Основанная на реальном чуде картина как способ исправить неприглядную реальность.
9 июня в прокат вышел фильм «Одна», вдохновленный историей реальной девушки. Пассажирский борт, следовавший из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, столкнулся с военным самолетом, в результате чего погибли все – за исключением одного-единственного человека. Только Лариса Савицкая выжила, упав с рекордной высоты в 5200 метров. История катастрофы и выживания раненой девушки в тайге и легла в основу ленты «Одна». Рассказываем, кому и зачем стоит смотреть этот фильм.
Утро 24 августа, маленький аэропорт, задержка рейса. Девушка по имени Лариса курит в нетерпении, ловко отвергая ухаживания пилота. Она возвращается из свадебного путешествия, где-то в буфете топчется воодушевленный муж, заказывая для нее икру, а впереди – долгая и счастливая совместная жизнь. Наконец объявляют посадку на борт. Но добраться до дома сможет только одна она…
Не успевает зритель моргнуть, как куски самолета уже с грохотом разлетаются в воздухе, свистит ветер, кричат люди, самолет бешено вращается. Конец. Впереди – двухчасовое путешествие, полное ярких воспоминаний, переживаний, страшных подробностей и равнодушия госслужащих.
Картину можно условно поделить надвое – не на «до» и «после», а на равномерно распределенные по хронометражу приблизительно в пропорции 1:1 составляющие. Есть светлая, полная надежд жизнь, эдакая «ламповая» советская юность, с учебой и работой вперемешку, с пыльным сервантом в унаследованной от бабушки квартире, с винилом, походами и, конечно, любовью. И есть серая безнадежная реальность с сокрытием происшествия, перекрытыми дорогами по выдуманным причинам и поиском виновных – в то время как где-то посреди тайги весь переломанный пытается выжить последний пассажир.
Этот баланс необходим: зритель успевает «отойти» от переживаний, камера не задерживается в лесу надолго, не концентрируется на телах погибших, не пересчитывает слезы на глазах их близких – иначе зал захлебнется одной четкой, понятной, самой сильной эмоцией. Действие в реальном времени развивается динамично, а вот воспоминания и грезы Ларисы о прошлом позволяют насладиться медитативным созерцанием, погрузиться в эту бесконечно беззаботную юность на краю света, где место есть только для двоих.
И динамика, и атмосфера, и визуальное исполнение вместе формируют удачную картину: боевик, совмещенный с драмой, где находится место, и детективной составляющей практически в духе true crime, и любовной рефлексии, и элементам фильма-катастрофы. Все это полируется эффектным саундтреком, который, однако, местами отделяется от повествования и живет собственной жизнью.
Актерский состав же не оставляет вопросов: Виктор Добронравов, Владимир Стеклов, Ян Цапник, Максим Иванов и дебютировавшая в кино актриса МХТ имени Чехова Надежда Калеганова. Надежда – лицо всей этой дикой истории с тайгой, дождем, грязью и удушающим страхом, ее игра не дает оторваться от экрана. А Виктор Добронравов, исполнивший роль следователя, воплотил, пожалуй, все черты собирательного образа «жестокого правосудия»: хладнокровный, безэмоциональный, он ищет виновных, а не выживших, но – он все еще человек.
История увлекает: актерская игра, впечатляющие спецэффекты, саундтрек, динамика – так что на рассуждения времени не остается. Но ритм и последовательность происходящего имеют свои особенности, так что стоит помнить – это исправленная (во избежание травмирующего опыта) история чуда, сказка для впечатлительного зрителя. Минимум крови и анатомических подробностей, нет даже толпы горюющих родственников – рамки установлены четко вокруг семьи Ларисы, да и та находится в активном движении, без шанса на гипотетический траур.
Так что в первую очередь стоит смотреть этот фильм с мыслью о том, что Лариса Савицкая хотела бы, чтобы ее история могла хоть кому-то помочь. Так же, как ей самой помогла лента «Чудеса еще случаются» (1974), основанная на реальной истории крушения самолета. И помнить, что «Одна» – это не байопик, не фильм о судьбе выжившей. Это старательно собранная картина о катастрофе и поисках, о том, что не стоит сдаваться, о любви, которую стоит ценить, и о жизни, которую не стоит откладывать. Остальное – детали.
В некоторых источниках можно встретить описание фильма «Одна» как «сюжет про СССР без чернухи». И это действительно так. Фильм для тех, кому надоели мрачные истории из прошлого, пропитанные безысходностью, потому что человеческие чувства берут верх над всеми возможными правилами, и даже над логикой. Создатели обходятся без излишней идеализации: у истории катастрофы, о которой не писали в газетах целых 4 года, предостаточно темных пятен, и зрителю на это намекают, хотя в лоб и не говорят, потому что вера в чудеса должна остаться.
Возможно, фильм побудит зрителей подробно познакомиться с историей Ларисы Савицкой, но лучше сделать это после просмотра. Потому что «Одна» – это не пересказ тех событий, а самостоятельный художественный проект.
Комментарии