и болтушка, сексапильная дама вне возраста с неуемной энергией. И если взбалмошная Мерилин старается не упустить радость каждого дня, то Абби, наоборот, пытается ото всех спрятаться и стереть воспоминания.
Оба персонажа даже по внешнему виду как оазис и пустыня: такие разные, но и не способные выжить друг без друга. Цветущей Мерилин в ярких нарядах нужна почва для того, чтобы плодоносили ее идеи и эмоции, да и Абби в потертой серой кофте и военных штанах без компаньонки – мертва как земля без полива.
Соседки не просто не могут найти общий язык, они заключают очень жесткое пари. Спор выливается порой в весьма злые розыгрыши, и до последнего непонятно – кто выйдет из схватки победителем, сработает ли тот самый рипкорд из названия оригинальной пьесы – трос, который отвечает за раскрытие парашюта при прыжке.
Искрометное противостояние героинь – безусловная заслуга актрис. Тем более интересно наблюдать за их игрой, зная, что режиссер специально предложил обеим роли, не похожие на них и их амплуа, а наоборот, на сопротивление. Тандем Сексте и Лаптевой изящно разбавляет новая звезда театра Севастьян Смышников («Страсти по Бумбарашу»), чей персонаж – санитар Скотти – становится невольным рефери спора и его громоотводом.
Основные военные действия старушек разворачиваются в небольшой палате: две койки, санузел и немного цветов – единственных друзей Абби. Но есть в этой комнатке окно, за которым все идет своим чередом: в саду гуляют постояльцы пансионата и их родные, в столовой готовят абрикосовый пудинг, сквозь ставни дует ветерок и открывается прекрасный вид…
Вот за это окно в мир – в буквальном смысле и образном – и идет схватка. И постепенно фееричная комедия преображается в трагикомедию, историю о нехватке любви, об умении прощать и радоваться мелочам. Финал же не оставляет сомнений: героини не прекратят пикировку никогда, но зато именно в этом и найдут настоящий вкус жизни.
Комментарии