Рецензии

Рецензия: «Суспирия» Луки Гуаданьино

1977 год, Берлин, все еще разделенный стеной. Молодая американка Сьюзи Беннион (Дакота Джонсон) приезжает учиться в одной из лучших танцевальных школ мира. Однако, с первого же дня девушка понимает, что в школе под началом мадам Блан (Тильда Суинтон) все далеко не так хорошо, как кажется на первый взгляд. И совсем скоро уже остро станет вопрос, как здесь вообще выжить.

Лука Гуаданьино неоднократно делился своими восторгами по поводу «Суспирии» Дарио Ардженто и планами не то, чтобы на ремейк – скорее, на фантазию по мотивам. Все же переснимать картину, ставшую классикой, решиться довольно трудно, а вот сделать что-то свое, взяв за основу культовую вещь, вполне можно. Чем и воспользовался Гуаданьино: уже с первых кадров становится понятно, что фильмы разные и темы чаще всего подниматься тоже будут разные.

Начало фильма демонстрирует прием у психиатра под аккомпанемент телевизора, где вещают о разделении страны и терроризме. Попутно камера будет выхватывать книги (томик Юнга) и символы (странным образом напоминающие Иллюминатов). Следом фильм раскрывает один из главных твистов оригинала: школой заправляют всамделишные ведьмы – коварные, жестокие и опасные. Смещаются акценты, изменяется история, и на смену загадочной, почти что детективной истории приходит триллер, в котором, кажется, все карты раскрыты с самого начала. Само собой, в итоге все же найдется место паре твистов.

Где-то в плоскости «сложных тем» у фильма и начинаются просадки: возникает ощущение, что Гуаданьино и Дэйв Кайганич, уже дважды поработавший с итальянским режиссером, слишком боятся, что зритель может чего-то не понять в их задумке, и начинают разжевывать свои темы, вновь и вновь вываливая на зрителя эту кашу. При этом темы не то, чтобы сильно сложные, все в рамках актуальной повестки: феминизм, разделенность общества, нацизм и ворох тем помельче. С первым тут, к примеру, доходит до абсурда: в кадре почти нет мужчин, единственная хоть сколько-нибудь значимая мужская роль досталась Тильде Суинтон (которая играла актера, играющего в фильме, вдумайтесь). Про разделенность тоже фарс: постоянные напоминания по радио и ТВ о том, что творится в это время (тут и террористы, что самолеты захватывают во имя своих идеалов, и новости про тюремные заключения, и регулярно переходящий границу Йозеф Клемперер, тот самый психоаналитик-перевертыш).

Вокруг фильма вообще много удивительных слухов курсировало с самого анонса: начиная от вдохновения из различных источников (от Райнера Вернера Фассбиндера до японского фотографа Нобуеси Араки, известного работами с применением бондажа) до переделки целого отеля в Италии под нужды фильма. Излишняя претенциозность остро чувствуется в фильме: это помпезная и вычурная картина, редко отходящая от прописных истин и умудряющаяся даже о них говорить в лоб. Чего не позволял себе Ардженто более 40 лет назад, работая в рамках джалло – жанра, прямо скажем, не претендующую на интеллектуальность.

Сравнивать напрямую фильмы и вовсе губительно: разная визуальная стилистика, разный подход к материалу и разные же акценты позволяют тут говорить о том, что новая «Суспирия» со старой не имеет ничего общего, кроме пары имен и завязки. Складывается ощущение, что фильм бы только выиграл, разорви он связь с оригиналом полностью, так как в голове все равно то и дело идут какие-то сравнения. Главное здесь, само собой, вопрос выбранной стилистики: картина Ардженто отличалась инфернальными цветами и безумной геометрией вкупе с яркими интерьерами. Гуаданьино в противовес делает словно нарочито вытравленные цвета и общую приглушенность всего.

Пожалуй, единственный момент, где Гуаданьино выигрывает подчистую – это сцены танцев. В фильме Ардженто их практически не было, а те, которые в сюжете все же фигурировали, выглядели мягко говоря непрофессионально. В новой же картине один только Volk способен заворожить, а самой мощнейшей сценой фильма и вовсе является именно танец в исполнении Дакоты Джонсон (которая специально для этого училась балету).

Жаль, но кроме танцев смотреть-то толком и не на что: очень топорный и лобовой. Визуально симпатичный, но подчистую проигрывающий на этом поле оригиналу. Да и как хоррор куда слабее – обходится без ярких сцен насилия или хотя бы саспенса почти весь хронометраж. Но попадание в актуальную повестку и линию «умных хорроров» наряду с «Реинкарнацией» и «Тихим местом» вполне могут создать картине культовый статус – пусть и на пустом месте.

«Суспирия» в российском прокате с 29 ноября 2018 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

1 час назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

3 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

4 часа назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

7 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

9 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

12 часов назад