Фильм о Великой Отечественной, основанный на реальных событиях и полностью свободный от шаблонов.
1942 год, зима, в самом разгаре битва за Москву. Между тем в далекой Якутии войной как будто и не пахнет. Но и там на самом деле неспокойно: бандиты повадились грабить золотые прииски и разными другими способами вредительствовать. Для их поимки снаряжается небольшой отряд НКВД, которому приказано разбойников выследить, но не ликвидировать сразу, а все про них сначала досконально разузнать – вдруг они с иностранными разведками связаны.
Якутский кинематограф прямо на наших глазах продолжает автономно и независимо развиваться, причем в самых подчас неожиданных направлениях. Скажем, совсем недавно в широкий прокат выходила спортивная драма про перетягивание палки (в Якутии это довольно популярное занятие) «Джулур: Мас-рестлинг» – вещь, надо сказать, в себе. В смысле – исключительно для якутов или просто очень любознательных граждан. Теперь в кинотеатры страны поступило «Холодное золото» – истерн про якутских коллаборационистов. И это уже вещь не в себе, а вполне для нас. Словно бы «Великое молчание» (1968) Серджио Корбуччи встретило «Свой среди чужих» – это если в нескольких словах попытаться описать.
Как было сказано выше, якутский кинематограф развивается непредсказуемо. И притом стремительно, в чем мы к настоящему моменту могли убедиться на примерах Костаса Марсаана («Мой убийца», «Иччи»), Степана Бурнашева («Республика Z», «Черный снег») и Дмитрия Давыдова («Пугало», «Нелегал»), которые в относительно короткие сроки, буквально за пару фильмов, сумели вырасти в настоящих, без преувеличений, жанровых мастеров международного класса.
Режиссера Петра Хики и сценаристку Любовь Борисову также смело можно в этот ряд записывать. Первый ранее снял ничем не примечательный слабенький хоррор «Проклятый Хомус» (2019), вторая – добрую и трогательно наивную комедию «Надо мною солнце не садится» (2019). И тут они вдруг вместе делают «Холодное золото» – по сравнению с их предыдущими работами картину совершенно иного уровня и иной категории.
Собственно, если говорить о категориях, то «Холодное золото», среди прочего, представляет собой на загляденье нешаблонное кино о Великой Отечественной. Что очень кстати, поскольку жанр этот как-то совсем безнадежно увяз в болоте конъюнктуры и давно надоевших штампов. Настолько, что за последние пару лет, пожалуй, вспоминается всего один такой же свежий, свободный от негласных конвенций фильм – «Красный призрак». Который тоже был, к слову, истерном. «Холодное золото», однако, отнюдь не такое разудалое и динамичное. Напротив, угрюмое, неспешное и вместе с тем цепкое, как медвежий капкан.
Утопающая в ослепительно белом снегу суровая тайга. Ни души вокруг на многие километры. Так тихо, что слышен металлический шелест падающего снега. И в этой тишине раздаются выстрелы – редкие, одиночные. Стреляют из-за деревьев, осторожно, целясь наверняка. Вот как здесь обставлены перестрелки. Аскетично, но веско и мощно. И все остальное приблизительно в том же ключе решено. Без лишних слов и шума, чтобы не нарушать законов пространства.
Говорят в фильме редко и по делу. Есть сцена, где один из бандитов полминуты молча напряженно курит. Именно бандиты в кадре оказываются чаще всего: они все как на подбор колоритнейшие, и самое интересное происходит внутри их коллектива. Потому что нет у них взаимопонимания, каждый жаждет с золотом смыться, да к тому же к ним секретный агент внедрился и бравые энкавэдэшники в затылок уж дышат, а вокруг, напомним, крайне недружелюбная тайга.
При этом распространенное клише «злобный кровожадный энкавэдэшник» в фильме отсутствует. Напротив, они сугубо положительные. А самого главного играет, между прочим, знаменитый якутский певец (вот, послушайте). Давно вы, кстати, видели российское кино про войну без злобного кровожадного энкавэдэшника? А «Холодное золото» это правило нарушает с особым цинизмом, поскольку оно ж еще и по реальным событиям. Про настоящий подвиг сотрудников НКВД.
Действительно орудовала в Восточной Сибири такая шайка, возглавляемая эвенком Павлом Егоровым. Думали, Гитлер сейчас точно победит, и стали превентивно будущей новой власти оказывать содействие. Но нашлись правильные люди, объяснили бандитам, в чем они не правы. А потом, естественно, на фронт ушли.
О чем это все нам говорит? О том, что история Великой Отечественной войны была и остается неисчерпаемым источником сюжетов о героизме самых разных жанров. И о том, что к их реализации можно и нужно подходить с душой и фантазией (не путать с фантазерством). Только тогда история живет. А иначе – чахнет в сухом официозе.
Комментарии