1977 год, Берлин, все еще разделенный стеной. Молодая американка Сьюзи Беннион (Дакота Джонсон) приезжает учиться в одной из лучших танцевальных школ мира. Однако, с первого же дня девушка понимает, что в школе под началом мадам Блан (Тильда Суинтон) все далеко не так хорошо, как кажется на первый взгляд. И совсем скоро уже остро станет вопрос, как здесь вообще выжить.
Лука Гуаданьино неоднократно делился своими восторгами по поводу «Суспирии» Дарио Ардженто и планами не то, чтобы на ремейк – скорее, на фантазию по мотивам. Все же переснимать картину, ставшую классикой, решиться довольно трудно, а вот сделать что-то свое, взяв за основу культовую вещь, вполне можно. Чем и воспользовался Гуаданьино: уже с первых кадров становится понятно, что фильмы разные и темы чаще всего подниматься тоже будут разные.
Начало фильма демонстрирует прием у психиатра под аккомпанемент телевизора, где вещают о разделении страны и терроризме. Попутно камера будет выхватывать книги (томик Юнга) и символы (странным образом напоминающие Иллюминатов). Следом фильм раскрывает один из главных твистов оригинала: школой заправляют всамделишные ведьмы – коварные, жестокие и опасные. Смещаются акценты, изменяется история, и на смену загадочной, почти что детективной истории приходит триллер, в котором, кажется, все карты раскрыты с самого начала. Само собой, в итоге все же найдется место паре твистов.
Где-то в плоскости «сложных тем» у фильма и начинаются просадки: возникает ощущение, что Гуаданьино и Дэйв Кайганич, уже дважды поработавший с итальянским режиссером, слишком боятся, что зритель может чего-то не понять в их задумке, и начинают разжевывать свои темы, вновь и вновь вываливая на зрителя эту кашу. При этом темы не то, чтобы сильно сложные, все в рамках актуальной повестки: феминизм, разделенность общества, нацизм и ворох тем помельче. С первым тут, к примеру, доходит до абсурда: в кадре почти нет мужчин, единственная хоть сколько-нибудь значимая мужская роль досталась Тильде Суинтон (которая играла актера, играющего в фильме, вдумайтесь). Про разделенность тоже фарс: постоянные напоминания по радио и ТВ о том, что творится в это время (тут и террористы, что самолеты захватывают во имя своих идеалов, и новости про тюремные заключения, и регулярно переходящий границу Йозеф Клемперер, тот самый психоаналитик-перевертыш).
Вокруг фильма вообще много удивительных слухов курсировало с самого анонса: начиная от вдохновения из различных источников (от Райнера Вернера Фассбиндера до японского фотографа Нобуеси Араки, известного работами с применением бондажа) до переделки целого отеля в Италии под нужды фильма. Излишняя претенциозность остро чувствуется в фильме: это помпезная и вычурная картина, редко отходящая от прописных истин и умудряющаяся даже о них говорить в лоб. Чего не позволял себе Ардженто более 40 лет назад, работая в рамках джалло – жанра, прямо скажем, не претендующую на интеллектуальность.
Сравнивать напрямую фильмы и вовсе губительно: разная визуальная стилистика, разный подход к материалу и разные же акценты позволяют тут говорить о том, что новая «Суспирия» со старой не имеет ничего общего, кроме пары имен и завязки. Складывается ощущение, что фильм бы только выиграл, разорви он связь с оригиналом полностью, так как в голове все равно то и дело идут какие-то сравнения. Главное здесь, само собой, вопрос выбранной стилистики: картина Ардженто отличалась инфернальными цветами и безумной геометрией вкупе с яркими интерьерами. Гуаданьино в противовес делает словно нарочито вытравленные цвета и общую приглушенность всего.
Пожалуй, единственный момент, где Гуаданьино выигрывает подчистую – это сцены танцев. В фильме Ардженто их практически не было, а те, которые в сюжете все же фигурировали, выглядели мягко говоря непрофессионально. В новой же картине один только Volk способен заворожить, а самой мощнейшей сценой фильма и вовсе является именно танец в исполнении Дакоты Джонсон (которая специально для этого училась балету).
Жаль, но кроме танцев смотреть-то толком и не на что: очень топорный и лобовой. Визуально симпатичный, но подчистую проигрывающий на этом поле оригиналу. Да и как хоррор куда слабее – обходится без ярких сцен насилия или хотя бы саспенса почти весь хронометраж. Но попадание в актуальную повестку и линию «умных хорроров» наряду с «Реинкарнацией» и «Тихим местом» вполне могут создать картине культовый статус – пусть и на пустом месте.
«Суспирия» в российском прокате с 29 ноября 2018 года.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…